6 марта исполняется 210 лет со дня смерти гениального архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759 – 1814). Крепостной графа А.С. Строганова, он прожил недолгую жизнь и сделать успел не так много, но то, что сделал, прославило его имя на века.
Главное из его творений – Казанский (в честь Казанской иконы Божией Матери) собор на Невском проспекте в Петербурге (1801 – 1811 гг.). Ни один из проектов, в том числе выполненных иностранцами, высочайшего утверждения не получил. Воронихин участия в конкурсе не принимал, но проект разработал, и именно его утвердил император Александр I.
Это была эпоха «ампира» («Александровского классицизма», по-иному – «позднего классицизма») с широким использованием ордерной архитектуры. Казанский собор стал едва ли не лучшим образцом этой эпохи. Сложность задачи состояла в том, что по церковному канону главный фасад и центральный вход должны быть обращены на запад, в то время как на главную магистраль города Невский проспект выходит северная боковая сторона.
Воронихин изобретательно решил эту задачу. Расположив здание в глубине проспекта, он окружил его полуциркульной колоннадой из 96-ти изящных колонн коринфского ордера, создал площадь перед ней и превратил сравнительно небольшое по размерам здание в величественный храм. (Противоположный пример: гигантский Исаакиевский собор О. Монферрана, талантливого инженера, но посредственного архитектора, из-за неудачных пропорций, перегруженности фасада декором и скульптурами с близкого расстояния не производит впечатления грандиозности.)
Казанский собор, благодаря красоте и местоположению, надолго стал главным собором Петербурга. Как водится, находились и злопыхатели, которые не могли равнодушно видеть, как человек из низов добился славы и признания. Они распускали слухи о том, что проект заимствован то у В. Баженова, то у Ч. Камерона. К чести А.Н. Воронихина, он на эти слухи не реагировал и продолжал строить.
Ещё одно его выдающееся произведение – здание Горного института на Васильевском острове у набережной Невы (1806 – 1811). По центру фасада автор разместил портик с 12-ю массивными колоннами дорического ордера. Минимум архитектурных деталей, аскетизм (если такое слово можно применить к «ампиру») и, в то же время, статная мощь превратили двухэтажное здание в символ суровой и мужественной профессии горного инженера.
Надо помнить, что в то время автор проекта был и руководителем строительства. В его ведении была не только техническая сторона, но и выбор подрядчика, и качество материалов, и сметные расходы. У него были, конечно, помощники, но за всё отвечал он.
Не меньшую славу у современников Андрей Никифорович приобрёл и как мастер интерьеров, и как мастер дворцово-парковой архитектуры. По его проектам были выполнены интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине, Павловске и дворца Шереметева на Фонтанке, включая перепланировку помещений и устройство новых лестниц. По его проектам были возведены Большой грот, колоннады и Эрмитажный каскад в Петергофе, грот-фонтан на Пулковском шоссе, мосты, беседки, павильоны и памятники в Павловском парке. Сохранившиеся рисунки и акварели говорят о нём и как о превосходном художнике-рисовальщике. В дополнение ко всему он был профессором Императорской Академии художеств, и его студенты проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного института.
России повезло, что крепостной стал одним из самых великих архитекторов в её истории. И заслуга в этом – Александра Сергеевича Строганова, тонкого ценителя искусства, коллекционера и мецената, будущего президента Академии художеств. Он сумел разглядеть в юном Воронихине большой талант, в 1777 году послал того учиться в Москву, в команду выдающихся архитекторов В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, потом, в качестве «служащего» своего сына, – во Францию и Швейцарию для изучения живописи и архитектуры. С 1790-х годов Андрей Никифорович работал самостоятельно (в 1786 г. он получил «вольную»).
Умер он внезапно, в возрасте 54 лет, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Казанский собор. После 1812 г. воспринимался как храм-памятник. В нем похоронен М.И. Кутузов, памятники Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли установлены на площади перед собором. Сюда были доставлены ключи от покоренных городов, французские знамёна и штандарты. В 1893 г. в соборе отпевали П.И. Чайковского.
В 1922 г. под предлогом «помощи голодающим Поволжья» собор был разграблен большевиками (изъято около 2 т серебра), испорчено внутреннее убранство. До 1932 г. был кафедральным собором, затем превращён в Музей истории религии и атеизма, в 1990 г. возвращён Русской Православной церкви вместе с мощами св. благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и преподобного Серафима Саровского, хранившимися в запасниках.
Горный институт. Первое высшее техническое учебное заведение в России. Первоначально (с 1773 г.) назывался Горным училищем, с 1804 г. – Горным кадетским корпусом. По инициативе профессоров корпуса в 1817 г. было создано старейшее в мире Минералогическое общество, с 1825 г. стал издаваться первый в мире «Горный журнал». С 1834 г. – Институт Корпуса горных инженеров (военизированное учебное заведение), с 1866 г. – Горный институт императрицы Екатерины II.
В советское время название менялось много раз, с 2023 г. – Горный университет императрицы Екатерины II. На 9-ти его факультетах обучается 16,5 тыс. студентов. Входит в сорок лучших вузов России.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
5. Сколько предпринимателей
4. Грабёж
3. прекрасно!
2.
1. Валерий Габрусенко