Несколько дней назад старообрядческая часть нашей общественности была взбудоражена поистине сенсационной новостью: Древлеправославная Архиепископия вошла в состав Старообрядческой церкви «белокриничников».
(Речь идёт о том, что постановлением Освященного собора от 19 октября 2022 года приходы Древлеправославной Архиепископии были включены в состав новообразованной Сочинской и Кубанской епархии РПСЦ. С 2017 года Древлеправославная Архиепископия находилась в полном евхаристическом общении с Русской православной старообрядческой церковью.)
Потом была новость о том, что архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот) якобы (или не якобы?) отлучил предстоятеля российских «белокриничников» митрополита Корнилия, обвинив его в том, что владыка Корнилий игнорировал неоднократные предупреждения о недопустимости совместных сослужений клириков РПСЦ и ДА до совместного прояснения ситуации с каноничностью иерархии ДА в духе старообрядческой соборности.
В этой новости меня взволновало не то, что иерархи ссорятся/мирятся, а то, что в новости в качестве местоблюстителя архиепископской кафедры был назван епископ Никодим (Елякин). Но ведь Предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви («новозыбковцев») является архиепископ Александр (Калинин), носящий титул «Древлеправославного Патриарха». Неужели владыка (с которым у нас приязненные со взаимной симпатией отношения) скончался, коль уж упоминается некий местоблюститель?
Оказывается, владыка Алексндр жив, а Древлеправославной Архиепископией нынче именуют не «новозыбковцев», а «сочинцев», которые в 1999 году откололись в количестве пяти приходов от «новозыбковцев». Точнее, тогда они назывались не «сочинцами», а «Курской Архиепископией».
О том, как они дальше дробились, читатель может посмотреть в интернете, от ревнителей откалывались ещё большие ревнители, обвинявшие «новозыбковцев» в «экуменизме».
Речь, по всей вероятности шла о том, что «новозыбковцы» в частном общении придерживались умеренного отношения к нам, РПЦ МП. Я разговаривал около двадцати лет назад со священниками-студентами Новозыбковского Духовного Училища при Архиепископии, и они в разговоре не для прессы высказывали нечто, подобное тому, что высказывают «адекватные» старостильники в адрес новостильной греческой церкви. «Дескать, никто не считает новостильников (в данном случае – «никониан») «безблагодатным сборищем духовно прокажённых людей». Благодать в наших Таинствах есть. Но объединяться с нами они не торопятся, поскольку в новостильной (новообрядческой) церкви присутствуют опасные с их т.зрения тенденции».
Такая позиция не по нраву пришлась тамошним ревнителям, ну было ещё много чего, короче говоря, часть «новозыбковцев» откололась, стала «курскими», а теперь вот присоединилась к «белокриничникам».
Оппозиционные по отношению к митрополиту Корнилию старообрядцы уже разразились глумливыми публикациями, одна из которых заканчивается следующей фразой:
«Таким образом, нынешний предстоятель РПСЦ может стать первым в истории христианства архипастырем, возглавившим две, а в будущем может и большее число, конфессий и религий под своим омофором».
Фраза бойкая, в духе большевистских безбожных карикатур. Видимо, старообрядческий журналист не знает смысла слова «конфессия», поскольку путает «раскол» с «иным исповеданием».
«Белокриничники» и «новозыбковцы» - это вовсе не различные «конфессии», ибо исповедуют одни и те же догматы и каноны. Но они пребывают в расколе друг по отношению к другу.
Поэтому нынешний предстоятель может стать не тем, «кто возглавит представителей разных конфессий и религий», а тем, кто «присоединит к своей юрисдикции клириков, чей канонический статус не определён».
Ну, тут уж староверам виднее.
С нами они пока что объединяться не торопятся.
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора "Русской Народной Линии"
На фото: 18 октября 2017 года в зале Соборов Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви был подписан Мирный акт. Со стороны РПсЦ его подписал митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), со стороны Архиепископии — местоблюститель архиепископского престола епископ Никодим (Елякин).