Я с неослабевающим интересом следил за Крестным ходом в честь 600-летия явления Креста Господня близ села Годеново. Он прошел по всей стране, побывав в двадцати семи городах. Во многих из них я был, да и не раз, поэтому мне было вдвойне интересно следить за движением крестоходцев. Видеорепортажи, созданные православными журналистами, делали меня как бы участником этого великого духовного события. Мурманск, Санкт-Петербург, Севастополь, Екатеринбург, Красноярск, Владивосток - Господь наш Иисус Христос Своими пречистыми ногами прошел по нашей земле, освящая и очищая ее от всякой скверны.
На берегу Тихого океана Крестный ход закончился, и Годеновский крест прибыл в Первопрестольную. Я, также как и многие православные христиане, с нетерпением ожидал этого момента.
... Холодный, немного ветреный, пасмурный день. Поднимаюсь по ступенькам в Храм Христа Спасителя; небольшая очередь перед постом охраны; недолгая процедура проверки сумок и портфелей и всего прочего, такая же строгая, как в аэропорту. В центре Храма, перед Царскими вратами, возвышается Годеновский Крест; справа и слева от него волонтеры в светло-голубой форме, они следят за порядком. Цепочка паломников растянулась на несколько десятков метров.
Я долго смотрел на Распятие. Меня интересовало не столько его художественное совершенство, сколько духовная сущность. Христос как бы обращается к нам: «Я принял смерть на Кресте за всех вас, потому что возлюбил вас любовью неизреченною. Своими страданиями Я искупил все ваши грехи. Придите ко Мне, и Я заключу вас в Свои объятия, не теряйте ни одной минуты, потому что времени осталось очень мало. Спешите, дорогие Мои, спешите, пока не поздно, пока не прозвенел звонок и дверь не захлопнулась. Каждый из вас Мне очень дорог, и Я храню вас, как зеницу ока».
Четверть часа назад я был в городе, где царит страшная суета; люди не идут, а бегут; куда они бегут? скорей всего, от самих себя; а машины мчатся; куда они мчатся? может быть, они хотят опередить время? однако вряд ли им это удастся. А тут, в Храме, слава Богу, никакой суеты, христиане ведут себя тихо и благоговейно; перед лицом Христа исчезают мелочная суета, блуждание мыслей, уныние и всякое беспокойство.
Преклонив колени и приложившись к Распятию, я кратко, но горячо помолился о том, чтобы Господь помиловал Россию и спас наши души. Пречистые стопы Христа были, в отличие от всего Распятия, белыми. Я догадался: к ним прикладывались сотни и сотни тысяч православных христиан, и потому они изменили свой цвет. Эти лобзания были для Спасителя дороже всяких приношений и разных материальных благ.
Стопы стали белыми также потому, что их омыли слезы многочисленных людей. Это были слезы благодарения и любви, глубокого чистосердечного покаяния.
И то, и другое Христос принял как чудное благоухание.
Своими впечатлениями со мной поделилась московская пенсионерка, бывшая преподавательница русского языка и литературы Татьяна Вячеславовна Зобанева.
- Я пришла в Храм потому, что меня позвал Христос, - сказала она. - Я как будто побывала в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, в его святая святых - в Кувуклии, там, где Иисус Воскрес. Я долго молилась перед Распятием. Ведь это Небоявленный Крест, Спаситель Сам спустился к нам, на грешную землю. Он приглашает нас на Небеса, в Райские Обители. Только безумец может отказаться от этого. Посмотрите: православные идут и идут к Святыне - они, как и я, услышали зов Христа...
Чуть помолчав, она добавила:
- Самая лучшая молитва сегодня та, что начертана крупными буквами под Крестом: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Фото автора