Американское аналитическое издание по военно-политической тематике «The National Interest», который издаёт неправительственная политологическая организация «Центр за национальный интерес» опубликовал статью Гэри Клайда Хуфбауэр «Вредят ли санкции России?», в которой изложен взгляд на то: какие цели могут и должны достигаться посредством введения санкций, и при каких условиях эти санкции работают.
Информационным поводом стало введение Евросоюзом тринадцатого пакета санкций против нашей страны. До начала СВО Россия входила в число ведущих торговых партнеров Европы. Двусторонняя торговля товарами и услугами составила 257 миллиардов евро.К декабрю 2023 года санкции сократили эти торговые потоки более чем на две трети.
Поскольку прошла вторая годовщина СВО, стоит задаться вопросом: «чего на самом деле можно достичь путем дальнейшего ограничения двусторонней торговли?»
Итак, слово Хуфбауэру:
«В истории, возможно, уже есть ответы на этот важный вопрос. На протяжении последнего столетия (и начиная с эпохи Наполеона) экономические санкции преследовали цели, перекликающиеся с уголовным правом: сдерживание, реабилитация, лишения и возмездие.
Как эти цели сочетаются в текущем случае с Россией?
Сдерживание было труднодостижимым. В 1960 году в мире было активных случаев применения санкций. К 2014 году это число достигло 170. Эта резкая эскалация указывает на то, что прошлые эпизоды всерьёз не отпугнули новых нарушителей — ни страны, которые нарушали права человека, устраивали военные перевороты, стремились создать ядерное оружие, ни вторгались в соседние страны».
После воссоединения Крыма прохладный (tepid) – по выражению американского аналитика – пакет санкций США и ЕС хотя и нанёс ущерб отдельным российским фирмам и нескольким олигархам, но «не сдержал Путина».
«Угрозы, озвученные президентом Байденом и европейскими лидерами за несколько недель до вторжения, также не оказали влияния на военные планы Путина», сетует аналитик «Национального Интереса».
«История реабилитации с 1914 года показывает примеры успеха благодаря экономическим санкциям, но редко – в делах против крупных или даже средних держав. Анализ Института Петерсона показывает, что санкции достигли некоторых (редко всех) внешнеполитических целей законодателей лишь в трети случаев со времён Первой мировой войны. Однако успехи сосредоточены в санкциях против небольших стран со слабыми правительствами:
Показательны смена режима в Чили в 1973 году и отмена переворота в Кот-д'Ивуаре в 2000 году.
Вопреки этим успехам, жесткие санкции против Саддама Хусейна в Ираке и аятолл в Иране не изменили их территориальных или ядерных целей. Даже в отношении небольших автократических стран, в частности Кубы и Северной Кореи, десятилетия санкций не привели к восстановлению. Венесуэла, находящаяся под властью диктатора Николаса Мадуро, теперь угрожает соседней Гайане, несмотря на множество санкций США. Что касается Украины, то история не зафиксировала случаев, когда экономическими санкциями можно было решать военные задачи против крупной державы — ни Германии и её союзников в Первой мировой войне, ни Германии и Японии во Второй мировой войне, ни Китая в Корейской войне, ни СССР в холодной войне, ни России в войне на Украине».
Итак, сдерживание не работает, реабилитация не особенно востребована…
Таким образом, целями санкций против России остаются «лишения и возмездие».
«Рассмотрим лишения. Россия потеряла прямой доступ к европейским, американским и другим союзным рынкам для широкого спектра военных компонентов. В свою очередь, Россия перепрофилировала отечественные заводы для производства военной, а не гражданской продукции — танков, а не автомобилей, — одновременно добиваясь поставок через дружественных или нейтральных посредников, таких как Казахстан, Китай и Турция. Россия также закупила запасные беспилотники и артиллерийские снаряды у Ирана и Северной Кореи, а также основные полупроводники у Китая. Хотя депривация является достойной целью и сопровождает все санкции военного времени, следует ожидать неприятных утечек информации от объекта с географическим и экономическим размахом России».
Оставшаяся цель — возмездие, т.е. наказание само по себе. В начале СВО Соединенные Штаты и ЕС ввели гораздо более жёсткие санкции в отношении финансов и торговли, чем Россия когда-либо ожидала.
«Многие прогнозировали, что российская экономика столкнется с двузначным спадом. Безусловно, московская фондовая биржа и рубль рухнули, но вскоре восстановились. Как недавно сообщил МВФ, российская экономика сократилась всего на 1,2 процента в 2022 году и даже выросла на 3,6 процента в 2023 году. Это отражает как способность России продавать своим друзьям огромные объемы нефти по сниженным ценам, так и стимулирование военного производства», признаётся аналитик.
Признав, что санкции не смогли обрушить экономику России, ибо санкциями можно принудить к чему бы то ни было лишь небольшие государства, американцы признали, что санкции если и ударяю по кому-то – то лишь по простому обывателю.
Который в принципе не может оказать никакого существенного влияния на внешнюю политику государства.
Следовательно, санкции не работают.
Редакция «Русской народной Линии»