Как сообщалось, 24 октября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со студентами Московского педагогического государственного университета.
В частности, Первосвятитель сказал:
«Педагогика, на мой взгляд, объединяет в себе науку, искусство и творчество. Учительство — это ни в коем случае не ремесло. Потому что ремеслу можно выучиться: читая книги, слушая указания учителя, ты обретаешь некие компетенции, и твое образование будет прямо пропорционально тому, что ты усвоил от учителя. Но в том деле, которому вы учитесь, главным действующим лицом является не учитель, а вы сами. Потому что стать педагогом — это не только набрать сумму знаний. Можно быть очень эрудированным человеком — и плохим учителем, мне приходилось с таким сталкиваться. Можно быть человеком интеллигентным, но совершенно безразличным к судьбе своих учеников. Но учитель призван являть собой сплав науки и подвига, и, что самое главное, это возможно лишь тогда, когда учитель становится подвижником».
Также Предстоятель Русской Церкви отметил, что «ведь педагог — это отец и мать, а если происходит конфликт на равных, значит, в подходе педагога есть что-то неправильное».
О трудностях, которые особенно мешают педагогам реализовывать себя на поприще преподавательского служения, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Высота и точность слов Святейшего Патриарха Кирилла вселяет радость. И если общество их услышит, то многое изменится к лучшему. Сам по себе номинальный Год педагога и наставника, хоть и заключает в себе потенциал всеобщего обращения к служению педагога как к главнейшему служению в обществе, вряд ли единолетним усилием поможет достичь существенных результатов.
На мой взгляд, изменение состояния педагогического общества возможно только тогда, когда общество признает те самые духовно-нравственные ценности, которые пока никак не сформулирует наше руководство, путаясь между советскими определениями, между отделением Церкви от государства, каким-то общими гуманитарными и гуманными позициями, разнообразными традиционными религиозными течениями. И вот где-то там между всеми этими определённостями болтаются неприкаянными наши подлинные духовно-нравственные ценности, которые стыдятся сформулировать.
Поясню свою мысль: К сожалению, нашему педагогическому сообществу совсем не возвращается ценностная ориентация в наших базовых, корневых, национальных ценностях. Понятия «святыня», «благодать», «спасение», «борьба с грехом», обожение», «личность Иисуса Христа» как наши сверхценности и церковные таинства как способа соединения с Господом остаются в нашем обществе игнорируемыми, в том числе в педагогическом сообществе.
Напомню слова Господа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:8).
Эти слова Господа актуальны в отношении всего нашего сообщества, духом чуждого христианского исповедания и нашей православной традиции.
Я убеждён, что только возвращение во все педагогические вузы, во все вузы, воспитывающие руководителей, во все вузы, готовящие интеллигенцию ценностно-ориентированного, просветительского вероучительного компонента составляет основу педагогического достоинства.
Если педагог, преподавая гуманитарный или естественнонаучный предмет, не несёт собою духа просвещения во Христе, духа приобщения к нашей подлинной русской духовной традиции, то он является просто сообщателем некоторой информации. Может быть, он даже с нежностью относится к детям, как когда-то наши советские учителя, уча нас следовать заветам партии Ленина, всё-таки были небезразличны к нашему самочувствию и будущей нашей жизни. Однако наше счастье наши наставники видели исключительно в каком-нибудь материально-гражданском благополучии, полагая в этом придел педагогических усилий и плодов.
Но мы всё-таки видим служение учителя гораздо шире и выше. Возвращение всему обществу, молодёжи, особенно педагогическому сообществу подлинных христианских ценностей и будет настоящим возрождением педагогического служения и личностного достоинства педагогов.