Наступает великий день – 80-летие Ленинградской победы. Значение Победы огромно. Начнём с того, что Ленинградская битва была самой долгой за всё время Великой Отечественной войны – 1131 день. В победной летописи 1944 год – это первый Сталинский удар. И это начало изгнания немецко-фашистских захватчиков с русской советской земли. Это уникальный случай, когда город, осаждённый в течение трёх лет, не пал, не капитулировал, а выстоял.
Ленинград больше, чем какой-либо из городов Советского Союза потерял своих жителей: 890 тысяч гражданского населения и ещё один миллион защитников города. Как справедливо отмечал в 1994 году президент Франции Франсуа Миттеран: если б не Ленинград, союзники никогда не высадились бы в Нормандии. Он произнёс эти слова на 50-летии высадки союзников. Когда Черчилль и Рузвельт посылали свои приветствия Ленинграду и ленинградцам, они всегда отмечали тот героизм, который и не снился англичанам и американцам.
Значение Ленинградской битвы и Ленинградской победы – огромно. Это беспримерный подвиг удивительной стойкости и веры русского советского человека. Строки Ольги Берггольц:
Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют — Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.
Программа празднования юбилея достаточно широка. Прекрасно, что в торжествах принимают участие первые лица государства. Хорошо, что почтены вниманием ветераны и блокадники, которых становится всё меньше и меньше. И огорчительно, что наши дизайнеры стыдятся креста Господня! На праздничной эмблеме Петропавловская крепость изображена без креста. На что в своё время не пошли даже большевики. Но очевидно, что нынешнее дизайнерское сообщество их даже «перебольшевичело». Это оскорбление не только верующих людей, но и всех блокадников, оскорбление тех, кто подобно Михаилу Ивановичу Боброву, знаменитому альпинисту-верхолазу, заботливо закрывал брезентом кресты на Исаакиевском соборе, Петропавловске, чтобы их не увидели фашистские стервятники. Это оскорбление тех блокадников, которые молились в промёрзлых храмах, а на выходе рисковали получить немецкий осколок. Как, например, 4 апреля 1942 года, когда немцы обстреляли тех, кто шёл святить пасхальные куличи, точнее даже не куличи, а кусочки блокадного хлеба. Это оскорбление всех тех, кто пережил Блокадный крест. Вспомним бессмертные строки Михаила Дудина:
И где-то там
Невы посередине,
Я увидал с Литейного моста
На медленно качающейся льдине —
Отчетливо
Подобие креста.
А льдинка подплывала,
За быками
Перед мостом замедлила разбег.
Крестообразно,
В стороны руками,
Был в эту льдину впаян человек.
Нет, не солдат, убитый под Дубровкой
На окаянном «Невском пятачке»,
А мальчик,
По-мальчишески неловкий,
В ремесленном кургузном пиджачке.
Как он погиб на Ладоге,
Не знаю.
Был пулей сбит или замерз в метель.
…По всем морям,
Подтаявшая с краю,
Плывет его хрустальная постель.
Плывет под блеском всех ночных созвездий,
Как в колыбели,
На седой волне.
…Я видел мир,
Я полземли изъездил,
И время душу раскрывало мне.
Смеялись дети в Лондоне.
Плясали
В Антафагасте школьники.
А он
Все плыл и плыл в неведомые дали,
Как тихий стон
Сквозь материнский сон.
Землятресенья встряхивали суши.
Вулканы притормаживали пыл.
Ревели бомбы.
И немели души.
А он в хрустальной колыбели плыл.
Моей душе покоя больше нету.
Всегда,
Везде,
Во сне и наяву,
Пока я жив,
Я с ним плыву по свету,
Сквозь память человечеству плыву.
По-видимому, нашим дизайнерам больше по душе смеяться с детьми в Лондоне. И на душе у них покойно – сытый, зажравшийся покой. Нет памяти у них о той женщине, о которой писала Ольга Фёдоровна Берггольц:
Вот женщина стоит с доской в объятьях;
Угрюмо сомкнуты её уста,
Доска в гвоздях — как будто часть распятья,
Большой обломок русского креста.
Понятно, почему дизайнеры забывают нарисовать крест на Петропавловском соборе, потому что у них на теле нет креста, а Бога нет в душе. Потому что это циники, готовые выполнить любой приказ. Потому что это люди равнодушные и заевшиеся. Только известно, к чему приводит такая сытость – к смерти духовной, а временами и к физической смерти.
И вот от этой смерти нас сберегает память о Блокаде. Строки из стихотворения Юрия Воронова:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
3. Перепечатываю:
«Многие народы скорбели, молились, помогали, как могли, осаждённому и гибнущему населению Ленинграда.…В те дни однажды мне под утро привиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа помочь страдающим людям осаждённого города одолеть супостата. И при этом из её глаз по щекам катились крупные, величиной с виноградину, словно хрустальные, слёзы. Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осаждённому городу.
Издревле на Руси считалось: в день какого святого одержана победа над врагом, значит, этот святой и способствовал ей.
И посему жители Петербурга в знак Божией милости к ним и в знак признательности святой Нине за её предстательство пред Господом в каждом храме должны иметь образы святой Нины с соответствующей надписью в память полного снятия блокады, чтобы потомки помнили и знали о наших скорбях и радостях. Ну, а если храм созиждут в память святой равноапостольной Нины и всех мучеников блокадных, то благо будет им и потомкам их».
Святая равноапостольная Нина, Моли Бога о нас!
2. Подвиг
1. Блокада. Блок ада..