Какой бог в душе?

Об одном пагубном заблуждении

Секты 
1 Павел Тихомиров 
409
Время на чтение 7 минут

Не случайно в заголовке слово Бог написано с маленькой буквы. Ведь языческие боги и должны писаться с маленькой, как и подобает ложным богам или бесам. Почему вместо Творца мира в душе вроде бы верующего человека водворяется идол? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

Я уже затрагивал эту тему в своих статьях, но, так сказать, мимоходом, не разрабатывая её подробно. Мне казалось, что тема эта достаточно ясна всякому человеку, имеющему хоть какое-то понятие о Православии и христианстве. Но нет, я ошибался. Огромное число людей, сделавших идею «бога в душе» своем жизненным кредо, заставило меня обратить на неё более пристальное внимание.

Дело осложняется ещё и тем, что каждый понимает «бога в душе» применительно к самому себе и часто весьма туманно. Впрочем, суть идеи нисколько не зависит от индивидуальных представлений и их недоговоренности или неясности.

Надо сказать, что идея «бога в душе» по своему происхождению христианская, ибо ни язычники, ни мусульмане, ни другие религии и культы (за исключением, пожалуй, буддизма) не обращают такого внимания на внутреннее состояние души, как это делает христианство. Однако это внимание в данном случае доведено до абсурда и потому на практике идея «бога в душе» становится явно антихристианской.

Подавляющее большинство тех, кто заявляет о наличии «бога в своей душе» либо никогда не слыхали, либо просто проигнорировали слова апостола Иакова о том, что «Вера без дел мертва». Хотя есть и такие кто слышал об этом и даже старается по мере сил делать добрые дела, сводя, таким образом, христианство к делу социального служения. Вот с этого редкого и любопытного типажа я и начну.

– А что еще надо? – искренне недоумевает такой человек. – Я забочусь, по мере возможности, об окружающих, не убиваю, не ворую, пью только по праздникам и в меру. Что еще от меня хотите? Внутренняя жизнь души? Так ведь я про то и говорю, что бог у меня в душе. Я его чувствую, у меня с ним доверительные отношения. И вообще, это моё личное, внутреннее дело. Зачем мне в церковь ходить? У меня и так все хорошо. А то ещё горделиво добавит: «Мне не нужны посредники для общения с Богом». Вот она, та самая «гордость житейская», о которой писал апостол Иоанн Богослов.

Кстати, любопытное наблюдение: из тех, кто провозглашает «бога в душе», никто не скажет: «У меня Христос в душе». Вряд ли тут дело в богословских тонкостях или духовной интуиции. Скорее всего дело в незнании и непонимании Христа, Его Крестной Жертвы и Воскресения. Да многие Христа и не воспринимают как Бога, Творца мира. Для многих и многих людей Христос – это персонаж из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», Че Гевара Древнего мира или Иешуа из романа «Мастер и Маргарита». Словом, этакий прекраснодушный романтик не от мира сего, добрые намерения которого потерпели полный крах, столкнувшись с реальной жизнью. И такой персонаж – Бог? О чём вы говорите!

Однако, заявляющие о наличии бога в своей душе и не подозревают, что кроме Бога в человеческой душе находится еще и диавол. Помните, у Ф.М. Достоевского: «Тут диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Может ли человек, наивно верящий в свою природную праведность, (а именно это и подразумевается в большинстве случаев), отличить голос истинного Бога от соблазнительного шепота искусителя? Никак.

Да и от собственных мыслей и представлений не отличит. Ведь именно под субъективными мыслями и переживаниями и подразумевается «бог живущий в душе». А как удобно-то, иметь своего личного, послушного и согласного во всем с тобой бога! Со всем согласится, всё одобрит, на всё благословит. Так идея «бога в душе» оказывается теснейшим образом связана с другой сверхпопулярной ныне идеей, что «у каждого своя правда». И в самом деле, каждый прав по-своему, особенно в своих глазах. А если у каждого своя правда, то и абсолютная истина – тоже относительна, да и вообще её не существует. И здесь возникает новый любопытный момент, именно – равенство всех религий. Ведь каждая из них по-своему права, а Бог – един для всех. Ну, стало быть, и без разницы как верить и во что верить. Отсюда мертвящая теплохладность к духовной жизни и падкость на всякое зло. Вот она – самая главная идея новой религии Нью-Эйдж, стремящейся объединить все религии, культы и секты под своим крылом.

Начало новой духовной доктрины было положено в своё время (конец 19 века) Рамакришной и его учеником Вивеканандой с одной стороны, и различными эзотериками и теософами с другой. Рамакришна был служителем богини смерти, войны и разрушения – Кали. Этакое женское воплощение сатаны. Впоследствии он без колебаний погружался во все духовные практики, которые можно было только найти в Индии 19 века. Однако поклонение Кали сохранил на всю жизнь, она и была его «богом в душе». Если отбросить туманную мистику и экстатические состояния, столь восторженно описываемые его почитателями, то придется признать, что Рамакришна был одержим бесами. Причем не просто одержим, а одержим жестоко, целиком и полностью, добровольно отказавшись от собственной личности. Более того, он мог эту одержимость передавать свои последователям. А уж они, в экстазе преклонения возносили своего гуру до небес. В первую очередь – Вивекананда, донесший идеи Рамакришны до широких масс западной цивилизации. К тому времени Запад уже полностью утратил чистоту христианства и понятие о духовной жизни, а потому семена нового восточного учения упали на благодатную почву. Поражает, насколько противоположна была жизнь и учение Рамакришны жизни и учению христианских святых. Вплоть до мелочей. Особенно ополчался Рамакришна против смирения и покаяния. В то же время, несмотря на стыдливые иносказания его биографов, у Рамакришны обнаруживается множество сходных моментов с основателем современного сатанизма Алистером Кроули.

Отсюда становится понятным источник и самой идеи равенства всех религий, и движения Нью-Эйдж, и соблазнительной идеи «бога в душе». Огромное число последователей, усвоивших основные положения относительности истины и второстепенности религиозных учений и практик, не поддается исчислению. Впрочем, вседозволенность всегда была привлекательна для падшей человеческой природы. Ослепленные яркой идеей равенства всех религий не замечают, что она прямо противоречит первой Заповеди. Большинство даже не задумывается над этим, а некоторые особенно рьяные адепты новой Эры Водолея, провозглашают полную отмену Заповедей как Ветхого, так и Нового Завета. Они в упоении ждут приход то ли грядущего будды Майтрейи, то ли Машиаха, словом, нового спасителя человечества, того самого которого христиане именуют антихристом.

Но оставим одержимых и вернемся к несчастным духовным слепцам, искренне не понимающим: почему они не могут жить так, как велит им их изменчивое сердце, изменчивый ум и изменчивые обстоятельства. Вот она причина – наша изменчивость. Таково свойство всего живого. Мы постоянно движемся не только в физическом, но и в психологическом и духовном плане. И если мы не стремимся подняться ввысь к Богу, то неизбежно опускаемся вниз, в царство тьмы. Самое ужасное, что из-за размытости нравственных норм и религиозной безграмотности многие люди, искренне стремящиеся стать лучше, неуклонно движутся прямо в бесовские объятия. Потому как нет у него в руках той путеводной нити Ариадны, которая смогла бы вывести его из духовного лабиринта. Такой нитью, может быть только религия, а ярким маяком, освещающим путь в мировой тьме – Православная Церковь. Своими собственными усилиями человек не может спастись от власти диавола, иначе не нужен был бы и приход Спасителя. Никакой «бог в душе», проще говоря внутренний голос, не сможет заменить Живого Бога. Более того, лукавый шепот сатаны примешивается к мыслям и чувствам и постепенно становится главным голосом, звучащим в душе человека.

Если типичный современный человек, хоть Запада, хоть Востока, заявляет, что у него «бог в душе», можно не сомневаться, что никакого бога у него нет, а его душа подчинена диаволу. Он, конечно, о том и не догадывается, и будет искренне возмущен, если услышит подобный вывод, но сути дела его возмущение не меняет. Ведь и психически больные люди в большинстве своём считают себя здоровыми. Что уж говорить о болезнях духовных.

Еще один парадокс, человек чувствует в своей душе бога, но любви к нему не испытывает.

– Нет, неправда! – слышу я негодующие протесты, – «бог в молей душе, и я его люблю»!

Возможно. Возможно многие и действительно любят того бога, которого они взлелеяли в своей душе. Того самого, который помогает, поддерживает и благословляет их на всякое дело и всякое сумасбродство. Хоть на блуд, хоть на пьянство, хоть на аборт. Того бога, который закрывает глаза на всякий грех и поощрительно гладит по головке. Как же не любить такого душку? Только вот этот личный бог является чистой воды плодом сознания и воображения, не имеющим ничего общего с реальным Богом. Ибо реальный Бог говорит: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19) и еще: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13-14).

Но как же приятен современному человеку, привыкшему к комфорту, широкий путь! Чего там искать какие-то тесные врата, калитку какую-то незаметную. Иди себе по широкой дороге, вместе со всеми и наслаждайся жизнью. А куда путь ведет? Да не всё ли равно, куда-нибудь да выйдем. Какая такая дисциплина, внимание и посты? Идем все вместе, шагаем весело, развлекаемся в пути, а что в конце ждет адское пламя, не хотим знать. Не верим, потому и не хотим, чтобы нам об этом напоминали. А где еще можно о своем неизбежном конце вспомнить как не в Церкви?

Нежелание идти в храм – явный и верный признак нелюбви к Богу. Такой же, как неприязнь к окружающим людям. Приведу простой пример. Молодой человек утверждает, что от всей души любит девушку. Вспоминает её и вздыхает. Возможно даже её фотографию на гаджете ежедневно разглядывает. Живут они в соседних домах, но вот только молодой человек совсем не стремится к личному общению и довольствуется тем, что видит предмет своих воздыханий издалека. Чуть не ежедневно ему предоставляется возможность подойти, поговорить, пригласить на свидание, а он возможностью не пользуется. Даже телефон этой девушки знает, но не звонит. И так проходит год, второй, третий… Возникает закономерный вопрос: любит ли он эту девушку на самом деле? Или может он просто не совсем адекватен? В любом случае о настоящей любви тут говорить не приходится. То же самое происходит и с человеком, утверждающим, что «бог у него в душе», но при этом не находящим возможности прийти в храм, где присутствие Божие ощутимо гораздо более, чем в любом другом месте. Проходят годы, человек стареет, а плода духовного так и не приносит, подобно бесплодной смоковнице. Привычка мешает, да и голос «бога в душе» все новые оправдания бездействию находит. Мучается человек, страдает, а менять что-либо в своем комфортном и пустом существовании боится.

Дай Бог ему осознать свое плачевное состояние и изменить свою жизнь. Ведь Милосердный Отец Небесный принимает в свои объятия всякого, приходящего к нему с сокрушенным сердцем.

Максим Зотикович Воробьёв, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко." (Мф.11:28-30)
Андрей Х. / 21.02.2024, 17:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Максим Воробьев
Жалость к террористам, ботокс и толерантность
Если убили не твоих близких, ты не имеешь нравственного права на жалость к убийце
01.04.2024
Третья мировая уже идёт
Возложив упование на Бога, мы будем неодолимы
13.03.2024
Пророчество о Третьем Риме
Судьба России и судьба мира
09.03.2024
Инвалиды ментального фронта
Постоянная агрессивная атака на наш разум стала реальностью наших дней
06.03.2024
Упущенные возможности
Нас ожидает долгая и кровопролитная война за право жить и быть русскими
07.02.2024
Все статьи Максим Воробьев
Секты
«Бiсово плем'я» в Красноярском суде
Добиваться полноценного разбирательства
09.04.2024
Церковь не останется в стороне
К судебному процессу с сектой ИПЦ подключилась Красноярская митрополия
05.04.2024
Вы требуете вернуть смертную казнь?
Позвольте рассказать вам одну историю. Свою, на личном опыте выстраданную
03.04.2024
«В Россию проникают деструктивные псевдорелигиозные культы»
В Александро-Невской лавре состоялись конференция «Теологическое и религиоведческое образование в высшей школе» и круглый стол «Религия и политика в современном мире»
01.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от С. Югов
11.04.2024 16:36
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от АБС
11.04.2024 16:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от учитель
11.04.2024 14:25
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.04.2024 14:21
Беда дочерей о. Даниила Сысоева
Новый комментарий от Владимир Петрович
11.04.2024 13:29