О нестяжателях и иосифлянах

Господу угодны оба типа монашеского служения

Основы православной культуры 
0
103
Время на чтение 6 минут
Фото: предоставлено автором

Каждое явление в жизни рода человеческого имеет два лица. В начале Времён Бог сотворил мужчину и женщину. «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Это не только бытийственная реальность, но и принцип деятельности человека во всех сферах (областях) бытия рода человеческого – некий принцип двуединства жизни людей. И потому никакой человек не охватывает всей полноты творческих проявлений жизни человека, ни в какой области жизнедеятельности человека. Он всегда должен иметь в виду наличие второй стороны, второго лика, второго выражения полноты любой сферы бытия. Не допустимо, не только пренебрежение или борьба со вторым ликом, но абсолютно недопустимо полное искоренение его.

Это свидетельство непонимания замысла Творца, свидетельство серьезного кризиса в жизни народа, государства, общества. Что мы и видели на примере столкновения нестяжателей и иосифлян в России, и как следствие ослабление монашеской жизни в России и ослабление позиции Церкви в государстве в последующий период. Назовём условно два лика «мужским» и «женским» проявлением жизни человека в той или иной сфере жизнедеятельности человека.

В мистическом домене триединства человека «мужское» монашество выражается классическим созерцательным направлением. В известном у нас трагическом споре нестяжателей и иосифлян его представляли заволжские старцы во главе с прп. Нилом Сорским.

Главное в мужской мистике – это память Божия, бдение, трезвенность, внутренняя молитва и бесстрастие, уединение и безмолвие, воздержания и обеты. Через них «мужчины-мистики» непосредственно познают, что Бог есть Слово, Свет, Мир, Радость, ощущают Его Незримое присутствие и через это соприкасаются с Тайной Непостижимого Бога или с Премудростью Божией.

Для «женщин-мистиков» на первом месте стоит вторая заповедь: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». «Женскому» монашеству присуща самоотверженная бескорыстная и самозабвенная забота о сиротах, больных, престарелых, убогих, калеках. Монастыри «женского» типа строят приюты, больницы, школы, кормят во время голода или других стихийных бедствий пострадавших. Монастырь прп. Иосифа Волоцкого во время голода кормил до 700 человек в день, а когда денег стало не хватать, преподобный взял в долг «дабы никто не шел с монастыря не ядши». Иосиф Волоцкий основал в монастыре школу для беспризорных детей и приют для больных и убогих. Крестьяне нередко обращались к «батюшке», прося у него сельскохозяйственных орудий, лошадей и коров, и он никогда не отказывал им. Преподобный писал боярам, увещевая их «миловать рабов, обращаться кротко и кормить их, хотя бы в собственных интересах».

Для «мистиков мужчин» на первом плане всегда стоит заповедь Божия: «Возлюби Господа твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею, всем разумением твоим, и всей крепостью твоей». Или как пишет об этом прп. Исаак Сирин: «Господь оставив Себе одних для служения Ему посреди мира и для попечения о Его чадах, других избрал для служения пред Лицом Его». В соответствии с этим авва Алоний говорит: «Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога, никого нет другого в мире, то не возможет обрести спокойствия в душе своей» (Отечник. Брюссель, 1963, с.68). Прп. Игнатий (Брянчанинов), комментируя это изречение, пишет: «Только из такого состояния он может всецело устремляться к Богу умною молитвою; только при таком состоянии умная молитва может объять собою все существо человека. Тогда она возносит делателя своего в ту любовь к Богу, которая законоположена Богом» (там же).

Прп. Исаак Сирин учил: «Всякая милостыня, или любовь, или милосердие, или что либо иное, делаемое по видимому ради Бога, но препятствующее твоему безмолвию, обращающее око твое в мир, ввергающее тебя в попечение, отторгающее от памятования Бога, пресекающее молитвы твои, вводящие в тебя возмущение и непостоянство помыслов, возбраняющее тебе заниматься назиданием себя Божественным чтением, этим оружием против парений, ослабляющее хранение твое, понуждающее к выходам после затвора и к возвращению в общество человеков после уединения, возбуждающее на тебя погребенныя страсти, разрешающее узы, которыми связаны чувства твои, воскрешающее твое умерщвление для мира, сводящее тебя от делания ангельского, сосредоточенного в попечении об одном, поставляющее тебя в разряд мирян – да погибнет такая правда» (там же, с. 254-255). И далее: «Не должно нам к делу безмолвия примешивать попечение о чем другом. Всякое дело да чествуется в своем месте, чтоб жительство наше не было смешанным. Имеющий попечение о многих делается рабом многих; оставивший же все и пекущийся об устроении души своей делается другом Богу» (там же, с.255).

Хотя первые египетские монахи в большинстве были «мужского типа», но и среди них не редкость подвижники, для которых забота о ближнем важнее, чем о себе. Так, прп. Агафон, хотя и проводил жизнь безмолвника, но предпочитал ему исполнение заповеди о любви к ближнему. Он говорил: «если б возможно было мне взять тело у кого-либо из прокаженных и передать ему мое, то сделать это было бы для меня наслаждением».

Равноценность «женской мистики» особенно хорошо показана в следующем эпизоде. «Шел авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия, и на дороге увидел лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: куда идешь? Иду в город, отвечал авва Агафон, продать рукоделие мое. Прокаженный сказал: окажи любовь, снеси и меня туда. Старец поднял его, на плечах своих и отнес в город. Прокаженный сказал ему: положи меня там, где будешь продавать рукоделие твое. Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, – прокаженный спросил его: за сколько продал ты это? За столько-то, отвечал старец. Купи мне хлеб. Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил его: за сколько продал? За столько-то, отвечал старец. Купи мне еще хлеб, сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти, – прокаженный сказал ему: ты уходишь? Ухожу, отвечал авва. Прокаженный сказал: окажи любовь, отнеси меня туда, где взял. Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли. Авва оглянулся, – и не увидел никого: это был Ангел Господень, пришедший испытать старца» (там же, с.57).

Как видим, Господу угодны оба типа мистического служения: и «мужской», и «женский».

Разная направленность монашеского делания определяет и разную внутреннюю структуру и даже дисциплину и регламент «мужских» и «женских» монастырей. Если «мужчины» просто кормятся от своих трудов или даже живут подаянием, то «женские» непрестанным и нередко даже изнурительным трудом монахов создают достаток и нередко даже скапливают богатства. Иногда они владели и землей с крепостными крестьянами. Для «женских» монастырей главным являются не аскетические подвиги, а точное выполнение устава; чрезвычайно характерно для них постоянное памятование смерти и, особенно, Страшного Суда. Прп. Иосиф Волоцкий из Евангелия в особенности усвоил призыв трудиться на свое спасение в страхе и трепете. И если эсхатологическая идея у прп. Нила Сорского выражала себя главным образом в надежде на неизреченную милость, у Иосифа и людей его школы та же идея сводилась к картине «страшного и немилостивого» Суда Божия. Для монастыря Иосифа Волоцкого и для всех «женских» монастырей вообще, характерно также отсутствие всякой личной собственности, общая для всех одежда и пища, в большинстве очень бедных, строгое выполнение обрядовых правил. Ежедневная исповедь, запрет на все спиртные напитки, запрет на вход в монастырь женщинам и полное послушание от каждого инока. Каждое мгновение монах у Иосифа Волоцкого ощущал на себе внешнюю власть своего наставника, неограниченную и бесконтрольную. В любой час дня и ночи, игумен мог лично или через особых надзирателей проникнуть в любую келлию и проверить всё, что в ней было. С помощью многочисленных надзирателей глаз игумена видел всё, никакой, даже самый малый поступок не мог ускользнуть от этого надзора. Порядок – основное условие общежития.

Идеал общежития – не маленькая группа братьев, свободно объединённых молитвою и любовью (как у прп. Нила Сорского), а дисциплинированный отряд духовных бойцов, борющихся со грехом под руководством опытного начальника. Даже в трапезной, даже в церкви каждый связан уставом, указывающим каждому определённое место; даже двери, через какие входить и через какие выходить, были указаны в особой статье… Днём работали и молились до поздней ночи, у себя по келиям или в церкви, где зимою был холод и утешать приходилось помышлением о «несогретом тартаре» [ВРХД. Париж. №122. 1977. с. 199–200].

Борис Георгиевич Дверницкий, публицист, главный редактор журнала «Русское самосознание»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Русофобия и новый мировой порядок
Большинство современных русофобов в России происходят из русскоязычных людей
30.09.2024
Культура – третий союзник России
Русский человек должен осознать, что он заражен русскоязычной культурой
28.09.2024
Диптих
25.08.2024
Россия и Украина
Об образе будущего мира в Европе и Евразии
09.08.2024
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Сергей Швецов
11.12.2024 21:10
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 20:22
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 20:14
Центробанк как инструмент «пятой колонны»
Новый комментарий от patermax
11.12.2024 19:51
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:45
К 225-летию К.Брюллова
Новый комментарий от учитель
11.12.2024 19:41
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:25