Из сообщений израильской прессы в начале этого года: «Министерство финансов Израиля предложило израильскому правительству увеличить бюджетные расходы на оборону и безопасность на 55 млрд шекелей, еще 13,4 млрд шекелей будет выделено на гражданские нужды, возникшие непосредственно в результате войны. Кроме того, предложено повысить налог на добавленную стоимость (НДС) с 17 до 18%. Эти данные внесены в предварительный вариант проекта госбюджета на 2024 год, представленного на обсуждение кабинета министров в воскресенье, 14 января».
Военные расходы государства Израиль – это в основном расходы на вооружения и боеприпасы, на денежное и вещевое довольствие солдат и офицеров и сопутствующие гражданские расходы.
Соединенные Штаты Америки финансируют только поставки государству Израиль боеприпасов и вооружений. Остальные военные расходы ложатся бременем на израильский бюджет. Израильское правительство пытается решить эту проблему повышением налогов и сокращением остальной части государственного бюджета, но этого может не хватить. Четыреста тысяч израильских резервистов, призванных в армию, не работают, не платят налогов и являются только потребителями дополнительных расходов государственного бюджета, связанных в нападением на Сектор Газа. 200 тысяч израильских переселенцев с юга и с севера не расселены в центре Израиля на постоянной основе, не работают и сидят на шее государства Израиль, занимая места в гостиницах.
Туризм в Израиле, составляющий 6% от ВВП, резко сократился и в ближайшее время не будет восстановлен – в том числе из-за занятости мест в гостиницах переселенцами и из-за военных рисков.
Сельское хозяйство Израиля и строительство почти остановились из-за отсутствия рабочей силы – израильтяне работать на стройках не хотят, палестинцев теперь не пускают, иностранные рабочие в Израиль не едут.
Турция объявила бойкот Израилю и прекратила экспорт и импорт товаров в Израиль и из Израиля.
143 страны в мире признали Палестинское государство.
Несколько сотен тысяч израильтян покинули Израиль из-за военных действий.
То есть наблюдается общее снижение конъюнктуры из-за войны, следствием которого является уменьшение уровня и собираемости налогов.
Сильный секвестр бюджетных расходов государства Израиль невозможен из-за парламентских коалиционных соглашений, фиксирующих большинство бюджетных расходов различным секторам израильского общества. Некоторые израильские партии, входящие в правящую коалицию, отказываются подписывать сокращения расходов, направленные на их избирателей.
В случае развала правящей парламентской коалиции в Израиле должны быть объявлены досрочные парламентские выборы, которые правящая партия «Ликуд» неизбежно проиграет, что следует из различных многочисленных опросов общественного мнения. Для Биньямина Нетаньяху лично это означает прямую дорогу в тюрьму.
Поэтому Нетаньяху вместе с министерством финансов Израиля начал привлекать заемные средства для продолжения финансирования войны. Увеличение государственного долга государства Израиль и другие политические и финансовые риски, связанные с войной, уже привели к снижению кредитных рейтингов государства Израиль рейтинговыми агентствами Moody’s и Standart & Poor’s, что, в свою очередь, обычно вызывает удорожание стоимости привлекаемых государствами финансовых средств, так как они должны повышать привлекательность своих ценных бумаг / долговых обязательств для потенциальных инвесторов в случае падения кредитных рейтингов. Увеличение процентных выплат по государственным долговым обязательствам может осуществляться или за счет текущих выплат из государственного бюджета, что в израильских условиях потребует корректировки государственного бюджета и очередные трения внутри правящей коалиции, или за счет привлеченных внешними займами средств по схеме «МММ», когда и старые долги, и проценты по старым долгам оплачиваются за счет новых.
В результате всего этого после более чем полугода достаточно интенсивных военных действий на юге и на севере государства Израиль текущая финансовая ситуация в Израиле имеет сильную тенденцию к ухудшению. Продолжение государством Израиль военных действий в Секторе Газа означает также продолжение военных действий на севере государства Израиль и противостояние с движением «Хизбалла», которое заявило условием прекращения своих военных действий против Израиля вывод израильских войск из Сектора Газа.
То же самое происходит и в Красном море – йеменские хуситы блокируют транспортные перевозки в Израиль по Красному морю и будут продолжать эту блокаду до полного вывода израильских войск из Сектора Газа. Соединенные Штаты Америки пока пытаются противостоять этой морской блокаде, но никаких реальных успехов достигнуто ими не было – они уже потеряли три крупных БПЛА, несколько военных кораблей морской флотилии США и их союзников было повреждено хуситами, а торговые корабли плывут в обход Африки, увеличивая накладные расходы и цену товаров для Израиля и для Европы. Соединенные Штаты Америки вместо того, чтобы принудить Израиль к выводу войск из Сектора Газа и тем самым прекратить «горячую» стадию этого конфликта, пытаются как-то «прикрыть» Израиль, но американские авианосцы из региона ушли, ОАЭ закрыло для американцев свои военные базы для нападения на Йемен, и вся военно-политическая и экономическая ситуация для США и для Израиля имеет тенденцию к ухудшению, вплоть до расширения международной блокады, к которой недавно присоединилась Турция и вплоть до немедленного создания Палестинского государства в международно признанных границах 1947-1948 годов и его признанием большинством стран мира.
Единственным выходом в нынешней ситуации для спасения и сохранения государства Израиль является полный вывод израильских войск из Сектора Газа и прекращение там военных действий, а в перспективе – полное прекращение израильской оккупации оккупированных Израилем палестинских и сирийских территорий, прекращение израильской морской блокады Сектора Газа и сухопутной блокады Западного берега реки Иордан, создание независимого палестинского государства в единственно законных и международно признанных границах 1947-1948 годов и заключение всеобщего мира на Ближнем Востоке. Но на это нынешние израильские власти пока пойти не могут, в результате чего всё это может произойти без заключения всеобщего мира под внешним давлением с иранскими и сирийскими ракетами на освобожденных Голанских высотах, нацеленных на территорию Израиля, что в итоге приведет к его полной капитуляции.
У государства Израиль после геноцида, устроенного им в Секторе Газа, почти не осталось никакой международной поддержки, кроме Соединенных Штатов Америки, чьи позиции в мире слабеют под влиянием внутренних и внешних факторов. Уже очень скоро Соединенным Штатам Америки будет не до Израиля, и нынешняя война и нынешние огромные расходы на эту войну могут привести государство Израиль к его исторически быстрому самоуничтожению. Исторически государство Израиль выиграло только две быстротекущих войны 1947-1948 и 1967 годов, все остальные относительно затяжные войны государство Израиль проигрывало, в том числе из-за истощения внутренних ресурсов. Нынешняя ситуация затяжной более чем полугодовой войны может также привести государство Израиль к его поражению, на этот раз окончательному.
Михаил Ефимович Ошеров, политический аналитик