Фамилии большинства советских авиаконструкторов первого поколения знают по маркам самолётов: «По» –Поликарпов, «Ту» – Туполев, «Ил» – Ильюшин, «Су» – Сухой, «Ан» – Антонов, «Як» – Яковлев. Имена их преемников, людей подчас не менее гениальных, известны мало.
Одним из них был Ростислав Аполлосович Беляков – руководитель ОКБ им. Микояна в 1969–97 гг., конструктор и учёный в области авиастроения, академик АН СССР и РАН, лауреат Сталинской (1952 г.), Ленинской (1972 г.) и Государственной (1988 г.) премий, дважды Герой Социалистического Труда, 10 лет со дня кончины которого исполняется 28 февраля.
При его участии разработаны конструкции всех самолётов знаменитой марки «МиГ», начиная с легендарного МиГ-15, а под его руководством – ныне состоящие на вооружении МиГ-29 (1977 г.) и МиГ-31 (1975 г.). Он внёс огромный научный и практический вклад в разработку систем управления сверхзвуковых самолётов, авионики, газодинамики, прочности конструкций, вооружения, бортового математического обеспечения, в применение новых сплавов и композиционных материалов в самолётостроении, в современные способы тренировки и подготовки лётчиков и мн. др.
Родился Р.А. Беляков в Муроме в семье бухгалтера и крестьянки, после окончания МАИ в 1941 г. направлен в незадолго до этого созданное ОКБ А.И. Микояна. в котором приобрёл универсальный опыт работы во всех основных подразделениях и в котором проработал всю жизнь. На фронт он не попал – 24 июня на призывном пункте мандатная комиссия его не пропустила как имеющего высшее авиационное образование. Начал работу в бригаде вооружения, потом был переведён в бригаду шасси (вскоре стал её руководителем), потом руководителем бригады общих видов, в 1957 г. – заместителем начальника ОКБ по системам управления, а в 1962 г. – первым заместителем начальника ОКБ.
Последовательная работа во всех основных подразделениях ОКБ, знание деталей проектирования сложнейших авиационных систем дали Белякову бесценный конструкторский опыт, а талант охватывать технические проблемы в целом, быстро находить в них «узкие» места и пути их решения выделили его из всех других сотрудников ОКБ. Не зря в 1969 г., когда А.И. Микоян заболел, Р.А. Беляков был назначен исполняющим обязанности начальника ОКБ, а в 1971 г. – Генеральным конструктором-начальником ОКБ.
Многие авиаконструкторы стремились побыстрее выпустить новые машины на лётные испытания, потом эта «быстрота» зачастую оборачивалась большой доработкой, выбиванием дополнительного финансирования и задержкой сроков. Беляков являл собой редкое исключение. Он скрупулёзно проводил предварительные лабораторные и стендовые испытания на всех стадиях проектирования, зато экономил время на доводке машин и снижал риск аварий при их испытаниях в воздухе. В сатанинские 1990-е годы, когда целенаправленному уничтожению подвергались все лучшие НИИ и КБ России, Ростислав Аполлосович проявил недюжинные коммерческие и дипломатические способности. Он сумел заключить ряд контрактов с зарубежными заказчиками и сохранил ОКБ.
Любил он лыжный спорт, в молодости был трёхкратным чемпионом СССР по скоростному спуску, рекордсменом по прыжкам с трамплина, в 1940 г. даже спустился на лыжах с вершины Эльбруса. Человек спокойного характера, он был доброжелателен со всеми, даже с собаками. Увидев какую-нибудь дворнягу, улыбаясь, говорил: «Ну, друг, здравствуй!» И в ответ всегда получал приветливое виляние хвостом.
Похоронен Р.А.Беляков на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя выбито на Стене Славы авиакосмического музея в США.
В годы упадка отечественной науки и промышленности он говорил: «Сколь угодно можно стучать кулаком по столу, но пока мы не будем иметь мощную промышленность, хорошо оснащенную армию, никто с нами считаться не будет...».
Увы, после ухода Ростислава Аполлосовича начался закат империи «МиГ», немалую роль в котором сыграл главный конкурент – империя «Сухой» во главе с М. Погосяном. (С 2007 г. тот одновременно занимал должность первого вице-президента, а с 2011 по 2015 г. – президента Объединённой авиастроительной корпорации, в ведении которой находились все авиационные КБ. Он же был и главным «толкачом» экономически провального пассажирского самолёта «Суперджет-Сухой», ориентированного на импортные комплектующие, при этом отказывал в финансировании успешным конкурентным разработкам других КБ). Неблаговидными действиями было, в частности, остановлено производство новейшего лёгкого многофункционального истребителя МиГ-35 поколения 4++, превосходящего по скорости, манёвренности и скороподъёмности лучший и самый массовый американский истребитель F-16, в угоду тяжёлому и намного более дорогому по стоимости и эксплуатационным затратам Су-35 (хотя каждый из этих самолётов имеет свою область применения).
Миг-29 –лёгкий фронтовой истребитель, боевой самолет 4-го поколения, обладающий исключительной манёвренностью. Взлётный вес 15180 кгс, скорость 2450. км/ч, дальность 1430 км, потолок 18000 м. Вооружение – авиационная пушка калибра 30 мм, ракеты разных типов, авиабомбы. Два двигателя РД-33 конструкции С.П. Изотова тягой по 5040 кгс. Первый полёт – в 1977 г., принят на вооружение в 1981 г., в 1982 – 2016 гг. изготовлено более 1600 единиц, экспортировался в 22 страны мира. Постоянно модернизировался, имел многочисленные модификации.
На основе МиГ-29 был разработан и в 2017 г. успешно испытан многофункциональный МиГ-35 поколения 4++, по всем показателям превосходящий самый массовый американский F-16, однако в результате интриг его серийное производство так и не начато.
МиГ-31 – тяжёлый истребитель-перехватчик, первый боевой самолет 4-го поколения. По скорости и дальности полёта не имеет равных среди истребителей, «убежать» от него невозможно. Взлётный вес 41000 кг, скорость до 3 тыс. км/ч, дальность 2500 км, потолок 20600 м. Вооружение – шестиствольная пушка калибра 23 мм, ракеты разных типов, в т.ч. гиперзвуковые «Кинжал». Два двигателя Д-30ф6 конструкции П.А.Соловьёва тягой по 9500 кгс. Первый полёт в 1975 г., принят на вооружение в 1981 г., изготовлено до 1994 г. 519 единиц.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств