В один из тех дней, когда Иисус учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
Первосвященники и книжники со старейшинами, призванные стоять на страже чистоты богооткровенной веры, соединяются вместе против Христа. Они нападают на Него во время Его проповеди. Они сами не принимают Его благовестия и другим не дают. Мы видим, что на этот раз Господь проповедует в храме, который Он называет «домом молитвы». Пусть это будет в напоминание нам, что слово Божие и молитва — нераздельны. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Никогда не приступай к чтению слова Божия, не помолившись, — да не раскаешься».
Враги Христовы намеревались властью своей заставить замолчать Христа, но Он Своею мудростью заграждает им уста. «Какою властью Ты это делаешь, и кто дал Тебе эту власть?» — спрашивают они Господа и Бога. Хорошо было бы, если бы те, кто действует со властью, задавали такой вопрос себе: «Кто дал нам эту власть?» Как бы нам не лишиться ее?
Каким надмением исполнены они: у Господа нет никакой власти, потому что Он не получил ее от них. Замысел уловить Господа очевиден. Если Он не ответит, это будет молчаливым признанием, что Он восхитил ее. Если скажет, что от Бога, можно будет потребовать от Него новых знамений или обвинить Его в богохульстве.
Господь на вопрос отвечает вопросом. Его вопрос — о крещении Иоанновом — было ли оно с небес или от людей? Если бы они ответили на вопрос Христа, то нашли бы ответ на свой. Потому что Предтеча свидетельствовал о Христе.
И вот они начинают «рассуждать между собой» — не для того, чтобы выяснить истину, а для того, чтобы одержать верх над Господом. Единственное, что их заботит, — их собственный престиж и безопасность. Если они признают, что крещение Иоанново было от Бога, Христос спросит перед всем народом: «Почему же вы не поверили ему?» Можно было бы сказать, что крещение Иоанново было от людей, но они боятся народа, который почитает Его за пророка. Оказывается, у народа может быть более истинное понятие о вере, чем у первосвященников и книжников, хотя в надмении своем они говорят: «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин 7, 49). Они уклоняются от открытого отрицания истины — не из-за страха Божия, но страха человеческого. Сколько в мире мы знаем подобного отступничества!
Они говорят: «Не знаем». И это звучит как «и знать не хотим». Потому что они лгут — они знают, что крещение Иоанново было от Бога.
Так Христос избегает сетей, которые они поставили Ему, и по праву отказывает им в их домогательстве: «И Я не скажу вам, какой властью Я это делаю». Они не могли постигнуть власть Христа, потому что им не нужна была истина. Кто отвергает истину и правду, уже известную ему, никогда не узнает большего. Кто не хочет жить по закону совести и стыда, не прикоснется благодати. Заберите талант от скрывшего его в землю. Кто не хочет прозреть, останется слепым.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России