Как-то году в 2014-м на «Русских Встречах», которые мы проводили в Перми с моим соратником Константином Окуневым, у нас произошёл весьма показательный диалог. Мы, разумеется, гостеприимно приглашали в большой зал Пушкинской библиотеки всех, не отсортировывая слушателей по этническому признаку. И туда приходили татары, башкиры и даже, хорошо помню, один энтузиаст-азербайджанец. И вот на той встрече, где главным оратором был, кажется, философ Константин Крылов, во время дискуссионной её части один из татар, довольно известный в Перми деятель, выступил с некоторым недовольством. Он сказал примерно так:
- А почему у вас всё одни русские да русские? Почему вы отделяете русских от других коренных народов России? Разве мы не должны выступать единым фронтом? Разве вам не нужна поддержка нас, татар? Почему вы говорите только про дела и проблемы одних русских?!
И, что характерно, присутствующее в зале русское большинство, сотни две человек, при этих словах как-то неловко поёжились. Мол, прав татарин-то… Чего это мы всё только о себе да о себе… как эгоисты какие-то…
Я тогда в качестве со-организатора мероприятия встал и дал примерно такое пояснение:
- Уважаемый Дамир Галимзянович, вы видели афишу нашего мероприятия? Как там написано: «Русские Встречи» или «Татарские»? Именно русские, не так ли? Вот поэтому мы и обсуждаем здесь только и исключительно русские проблемы и планы, надежды и чаяния именно русских. Когда вы будете собираться и обсуждать свои татарские дела и планы, мы тоже придём и с удовольствием послушаем. Если пригласите, конечно. А сегодня речь только о русских.
Татарский гость тогда, кажется, остался очень удивлён и не очень удовлетворён, но речь не лично о нём. Примерно это же вполне мог сказать любой из его соплеменников. И это вовсе не лютые русофобы и не какие-то свирепые татарские националисты-сепаратисты, – таких в Перми, в отличие от Казани, в общем-то, и нет. Здесь у нас куча смешанных браков, русско-татарских и русско-башкирских детей-метисов. У многих татар есть русские друзья и приятели. И при всём при этом как-то так получается, что татары могут регулярно собираться и обсуждать свои сугубо татарские вопросы: татарскую демографию, татарское культурное наследие, проблемы сохранения своих обычаев и традиций, татарское представительство во власти и прочее-прочее. Я знаю точно, что такие обсуждения, организованные Национально-культурной автономией татар Пермского края, регулярно проходят. Но при этом этим же татарам и в голову не приходит, что русские тоже могут обсуждать все эти вопросы применительно к себе. И дело здесь не в том, что русским минюст не позволяет регистрировать эти же национально-культурные автономии, – дошло до Верховного Суда, и он тоже твёрдо сказал русским своё «НЕТ», – дело гораздо глубже.
И, конечно, дело не собственно в татарах, на их место можно поставить любой народ. Любой другой народ, в том числе абсолютно иноземный, пришлый, имеет в России свой чётко формулируемый интерес, обсуждает его и отстаивает всеми имеющимися средствами. И у всех этих народов принята этакая неписанная, но сама собой разумеющаяся конвенция о том, что все, от армян до эскимосов, имеют в России свою собственную кровную долю и ни с кем не намерены ею делиться, а вот русские… А русская доля она на самом деле и не русская, а многонационально-дружбанародная: она снова делится на всех. Уж такие они, русские, вот такой особый, очень хлебосольный народ.
И такое отношение к русским окружающих народов вполне естественно и закономерно. Ведь самое грустное состоит в том, что сами русские, абсолютное наше большинство, целиком разделяют эту неписанную конвенцию, в которой нам нет места. Потому что русским именно как русским в отличие от всех остальных народов действительно ничего не надо: мы ж не за себя, что вы! Мы ж сразу за всех! Нам лишь бы всем в нашем доме было бы хорошо, лишь бы никто из братьев меньших не ушёл обиженным! А сами мы, русские, уж так… уж как-нибудь… земля-то русская большая, богатая, глядишь вдруг что и русским ненароком останется…
И даже лично говорить со средним русским о наших сугубо русских вопросах бессмысленно и бесполезно. Русскому обывателю сразу становится дискомфортно, неловко, он жмётся и кряхтит:
- А как же остальные 666 народов?.. Они разве позволяют такие разговоры?.. Разве не обидятся?.. По мне так главное, чтобы не обиделись… А Россия разве не развалится, если русские вдруг начнут защищать свои этнические интересы?.. Может, пусть лучше и дальше татары и чечены отстаивают?.. И, вообще, это наша тема это ещё не тот самый русский фашизм, про который нам так долго евреи рассказывали?..
Примерно это звучит или просто читается в испуганных русских глазах. Всечеловечность ли это наша знаменитая достоевская или просто, говоря этологическим языком, страшная русская низкоранговость и опущенность, Бог знает.
Русские признают, что не самоценны, что не заслуживают отдельного разговора, что мы – замещаемая другими пустота, или тот самый, по выражению Столыпина, «навоз для произрастания других народов». Или, в лучшем случае, такой едва заметный ненавязчивый серый фон, неприметная массовка для других народов, которые, в отличие от нас, отстояли свою субъектность. О бессловесной русской массовке вспоминают только тогда, когда надо опять идти проливать кровь и безропотно складывать свои покорные русые головы за общую многонациональную империю. В иное время о них можно не беспокоиться. Русские без претензий…
Роман Авенирович Юшков, кандидат географических наук, член Союза журналистов России
4. Ответ на 3, Русский Иван:
3. Советский недобиток
2. Ответ на 1, Русский Иван:
1. Русская пустота