Как сообщалось, 28 февраля в Московском Доме национальностей состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Первый Русский царь Иван IV (Грозный)» цикла конференций «Собиратели земли Русской» как часть Просветительского проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и его партнеров «Монументальная летопись России», целями которой являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан Российской Федерации, в том числе, и на освобожденных территориях; патриотическое воспитание подрастающего поколения и противодействие переписыванию истории.
На конференции было обращено внимание на то, что один из первых руководителей нашего государства, Царь Иван Грозный, подвергся и подвергается до сих пор активной и многовековой клевете, закрепившейся не только в работах российских историков, художников и других деятелей культуры, но даже в богослужебных текстах Русской Православной Церкви, что вступает в противоречие с многочисленными историческими фактами, в частности, хотя бы с тем, что при императоре Александре III Иоанн Грозный почитался как местночтимый святой, а его мощи его почивают в Михаило-Архангельском соборе Кремля.
На конференции была отмечена особая роль первого русского Государя в развитии русской государственности – укреплении вертикали власти с одновременным развитием земского народного самоуправления. За 50 лет правления Ивана Грозного площадь государства увеличилась вдвое, было построено 155 городов, были проведены государственные и общественные реформы, укрепившие молодое государство и способствующее его дальнейшему росту.
По итогам заседания участниками конференции была принята резолюция.
Участники конференции, в частности, в резолюции предложили Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность внесения в учебник по истории России поправок о личности Первого Русского царя Ивана (Грозного) и его соратников с учетом развенчания многовековой клеветы, сформированной европейцами и бежавшими предателями.
6 мая, в Светлый понедельник, Министерство просвещения в лице заместителя Департамента Александра Владимировича Реута ответило на предложение участников конференции.
В письме Министерства просвещения, в частности, говорится:
«Согласно пункту 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В департаменте подчеркнули, что «все учебники, включенные в ФПУ, соответствуют ФГОС, в том числе учебники "История. История России" под редакцией А.В. Торкунова, "История. История России. XVI - конец XVII века" под общей редакцией В.Р.Мединского, "История. История России. XVI - XVII века" под научной редакцией Ю.А.Петрова».
В Минпросвещения отметили, что согласно положениям федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее – ФОП ООО), учебный предмет «История» в 7 классе предусматривает изучение тем: Царствование Ивана IV; принятие Иваном IV царского титула; реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение; появление Земских соборов: дискуссии характере народного представительства; отмена кормлений; система налогообложения; Судебник 1550 г.; Стоглавый собор; Земская реформа – формирование органов местного самоуправления; внешняя политика России в XVI в.; создание стрелецких полков и «Уложение о службе»; присоединение Казанского и Астраханского ханств; значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства; войны с Крымским ханством; битва при Молодях; укрепление южных границ; Ливонская война: причины и характер; причины и результаты поражения России в Ливонской войне; поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство; начало присоединения к России Западной Сибири; социальная структура российского общества; сосуществование религий в Российском государстве; опричнина, дискуссия о ее причинах и характере; опричный террор; разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г.; противоречивость личности Ивана Грозного; результаты и цена преобразований.
Наряду с этим Департамент информирует, что «на заседании расширенного Президиума Межведомственной комиссии по историческому просвещению под председательством помощника Президента Российской Федерации В.Р. Мединского в декабре 2022 г. было принято решение о создании единой линейки учебников истории».
«Единые учебники разрабатываются в соответствии с ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287, федеральной рабочей программой по учебному предмету "История", включенной в федеральную образовательную программу основного общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370, а также Концепцией преподавания учебного курса "История России" в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной Решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн).
Главным результатом изучения учебного предмета "История" должно стать формирование у обучающихся патриотизма и российской гражданской идентичности», - заявили в Министерстве просвещения.
В целях объективного, всестороннего рассмотрения Департамент направил запросы правообладателям вышеуказанных учебников (АО «Издательство «Просвещение», ООО «Русское слово – учебник»).
Генеральный директор издательство «Русское слово – учебник» О.О.Афанасьева в своём письме отметила, что в учебнике издательства по истории для учеников 7 класса «содержится разносторонняя характеристика деятельности Ивана IV. Раскрыто позитивное значение реформ 1550-х гг. (стр. 17-22). Делается вывод о том, что преобразования Ивана IV "укрепили систему власти и управления страной", обращается внимание на то, что в России начала складываться сословно-представительная монархия – система, при которой в управлении государством наряду с монархом принимают участие представители сословий".
Положительно характеризуется принятие "Судебника" 1550 года, согласно которому, "впервые вводились наказания для взяточников – начиная с самых мелких…" и военные преобразования царя (принятия "Уложения о службе", создание постоянного стрелецкого войска).
Дана объективная характеристика внешней политики России при Иване Грозном. Показано, что перед властью стояла задача обезопасить границы государства».
Касаясь темы опричнины, в письме отмечается, что «в учебнике говорится о казни неугодных царю людей в период опричнины, о произволе со стороны опричников (стр.38, 40), а также о подвиге митрополита Филиппа, обличавшего Ивана IV в пролитии крови и разорении страны (стр.38-39). Подобное изложение основано на современных научных трактовках событий опричнины в работах ведущих учёных страны».
Отмечается, что «отход от политики опричнины произошёл по решению самого царя».
«Упоминаемые современниками жестокость и подозрительность царя не рассматриваются как основные причины введения опричнины, - говорится далее в письме издательства, - напротив, показано, что возникновение этих качеств Ивана IV было обусловлено условиями, в которых прошли его детство и молодость».
Подытоживая, О.О.Афанасьева отмечает, что таким образом характеристику эпохи Ивана IV и личности царя в учебнике «можно считать соответствующей современным научным представлениям».
В свою очередь в издательстве «Просвещение» не согласились с некоторыми выводами участников конференции и заявили, что они «не привели ни одного примера, свидетельствующего о недостоверности фактов, изложенных в действующих учебниках».
«Пожелания авторов писем и обращений, связанные с отражением фигуры Ивана IV и его роли в истории России, всегда вызывали споры и дискуссии как в российском обществе, так и в исторической науке. Учебники истории должны отражать взвешенную, выверенную информацию, основанную на современных данных науки», - отметили в издательстве «Просвещение».
Ответ издательства «Русское слово – учебник»
Ответ издательства «Просвещение»