«Идиот, дубина, мерзкий гордец» - каждый раз негодую на себя, вспоминая, как мошенники развели меня, как последнего лоха. Сколько раз говорил себе, что надо перестать ввязываться во всякие авантюры, принимать на проживание на приходе малоизвестных людей и т.д. И вот опять ляпсус…
… В Духовном центре Русской Старообрядческой Православной Церкви проходила конференция, посвященная известному русскому историку В.Н. Татищеву. Казалось, что машина времени перенесла меня в далекие 70-е годы – время учебы на истфаке Московского государственного пединститута. Перед моим мысленным взором проходили лица тогдашних моих преподавателей – Кобрина, Тюкавкина, Утченко, Павленко, Эвенчик и др. Конференция, запланированная на два часа, продолжалась целых четыре. В середине первого ряда сидел митрополит Корнилий. Какой же он симпатяга – приветливый, доброжелательный. Люди такого склада всегда умиротворяюще действовали на мою мятущуюся душу, общаясь с ними, я становился спокойным, улетучивались резковатость и взбрыкивания. В старообрядческом митрополите всегда импонировала жажда познания, открытость и контактность в общении с представителями ученого мира. Собравшиеся напоминали Ученый Совет нашего факультета, а владыка Корнилий – его декана.
Вдруг раздается звонок: помощник сообщает, что меня просит срочно позвонить епископ Алексий. «Говорил с кавказским акцентом. Представился секретарем Патриарха», - добавила она. Судорожно соображаю, кто бы это мог быть. В Москве я знаю только одного епископа Алексия – наместника Свято-Данилова монастыря. Он, однако, не является секретарем Патриарха. Может быть, меня вспомнил грузинский Патриарх, с которым я общался в Тбилиси много лет назад? Не дозвонился. Чтобы лишний раз не мешать участникам конференции, попросил помощника, чтобы «епископ Алексий» сам мне позвонил. Раздался звонок, на экране возникла фотография архиерея. Спрашиваю звонившего: «Простите, я что-то не припомню в Москве епископа Алексия» - «Меня недавно рукоположили» - «Да, да» - вспомнил я, что было решение Синода о рукоположении архимандрита Алексия (Турикова), секретаря Патриарха во епископы.
«Епископ Алексий»: «Отец Кирилл, Вы родились 22 октября 1957 года?» - «Да» - «Вы закончили истфак МГПИ, Московскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию, аспирантуру при ОВЦС?» Я все подтверждаю. «Вас срочно вызывает Святейший – он хочет Вас назначить наместником Троице-Сергиевой Лавры». Ошалев от такой информации, я перестаю что-то соображать. «Епископ» продолжает свой полив, один вопрос следует за другим: «А Вы один служите на приходе? Какие там у Вас проблемы?» - «Людей маловато, как и у многих других» - с трудом выдавливаю я из себя – «Ну все-таки, какие проблемы?» Судорожно соображаю: «Ну да, шестой год идет судебное разбирательство в связи с попытками отторгнуть часть исконно принадлежавшей храму земли, которая использовалась в советское время знаменитым Домом на набережной, и возвращена нам согласно Госакту» - «А юрист у Вас есть?» - «Да, причем, очень квалифицированный» - «А Вы оплачиваете его работу?» Я: «Нам очень повезло – Марья Александровна работает благотворительно. Она прониклась к нашему храму, венчалась у нас и вообще, нам с ней очень повезло. По своему уровню она могла бы вполне успешно работать в структуре Патриархии». «А какова перспектива этого дела?» - продолжает вопрошать человек на другом конце провода. Я: «По словам юриста – процентов 80 в нашу пользу. Возможно, что в мае будет последнее заседание. Вообще, я подробно писал об этой проблеме и Святейшему Патриарху, и митрополиту Григорию». «Епископ»: «Недавно сменился председатель Верховного Суда, я позвоню ему, чтобы он помог решить эту проблему. А где проходят суды?» Я: «В Арбитражном суде Москвы около метро Тульская. Буду Вам благодарен, если позвоните» - «Во сколько Вы приедете? Через час сможете? Давайте я за Вами машину пришлю». Я: «Вы знаете, я уж как-то сам». Договорились, что в 16.30 буду на месте. «А где будет прием у Святейшего?» - «В синодальном отделе». Я: «Наверное, в Синодальной резиденции в Даниловом монастыре?» «Епископ» подтверждает (хотя Резиденция не синодальная, а патриаршая). Вдруг «секретарь Патриарха» говорит: «Советую Вам приезжать на прием к Патриарху с панагией». Я, с недоумением: «Но у меня с собой нет таких денег» - «Вас подвезут на приход, а потом в магазин, там купите». Я: «Но у меня вообще нет таких денег, по бедности прихода я не получаю зарплату, у меня есть только мелкие деньги на карманные расходы. А зачем вообще Патриарху панагия из Софринского магазина? Наверное, лучше приобрести что-то старинное?» Немного очухавшись по поводу «наместничества в Троице-Сергиевой Лавре», робко возражаю: «Я ведь на приходе более 30 лет служу по старому обряду и вообще, я очень прирос к своему приходу». Потом вдруг ляпнул: «Ну разве если Берсеневский приход сделать подворьем Лавры». «Епископ»: «Вы служите по старому обряду? – мне владыка Григорий об этом не сказал».
Закончив разговор, я извиняюсь, что не смогу выступить по привычному приглашению владыки Корнилия в виду того, что меня срочно вызывает Патриарх. Высказываю свое недоумение одному из участников Конференции по поводу панагии для Патриарха при встрече с ним. Он в ответ: «Лучше бы не панагию, а какую-нибудь старинную реликвию, например, кусок камня из стены древнего Георгиевского собора в Юрьев-Польском». Как был, еду на прием к Патриарху – в старинном кафтане на 33 пуговицы, в полумантии с красной полосой и такой же скуфье – ведь все-таки я настоятель старообрядного прихода. Меня не раз упрекали другие единоверцы, что я на официальных мероприятиях всегда в новообрядном клобуке. Но вот настал момент «явить себя миру и Патриарху». Попросил еще, чтобы лестовку подвезли в Данилов с прихода (старообрядцы носят лестовки только на службе и при совершении домашней молитвы). В дороге звоню знакомому священнику, предупреждаю его, чтобы он не падал, озвучиваю о наместничестве в Лавре – он невольно вскрикивает. Сказал, что мог бы приобрести панагию для такого случая.
У меня в голове каша. С одной стороны, горделивые мысли: «Ну вот, наконец, оценили. А что?! У меня мощное как светское, так и духовное образование, более 600 статей только на "Русской народной линии", скоро выйдет 10-й том "Воспоминаний" и т.д, и т.п.». А с другой стороны: «Ну, куда «со свиным рылом в калашный ряд»? И, как я буду служить, проникнувшись древним благочестием до мозга костей? Конечно, буду креститься двумя перстами, ходить с лестовкой и использовать подручник, что неизбежно вызовет смущение и даже противодействие. А как я буду решать сложные административные и хозяйственные вопросы, если у меня от малейшего дуновения искушения сразу подскакивает давление и начинаются сердечные спазмы? Несколько раз в месяц я посещаю Медицинский центр, на следующей неделе мне предстоит сложная биопсия, а потом возможна и онкологическая операция. Хорош наместник с диабетом второго типа, что выражается в заметно выступающем животе. А потом, Лавра, очевидно – важный источник доходов для Патриархии, наместник должен это все гарантировать, а я в этих делах – полный профан.
Из обрывков мыслей в голове складывается примерно такое содержание встречи с Патриархом: благодарность за высокое доверие – второе в моей жизни с его стороны (первое было в далеком 1988 году, ровно 36 лет назад, когда Патриарх, будучи тогда Смоленским архиепископом, предлагал мне стать наместником древнего Иоанно-Предотеченского монастыря в Вязьме – втором по значению городе епархии – я тогда отказался). Заверю его в своем неизменно теплом и сердечном отношении, и скажу о себе, как о совершенно неподходящем кандидате – смог бы только усилить уставность лаврских служб и гарантировать полное неучастие в различных финансовых махинациях, в отказе от роскоши и т.п. Полная неопределенность в том, как отреагирует Патриарх.
… Ровно в 16.30 я у ворот патриаршей резиденции. Некоторым из монахов, не удержавшись, говорю: «А я приехал на прием к Патриарху». Захожу по пути в Покровскую церковь, прошу Богородицу покрыть меня Своим омофором и молитвенного предстательства преподобных Даниила и Георгия, прикладываюсь горячим от всплеска давления лбом к мозаичному образу прп. Сергия Радонежского на торце трапезного корпуса.
Но что это?! – металлическая дверь ограды резиденции на замке. Ничего не понимаю – я же прибыл не с опозданием. Припоминаю слова «епископа» о приеме в «синодальном отделе». На территории Данилова располагается только один синодальный отдел – внешних церковных связей. Прохожу туда. Дежурный недоуменно пожимает плечами: «Нет и не было сегодня Патриарха». Советует пройти на вторую проходную, ведущую ко входу в патриаршую резиденцию (я не знал об ее существовании). Объясняю здесь дежурному о цели моего прихода – тот отнесся не формально, куда-то позвонил, просмотрел свои записи: «Нет, ни Патриарха, ни владыки Алексия сегодня не было». Надо ли говорить о шквале звонков на номер «секретаря Патриарха» - как моих, так и моего помощника (фотография владыки Алексия с аватарки, кстати, уже исчезла). Вдруг, словно пелена спадает с моих глаз и вырисовывается четкая картина аферы и мошенничества: взятие «на понт» перечислением в общем-то общедоступных моих личных данных, кавказский акцент, подозрительная срочность моего приезда, вопрос «епископа», платим ли мы юристу – обычно это большие деньги, которые характеризуют уровень дохода прихода, нелепость с предложением приобрести панагию для Патриарха, даже странная имитация контакта с Патриархом у звонившего и, наконец, полный тупик при попытке реализовать аудиенцию у Святейшего. Дежурный рассказывает о том, что были случаи, когда проходимцы названивали от имени викариев Патриарха (еще я слышал, что могут даже подделывать чьи угодно голоса) и советует мне все описать для того, чтобы правоохранительные органы могли принять меры. Совершенно разбитый и ничего не соображающий, я колеблюсь, ссылаясь на то, что нужно, как монаху, посоветоваться с духовником и вообще, сгорая от стыда, боюсь оказаться в глазах Патриарха и настоящего епископа Алексия полным дураком и профаном. Понуро опустив голову, выхожу из ворот монастыря, приезжаю на приход, подключаюсь к уже начавшейся службе Богородице, несколько умиротворяюсь. В голове рефреном звучит: «Всяк сверчок знай свой шесток». Главный вывод: во всех подобных случаях нужно ссылаться на благочинного – ближайшую инстанцию для приходского священника.
Недавно я начал собирать материал на тему: «Стрессы в моей жизни» (потом слово «стрессы» заменил на «испытания»). К моему удивлению, воспоминания об этих стрессах и испытаниях посыпались как из рога изобилия, начиная с самого детства. «Все это в прошлом, теперь я стал мудрее», - думал я. Оказалось, что так думал я опрометчиво – и вот она «свежатинка»…
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
1.