Война начала менять людей. Спаситель попускает беды и войны не только „за что-то“, за какие-то наши прошлые грехи, но и для „чего-то“. В конце концов, Он – Врач. Делая всё, чтобы исцелить нас, Он создает такие обстоятельства, которые могут повлиять на наше духовное состояние. Врач может назначить таблетки, может отправить на курорт для лечения, но иногда ребуется хирургическая операция и даже ампутация – если вопрос жизни и смерти стоит именно так. Война - это крайняя мера, хирургическое вмешательство.
„Однако, если даже это не подтолкнёт людей к исцелению души, то наше дело плохо“, говорит в беседе с помощницей главного редактора сербского журнала „ПЕЧАТ“ православный публицист, помощник главного редактора сайта "Русская народная линия" и член волонтёрских организаций, которые занимаются помощью находящимся в зоне СВО.
Название оригинальной публикации: Дворског преврата неће бити
Дворцового переворота не будет
Наташа Йованович: Ожидания Запада того, что, озабоченная лишь бизнес-планами придворная элита начнёт революцию в России, не оправдались. Народ показал, что твёрдо стоит за армию. Мобилизовала ли СВО все слои российского общества и какие группы людей в наибольшей степени вовлечены в гуманитарные акции?
Павел Тихомиров: Видимо, мастерство и проницательность Путина в числе прочего проявилось и в том, что он сумел выстроить такую систему отношений на самом верху, что это обезопасило Кремль от попыток „дворцового переворота“. К тому же социальной почвы для революций и бунтов сеголдня у нас нет. За прошедшие два года материальное полжение обывателя практически не изменилось. Возникли некоторые проблемы с частью импортных товаров, немного подорожали продукты питания, но всё это, конечно, не идёт ни в какое сравнение с тем, о чём пишут некоторые западные пропагандисты.
Идея помощи фронту без исключения мобилизовала все структуры общества. Не всех людей, конечно же, но среди волонтёров тыла и добровольцев фронта есть представители самых разных социальных и культурных слоёв общества. Собственно говоря, фронт формирует не просто тыл, а матрицу нового общества, которое, возможно, придёт на смену обществу, сформированному в постельцинские сытые, но бызыдейные времена.
Люди начали меняться
Наташа Йованович: Послужило ли СВО испытанием и хорошим поводом для переоценки ценностей, чтобы ключевые позиции, на которые недавно указал Путин, были доверены людям, проявившим преданность стране?
Павел Тихомиров: Это пока что самое важное, что произошло в обществе. Наконец то, что было очевидно для патриотически настроенной части нашего общества, проявилось во всей своей безобразной неприглядности. Слишком долго культура, СМИ, образование в России было в руках тех, кто был даже не пресловутой „пятой колонной“, а вполне явными агентами влияния. Которые подчас действовали совершенно искренне, ибо в исповедуемой ими картине мира национальные государства являются не просто неким „пережитком“, но представляют опасность в деле решения неких глобальных задач. Теперь, наконец-то что-то стало меняться.
Наташа Йованович: Вы, как волентеру, Вам приходилось бывать в зоне СВО. Что Вы там видели: как русский солдат относится к СВО?
Павел Тихомиров: Прежде всего, хочу сказать, что на фронте есть разные категории бойцов – контрактники, мобилизованные из РФ, бойцы из Донбасса, добровольцы, „вагнеровцы“ и т.д.
Отношение разное. Наиболее мотивированные, конечно же добровольцы, а также бойцы из Донбасса. Они прекрасно понимают, что всех нас – и их самих в первую очередь – ждёт в случае поражения. Ведь происходящее сейчас в Новороссии – это просто крайняя степень проявления Гражданской войны на Украине. И я знаю многих воинов, родственники которых находятся по другую сторону „баррикады“, и эти их родственники не скрывают своего желания „окончательно решить Русский вопрос“. В России, к сожалению, всё это глубоко и всесторонне осознают только политически активная часть общества. Интуитивно это понимают, разумеется, православные верующие.
Наташа Йованович: Изменила ли людей эта война?
Павел Тихомиров: Конечно же люди начали меняться. Ведь Спаситель попускает бедствия и войны не только „за что-то“, за какие-то наши прошлые прегрешения, но и „для чего-то“. Он ведь Врач. И всё делает для того, чтобы исцелить каждого из нас с Вами, чтобы попытаться создавать такие внешние условия, которые стали бы способствовать выработке определённого душевного настроя. Врач может прописать „таблетки“, может порекомендовать поехать на курорт ради исцеления, но иногда может требовать и хирургическую операцию, даже ампутацию – если от этого будет зависеть жизнь и смерть. Война – это именно крайняя мера, хирургическое вмешательство.
Если и это не подтолкнёт людей к исцелению душ, то тогда дело наше плохо.
Наташа Йованович: Вы помощник главного редактора одного из самых читаемых православных сайтов в России. Как священники и монахи, да и вообще православная интеллектуальная общественность, с которой Вы общаетесь, толкуют роль России в СВО: насколько уместно наблюдение, что Империя породила цивилизацию денег и что от исхода войны зависит порядок (и ценностный), в котором мы будем жить?
Павел Тихомиров: В частностях, конечно, прогнозы могут различаться, но в целом все прекрасно понимают, что в случае поражения нас ждут даже не „новые 1990-е годы“, а „окончательное решение Русского вопроса“: разоружение, разделение страны на десяток „банановых“ республик, передача ключевых отраслей хозяйства под контроль Транс-Национальных Корпораций. Под поражением подразумевается „дворцовый переворот“, который, по замыслу противника, должны устроить высокопоставленные россияне, которые, по замыслу наших геополитических противников, не захотят больше терпеть проблем, связанныех с санкциями. Это – отдельная тема, но все прекрасно помният Ирак.
Кстати, в своём романе-антиутопии я как раз попытался изобразить жизнь в „России после решения „Русского вопроса““. Правда, там у меня Российскую Федерацию пересобирают в некую Евразийскую Конфедерацию. Но это детали.
Каково будет, когда государство совсем перестанет защищать Церковь
Наташа Йованович: Роман „Камешек в башмаке. Постковидная антиутопия“, переведённый на сербский язык, привлёк внимание отечественного литературного сообщества, а тема искушений трансгуманизма, поставленная в более широком контексте восприятия мыслью соборной православной церкви, дала совершенно новое понимание интерпретации этой чумы. Как Вы создавали персонажей и сюжет этого чрезвычайно интересного чтения?
Павел Тихомиров: Роман начинался как сатира на антиковидную истерию, доводившую некоторые вполне здравые вещи до очевидного абсурда. Но потом мне стало интересно просто сделать неколько футурологических реконструкций в духе конспирологов, которые встраивают всё, происходящее на явной сцене в качестве проявления закулисного противоборства двух центров силы – условных „Ротшильдов“ и условных „Рокфеллеров“. Речь идёт о том, что существует на сегодняшний день две основные модели глобализации: „Пирамида“ и „Сеть“.
„Пирамида“ – это классическая империя хозяев станка, печатающего бумажные деньги, которые использовали военно-экономический потенциал Соединённых Штатов в качестве той силы, которая принуждала весь остальной мир играть по их правилам. Т.е. США – просто инструмент, дубина. В руках подлинной закулисной власти.
„Сеть“ – это власть наднациональных сил, которые всячески пытаются вообще ликвидировать национальные бюрократии везде по миру, в том числе и в Америке. Дабы роль государства сводилась к тому, чем занимаются коммунальные службы и дорожная полиция. А реально всё в руках у закулисы, которая использует в качестве инструментов Транс-Национальные Корпорации.
Наташа Йованович: В романе изображено относительно близкое будущее, где „цивилизационные блоки“ отделены друг от друга „железными занавесами“, однако, все они объединены в единую мировую сеть контроля. Т .е. классическое divide et impera. Какое место в этой футурологической модели отведено Сербии?
Павел Тихомиров: Кстати, Сербия в этой антиутопии не вошла ни в «Неоосманскую империю» (воплощение «мягкого» ислама – альтерантивы «арабоисламу»), ни в «Неодунайскую монархию» (воплощение альтернативы как неофашистского «королевства Великобритании и Междуморья», так и агонизируюещей Еврабии). Сербия (очень «узкая», почти как при генерале Недиче) исполняет роль эдакой политической Швейцарии – месте, где очно встречаются представители взаимно враждебных «цивилизационных блоков»
Мой единомышленник Ранко Гойкович прекрасно справился с задачей перевода книги, мы с ним были на ежедневной связи, когда он работал над текстом, там ведь очень много у меня скрытых цитат из Русской и Мировой литературы, которые помогают быстрее и колоритнее преподнести некий образ или обрисовать ситуацию. И потом, читателю ведь приятно ощутить себя тем, кто тоже кое-что помнит.
Наташа Йованович: Как православный христианин в вашем романе справляется с искушениями, которые вы ставите перед ним?
Павел Тихомиров: Главное для меня в книге – показать: насколько можно оставаться христианином в то время, когда государство хотя ещё не полностью превратится в инструмент антихриста, но уже перестанет быть препятствием для реализации всех подготовительных для воцарения «великого лжеца» действий.
Дело в том, что я хотя и не переоцениваю роли государства в деле спасения души ради Жизни Вечной, но отдаю себе отчёт в том, что на сегодняшний день именно национальные государства являются гарантами того, что, по крайней мере, в душу к нам доступ пока ещё закрыт.
Одним из мотивов написания этой истории сал наш давний спор о Катехоне. Удерживающем. (2 Сол. 2:7) .
Как мы помним, есть толкование, принадлежащее св. Иоанну Златоусту, согласно которому Удерживающий – это Рим, т.е. сила государственного закона препятствует разгулу хаоса, который расчищает дорогу антихристу. Россия, согласно этой логике, представляет собою Третий Рим, т.е. последнее государство, которое способно использовать силовые методы, которые бы обеспечивали правовое поле, способное поддерживать культурную среду, способную удерживать людей от принятия того, что почитается в Православном Христианстве в качестве открытого зла.
Мне ближе другое толкование. Которое хотя и не отрицает великой роли христианской государственности, но, всё же, акцент делает на духовном выборе конкретного человека.
Наташа Йованович: Итак, Вы также оставляете место для интерпретации, предложенной Аввой Иустином (Поповичем)…
Павел Тихомиров: Рождественским постом 1999 года в метохе Будисавцы, изучая архив мученика о.Стефана (Пурича), я прочитал толкование прп. аввы Иустина, согласно которому Удерживающий – это сам Господь, который и Сам удерживает, и Им Самим удерживается мир. Речь идёт о том, что если в душах людей останется место для Духа Святого, если в людях будет направленность ко Спасителю, то и Он Сам сможет действовать в этом пространстве.
Если же души людей будут закрыты для Духа Святого, то в этом пространстве будут беспрепятственно действовать прямо противоположные силы.
Метафора «Камешка в башмаке» вполне понятна – если нам что-то попадает в обувь, то мы должны остановить движение, хотя бы то для того, чтобы вытряхнуть это из «башмака». Кроме того, дабы внести в текст элемент занимательности, герои изучают допотопные мегалиты как якобы «генераторы Теслы». Тема, к сожалению, абсолютно закрытая в академической науке, но мне посчастливилось долгое время общаться на эту тему с уже покойным геологом Володей Янчевским, памяти которого книга и посвящена.
Не забываем
Наташа Йованович: Вы друг Сербии и сербов. Сколько россиян знакомо с тем, что в этой части Европы живёт народ, который ставит верность России и русской идее выше личного благополучия?
Павел Тихомиров: Православная Россия никогда не забывает о Православной Сербии.
Проблема в том, что не вся Россия православна.
Но бывшие „партнёры“ с Запада невольно помогают нашим соотечественникам вспомнить: кто мы есть, и почему нас так целенаправленно пытаются погубить. Господь всё направляет ко благу. И эти беды на Украине, надеюсь, послужат делу исцеления как наших братьев-Малороссов, так и делу пробуждения Россиян.
3.
Но всё же противопоставлять Удерживающего в лице Царя-помазанника и православной Империи Христу и личному духовному выбору не следует!
Ведь про Удерживающего сказано, что он в определенное время отнимется и тогда придет человек беззакония.
Но ведь и тогда человек не лишится духовного выбора, а Господь совсем не оставит землю и Свою Церковь на ней! Значит, всё речь о другом... Но вот уже это другое как раз тесно связано с благодатью Святого Духа. Отнимется - значит, умалит эту благодать, снимет Покров и даст короткое время действовать злу в полную силу - во всех тех, кто не сделает решительный выбор в пользу Христа и Церкви.
2.
Вот почему "истинно православные" занимаются в режиме нон-стоп таким подрывом государственного равновесия?
Такое впечатление, что потеряв Навального, кураторы решили зайти "справа".
1. Если и война нас не изменит, то дело „швах"