Международному дню детской литературы на портале Объясняем.рф очень красивая инсталляция - азбука с любимыми советскими авторами. На днях были опубликованы поручения Президента России по итогам обращения к Федеральному Собранию. Одно из них активно обсуждается и среди родителей, и среди школьников. Президент поручил сократить домашние задания и убрать лишние контрольные работы в школах. Были обращения, что на учеников чрезмерная нагрузка. Сами учителя говорят, что ребенок в школе учиться, приходит домой, и у него нет даже получаса пойти погулять, потому что нужно делать домашнее задание. Такая нагрузка еще и на психику родителей. Согласно опросу сервиса Superjob, 79% родителей учеников начальных классов регулярно помогают детям делать уроки. В 5-7 классах цифра снижается до 56%. Необходимость помогать детям с уроками больше всего раздражает матерей. Приводится информация, что китайские родители «зарабатывают» инфаркты и инсульты, помогая детям с уроками, а наши пока только раздражаются.
Информацию прокомментировал в программе «Железная логика» на радиостанции Вести.ФМ известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «У меня вызывают непонимание и раздражение условия, в которых происходит сдача экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ)» опубликован в блоге политолога.
«Проблема больше для специалистов. Современный этап развития, в том числе задачи, которые стоят перед страной, требуют высокого уровня образования, квалифицированных кадров, подготовки. Поэтому надо учиться, прилагать усилия, чтобы получить хорошие знания. Не получится так, что в Интернете забью, в “Википедии” посмотрю - и я всё знаю», - отметил политолог.
«Что касается объемов, специфики, заданий, иногда есть впечатление, что это чрезмерно. Здесь, наверное, надо, чтобы специалисты, педагоги, методисты вычленили, что здесь нужно, а что не нужно. Я не хотел бы, чтобы мы шли по пути упрощения. Хотя сейчас очень много всего преподают и много чего задают. У меня вызывают непонимание и раздражение условия, в которых происходят сдачи экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ): по четыре часа ребята сдают; выйти в туалет можно только с сопровождающим; какие-то “внедренные агенты” могут предложить что-то списать, и, если вы согласились, то аннулируют результаты; если больше трех минут находишься в туалете, то уже стучат – как гестапо. Надо ли это? Мне кажется, это нагружает, нервирует детей, создает им стрессовые условия, которые не способствуют ни здоровью, ни воспитанию», - добавил он.
«Говорят, что всё это борьба за знания. Может быть, но здесь главное не передавить, чтобы в психоз никого не вводить. Единственное, чтобы не травмировать излишними, странными, жесткими условиями сдачи», - подчеркнул эксперт.
«Что касается родителей, у меня такое впечатление, что мы все расслабились: “Вот тебе телефон, Интернет, деньги на какие-то расходы и сам воспитывайся”. А еще: “Мамочки раздражены тем, что им приходится помогать делать уроки детям”. А вы как думали? Здесь проблема, связанная с самомнением. Это касается и отцов, но у них есть оправдание: “Я деньги зарабатываю” (это если он их правда зарабатывает). Воспитание детей, семья - это очень ответственная вещь в нашей жизни, первая обязанность и матери, и отца. Другой вопрос, что: с одной стороны, бывает лень, а с другой стороны - самим не хватает знаний», - заметил он.
«У меня дети один за другим выходят в жизнь. Я удивлялся заданиям, которые иногда они мне приносили: некоторые из них я даже понять не мог, а некоторые не способен был решить. Первое: надо искать оптимальную форму образования для наших детей, не снижая уровня. Второе: родителям надо понимать, что это работа, жизнь такая. А как вы хотели? “Буду жить не напрягаясь”. Поэтому огромное количество браков распадается. Главное - понимать, что есть совместный, настоящий труд, который требует и напряжения, и самоотречения, и усталости. Если ты не отдаешь, то тебе никто ничего не вернет. Много одиноких стариков, которых бросили их дети. Разные бывают случаи, но если ты выстраиваешь систему взаимной заботы, то чаще всего к тебе эта забота возвращается», - подчеркнул аналитик.
«Что касается искусственного интеллекта: мне пока хватает естественного. Наверное, он может в чем-то подсобить, но доверяться ему полностью я бы не стал. К этому надо относиться осторожно и не стать заложником технологий», - сказал Михеев.
«Мы зря здесь отстаем, потому что надо вырабатывать свою суверенную концепцию применения этих технологий. ИИ не то чтобы мной не любим, а мною нелюбимая попытка заменить человека “железками” и технологиями. Все остальное может быть полезным? Да, может. Только надо правильно расставлять приоритеты. И не нужна кампанейщина, потому что она часто поглощает тот здравый смысл, который есть», - подчеркнул он.
«Этот процент вероятности уничтожения человечества (20%) базируется в этих вещах: бесконтрольное развитие, игнорирование угроз, бездумное подчинение человека технологиям. Если мы неглупые и способны думать вперед, то нам надо вычленить эти опасности, вовремя их изолировать и применять то, что несет нам пользу», - заметил эксперт.
«Я говорил, что это ведет к ситуации, когда всё будет погружено в сплошную фальсификацию, и очень трудно будет вычленить, где правда, а где ложь. Когда ложь станет тотальной, тогда настанет последнее время и надо быть осторожными», - заключил Сергей Михеев.