«27 сентября выступил через zoom на VI Международном итало-китайском семинаре (конференции) "Чаньань и Рим: встреча двух культур. Шёлковый путь и пути мира", проводившемся Римским университетом "Тор Вергата". Тема моего доклада: "Международное право как зеркало цивилизационного противостояния"», - пишет в тлг-канале известный политик, лидер Российского общенародного Союза, доктор юридических наук Сергей Николаевич Бабурин.
Примечательно, отметил политик, что рабочими языками этого международного форума были итальянский, китайский и русский. «Сегодня же опубликованные тезисы Семинара – тоже на итальянском, китайском и русском. Не допускают итальянцы использования английского!» - восклицает он.
Далее С.Н. Бабурин опубликовал свои тезисы.
«Международное право как зеркало цивилизационного противостояния. Международное право зародилось и во все времена было призвано содействовать миру между народами, взаимным гарантиям добрососедства и доверия, предотвращению или успешному преодолению кризисов в отношениях между народами. Не случайно сказано: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Евангелие от Матфея: 1.5.9). Мир никогда не устанавливается сам по себе. Он всегда субъективный результат войн или военных конфликтов, оформленный в договорах или договоренностях. Но tempora mutantur et leges mutantur in illis (времена меняются, и закон меняется вместе с ними. – лат.)», - продолжил он.
«В 2020-2023 гг. современная Россия осуществила стремительный разворот от Запада к Востоку. Она отказалась от односторонней многовековой ориентации на обманувший её Запад, вернулась на свой собственный цивилизационный путь развития, предполагающий безусловный приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей, опору на религиозные основы общества, семейное воспитание, брак как союз мужчины и женщины, преемственность от Российской Империи и Советского Союза. Россия выступает за достоинство и свободу личности в обществе равноправных народов, верных своим культурно-историческим корням. Россия пошла наперекор Западу, превратившему свободу во вседозволенную безнравственность. Международное право, покровительствующее злу, должно уйти в прошлое», - подчеркнул политик.
«Последуем предварительно Марку Туллию Цицерону, который требовал, чтобы отправной точкой всякого последовательного изучения любого вопроса было бы определение, дабы можно было понять, о чём именно рассуждают. Определимся в смыслах таких понятий, как кризис и мир. Ныне международное право переживает кризис, означающий такое его состояние, при котором общепринятые средства достижения его целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации, а само развитие международных отношений протекает вне правового поля. Кризис никогда не является случайностью, он всегда вырастает из скрытых конфликтов и диспропорций. Право же народов на мир вырастает из естественного развития обществ и государств, основанного на их невоенной внешней политике, взаимном учёте национальных интересов, соблюдении заключенных сторонами договоров», - добавил он.
Бабурин отметил, что «в международном праве всегда ярко отражены не только межгосударственные споры, но и глубинные цивилизационные противоречия, не только никуда не исчезнувшие за последние века, но реально обострившиеся в ХХ веке. Именно в кризисе международного права как в социальном зеркале отразилось современное обострение цивилизационных противоречий человечества».
«Во-первых, обострилось вплоть до вооружённых форм цивилизационное противостояние народов. Глобализация как неоколониальная модель навязывания всем странам североамериканских стандартов образа жизни, как попытка финансовой и технологической унификации различных обществ под потребности транснациональных корпораций, показала свою несостоятельность. Развитие народов и государств рассыпалось на цивилизационные очаги, имеющие различные сущностные характеристики. Общества духовных ценностей вступили в конфликт с обществами секулярного потребительского эгоизма», - пишет политик.
«Во-вторых, - добавил он, - борьба ценностных приоритетов приобрела планетарный масштаб. Государство и право в их нормативистском универсализме потеряли свою эффективность, уступая лидерство в развитии государствам и обществам, опирающимся на свои самобытные традиционные духовно-нравственные и религиозные ценности. А, следовательно, существование народов в условиях мира и справедливости стало возможным только в формате следования их своим цивилизационным архетипам».
«В-третьих, - пишет учёный и политик, - именно цивилизационное противостояние привело к параличу привычных международно-правовых форм. Кризис международного права означает не простое неисполнение его норм, он выражается в деформации смыслов ранее исправно работавших международно-правовых взаимных обязательств государств, приводящем международное право в состояние прострации. Забыт принцип Дигест Юстиниана, предполагающий, что знать законы – значит держаться не их слов, но их общего смысла (D. 1.3.24)».
Бабурин отметил, что «ныне в международном праве идёт подлинная война смыслов».
«И четвёртое. В новых условиях международное право, нравится это кому-либо или нет, стало трансформироваться на принципах многополярного мироустройства. Однополярный мир с тотальной гегемонией США закончился безвозвратно, хотя ещё не хочет этого признавать и агрессивно сопротивляется переменам. Совместными усилиями Китая, России, Ирана, государств Арабского и Ибероамериканского миров, стран Африки закладываются на базе БРИКС основы новой всемирной организации государств, новой будущей общей валюты и новых принципов международного сотрудничества. Жаль, что этого не осознает Европа», - пишет он.
«Однополярный мир утомил народы произволом Соединённых Штатов Америки, международное право будущего должно строиться на равноправии и балансе цивилизаций, снять антагонизм между ними, между людьми и природой, создать возможности для устойчивого развития. Традиция Древнего Рима уважительного отношения к договорам лежит в основе международных отношений. Не случайно Марк Аврелий называл договоры и перемирия во время войн соединяющей силой, присущей только разумным существам. Обеспечение всеобщего мира и безопасности должно вернуться в основу всего комплекса современного международного права. В Древнем Риме выводили легитимацию из природы, а не из позитивного права, лишь потом полагали закон мерилом справедливого и несправедливого, которое приказывает делать то, что должно быть делаемо, и запрещает делать то, что не должно быть делаемо (D. 1.3.12), тем самым конструируя концептуальный архетип принципа законности», - заключил Сергей Бабурин, подчеркнув, что «в международном праве необходимо восстановить цивилизационный баланс».