В четверг, 19 октября, в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками X Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы собравшихся, сообщает Патриархия.ru.
В частности, вопрос задал писатель Ян Таксюр: «Благословите, Ваше Святейшество. Ян Таксюр, Украина, писатель. У меня очень много вопросов, но я попытался свести их в один довольно обширный вопрос. Славянские народы веками жили бок о бок, берегли родную землю, а после проповеди Кирилла и Мефодия обрели христианскую веру, ставшую фундаментом славянской культуры. Сегодня национальная идентичность народов, населяющих пределы Святой Руси, подвергается давлению внешних сил, традиционно братские народы России и Украины сегодня разделяют на духовном уровне. Ваше Святейшество, может ли быть нарушено органическое единство братских народов, и что можно сделать для того, чтобы вооруженное противостояние не стало исторической раной для нас, жителей Малой и Великой Руси?»
«Спасибо, Ян Ильич. Отвечу так: всё может быть, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Как показывает опыт России, революция произвела радикальную перемену в сознании, столкнула в смертельной схватке представителей единого народа, который еще вчера был в состоянии объединиться, чтобы противостоять внешнему врагу, расчленила народ на классы, создала феномен классовой борьбы, выдав этот феномен за некий идеал, который является двигателем прогресса. И мы знаем, к чему все это привело».
«Другими словами, - продолжил он, - все это возможно, и сегодня многие силы, враждебные России, работают на то, чтобы между нашими народами, между русскими и украинцами, пролегла такая пропасть, которую невозможно было бы преодолеть за жизнь нашего или даже следующего поколения.
«Что и как теперь нужно делать? – задаётся Первосвятитель вопросом. - Конечно, очень важным фактором является то обстоятельство, что мы имеем единую Церковь. Церковь объединяет народ в самом главном — в его устремлении к Богу, в его единстве вокруг Евхаристической Чаши. И очень трудно народ, воспитанный в Православии, людей, которые являются православными не по статистике, не по социологическим данным, а по своей глубокой вере, втянуть в реальное противодействие друг к другу, в том числе на фоне каких-то межнациональных проблем. Но именно на это и направлено острие борьбы — в первую очередь с Россией, но также и с Украиной».
«Нужно отдавать себе ясный отчет в том, что это стратегия совсем не украинская, - подчеркнул он. -Украина тут ни при чем, Украину просто используют. Опираются на те силы на Украине, которые исторически противились союзу с Россией и были ориентированы на западную цивилизацию, на западную культуру. Такая уж судьба пограничных стран — там всегда есть соблазн не оставаться с тем народом, частью которого ты являешься, и, поддаваясь влиянию извне, перейти границу и присоединиться к другим».
«Украина оказалась под колоссальным давлением, в первую очередь западных стран, западной пропаганды, а также экономических факторов, направленных на то, чтобы оторвать украинцев от русских и Украину от России, - считает Святейший Патриарх. - В чем-то они преуспели. То, что сегодня еще сохраняет наше единство, — это Церковь. Но и здесь преуспели враги нашего исторического общения, единства, взаимного уважения, любви, всего этого замечательного исторического опыта совместного проживания. Они спровоцировали раскол, потому что Церковь, конечно, была бы фактором, объединяющим наши народы, но это не устраивало тех, кто разрабатывал план политической борьбы с единством России и Украины».
«Но в расколах нет благодати. Раскол — это театр, это представление, - подчеркнул он. - Люди в тех же одеждах, но, лишенные благодати, выступают, как актеры. Не все это могут понять — такое искушение, обман, лицемерие распознается через духовный опыт. И сегодня есть лакмусовая бумага, которая позволяет определить, насколько человек духовно зрелый, насколько он по-настоящему православный, насколько для него Православие не этнографическое, а глубоко религиозное понятие, — это отношение к расколу».
«Все те, кто принимает раскол, — это люди неглубокой веры, - констатировал Предстоятель Русской Церкви. - Они могут быть фанатичными, но не потому что они фанатично любят Христа, а потому что они фанатично хотят использовать религиозные убеждения для достижения своих политических целей, чем всё больше и больше усугубляется трагедия раскола».
«А если Вы меня спросите, как все это можно излечить? Есть в Священном Писании слова: "Сей дух изгоняется только молитвой и постом" (см. Мф. 17:21). Онтологически эта борьба именно на мистическом уровне, но исторически она облечена в конкретные политические схемы, политические программы. И вот что, думаю, самое важное: даже если люди на Украине не участвуют в политической борьбе, связанной с попытками объединить народ, преодолеть разделение, то, по крайней мере, духовно они должны быть на стороне правды в своих личных молитвах, в молитвах в храме», - уверен Первоиерарх.
«Очень важно, - продолжил он, - чтобы Церковь Православная не потеряла мужество отстаивать Божию истину, Божию правду и в этой правде воспитывать свой народ. К словам Писания "сей дух изгоняется только молитвой и постом" нам сейчас нужно отнестись очень серьезно. Именно молитва, осознание того, что мы — одна Церковь, осознание нашей общей ответственности за спасение человеческих душ и может помочь сохранить то единство, которое поколеблено, но все-таки в определенных формах еще существует».
«А всем тем, кто на стороне исторической правды, всем тем, кто борется с мировым злом на пространствах Украины, я бы хотел от всего сердца пожелать помощи Божией и мужества и, может быть, в первую очередь Вам, мой дорогой брат. Вы засвидетельствовали всему миру и своему украинскому народу о своей принципиальной позиции, которая не может не вызывать глубоких симпатий со стороны православных людей, искренне любящих свою Родину — Украину. Благодарю Вас», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.