Максим Воробьёв: В спорах о возможных путях развития России частенько забывается, что главное условие, при котором страна будет продолжать жить и процветать не политика, не экономика, а люди. Не будет людей – не будет народа, не будет и страны. Люди, в руках которых находится будущее России – это современная молодежь и дети. К чему они будут стремиться, во что верить, что они будут знать и уметь. Именно их внутренний мир будет проецироваться на мир внешний, что, в конечном итоге, и определит будущее.
Уже заранее предвижу, что мои мысли многими будут восприняты как старческое брюзжание. Мол, во все века старшее поколение было недовольно новым. А человечество себе живёт и развивается по сей день. Такой прямо-таки убойный аргумент.
Конечно, человечество не просто живёт, а наслаждается жизнью, сытостью и комфортом. Вот уже и психические отклонения да извращения за норму начали принимать. Да и НТП развился до космических неоглядных далей, до ядерного, химического и биологического оружия. Любая разновидность этих достижений по отдельности может запросто прекратить жизнь на земле. А если все вместе? Так ли уж неправы были старики, со скепсисом взирающие на новое поколение?
Но не будем о грустном, посмотрим на подрастающее поколение с надеждой. Правда, лично я надежд не много питаю, но об этом чуть позже. А пока напомните мне старому ворчуну, какие такие компьютеры были в 17 и 18 веках? Какой искусственный интеллект и нейросети использовались в веке 19? В какие гаджеты уткнувшись проводили все свое время дети в веке 20-м?
Думается мне, что бурное развитие НТП в 20-21 веках привело к разрыву цикличности развития человеческих цивилизаций. История вышла на финишную прямую. Традиция и новаторство, консерватизм и стремление к новизне – вот два полюса, поддерживающие стабильность и жизнеспособность стран, народов и цивилизаций. Пока они уравновешивают друг друга, жизнь процветает, но, стоит весам качнуться в одну сторону, как начинаются потрясения и катаклизмы.
Век 20 и начало 21 принесли слишком много новшеств. Изменения происходят чуть ли не ежедневно и разум отдельного человека, общества, да и всего человечества просто не успевает реагировать на все новые м новые… что? Достижения, угрозы, вызовы? Порог чувствительности превышен многократно, а это значит, что любые новые изменения в жизни начинают попросту игнорироваться. Человек перестает реагировать на окружающее и замыкается в своем привычном мирке – последнем островке стабильности в меняющемся мире. Дом, работа, соцсети. Другие – наоборот, с радостью кидаются на всё новое, стремясь не отстать от потока жизни. Как ни странно, и первые и вторые оказываются всё более и более погруженными в виртуальную реальность. Первые для того, чтобы уйти от изменений, вторые чтобы быть на острие перемен. Это в той или иной мере касается всех. Как известно дети и молодежь – наиболее изменчивая и открытая к изменениям часть общества. Поэтому среди них преобладают те, кто хочет не отстать от новых веяний прогресса. Впрочем, и тех, кому дорога стабильность тоже немало. А что может быть стабильней, чем любимый гаджет с привычной игрушкой, на которой ты каждый раз проходишь уровень за уровнем в стотысячный раз?
– Эй! – кричит любитель новизны, – ты всё на своем старье зависаешь? А ты знаешь, что позавчера появилась новая игрушка, ещё более крутая, а вчера – ещё крутейшая, а сегодня доступна вообще совсем улётная. А завтра анаонсируют – вау, космос!
Где уж тут найти время на уроки? Или помощь по дому, или вообще на что-нибудь другое? А тут эти надоедливые предки всё ворчат и грозятся отнять то, что стало главной ценностью. Смыслом жизни. Смыслом жизни? Вот эта полная погруженность в виртуальный мир примитивных игр (а компьютерные игры по большей части примитивны, ибо не развивают когнитивные способности) и есть смысл жизни? Человек только ради этого и живёт? Ответьте мне, старому ворчуну, какое будущее может нас ждать, если люди будут с трудом отрываться от гаджетов, чтобы удовлетворить физиологические потребности или выполнить постылую работу, ради куска хлеба с маслом или даже икоркой. Чего мы достигнем? Какое великое будущее может ждать страну с такими гражданами, ущербными и физически и ментально?
Но, может, я сильно сгущаю краски? Может все не так уж и плохо? Ведь есть же увлеченная и творческая молодежь? Есть, конечно. Вот один случай, как мне кажется весьма показательный. Две девочки 11 и 12 лет. Отличницы, из хороших семей, обе посещают в воскресную школу. Одна ходит в музыкальную школу, другая в художественную. Одна читает книги, другая зависает в гаджете. У родителей нашлись общие интересы, и они решили познакомиться поближе. Мама с девочкой пришли в гости. Всё складывалось замечательно. Мамы хорошо пообщались и остались довольны друг другом. А вот у девочек общения не получилось. Каждая занималась своими делами и, прощаясь, лишь небрежно кивнули друг другу головами. Стали выяснять: в чем дело.
– Мне с ней неинтересно, – заявила продвинутая любительница компьютерных игр, – она никаких игр не знает.
– Нам не о чем с ней говорить, – высказалась со своей стороны любительница чтения, – она никаких книжек не читала, ничего кроме своих игр не знает.
Вот жизненная ситуация, каждый волен дать ей свою оценку. Но не свидетельствует ли она в первую очередь о радикальном разделении общества?
Не по признаку богатства, славы или карьеры – всё это дело наживное. Сегодня нищий – завтра разбогател или наоборот, как жизнь повернется. А вот разделение по признаку интеллекта куда более серьёзная вещь, потому что имеет под собою реальное основание, которое изменить гораздо сложнее, если вообще возможно. Не станут ли дети, взращенные на традиционном семейном укладе, с ограниченным применением цифровых технологий белыми воронами среди сверстников? Ведь не секрет, что они – становятся исключением из всеобщего правила, причем исключением всё более редким. И это при том, что дети, воспитанные традиционным образом, без активного использования цифры и с упором на чтение, на две головы выше своих сверстников по развитию, а психические проблемы встречаются у них на порядок реже. Но общая тенденция складывается не в пользу более развитых и уравновешенных, ибо они в меньшинстве. И возвращаясь к вопросу о нашем будущем трудно сохранить оптимизм.
Павел Тихомиров: Ну, поскольку я – пессимист, точнее, информированный реалист, то стараюсь к тенденции ухода населения в виртуал относиться не то, чтобы спокойно, но как к неизбежному злу.
Всё дело в том, что люди северо-атлантической цивилизации, к которой принадлежим и мы, приучены к развлечениям как к норме жизни.
Не к активному или пассивному отдыху – как к такому времяпровождению, которое просто необходимо для восстановления сил для продолжения труда, а именно к развлечениям. Перед нами появляется поколение, которое исповедует некие неоантибуржуазные ценности.
О чём идёт речь.
В позднесоветском обществе восторжествовало нормальное «мелкобуржуазное» отношение к тому, что должно быть определено в качестве критериев успешности, даже нормальности устроения быта: накопление капитала для приобретения квартиры/обстановки/машины/дачи. Это, наверное, мещанство, но это, в принципе, морально для традиционного общества. Если мы хотим, чтобы общество состояло из семей, а не атомизированных налогоплательщиков, то вот такого рода мещанские ценности – как раз самое то, что уклад этот будет поддерживать.
А вот сейчас воспитывают этих продвинутых космополитичных зелёных антисемейников чайлд-фри. И внушают им, что не нужно копить деньги на кваритиру/машину, а нужно тратить деньги на впечатления. На поездки на острова со всяческими дайвингами и прочими вещами, которые в наше время были доступны разве что легендарным ведущим «Клуба кинопутешественников» или «В мире животных». а теперь – пожалуйста – получил деньги – релоцируйся, куда заблагорассудится.
И многие эту культуру восприняли.
Но все на островах не поместятся.
Все те, кто воспринял этот модус вивенди/модус операнди.
Вот и внедряется ИНОЙ вариант удовлетворения страсти к ощущениям.
Иной способ удовлетворить похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую.
Симуляция реальности в виртуале.
Дёшево и сердито.
И вскоре на смену простым игрушкам придут шлемы (уже пришли), на смену которым придут импланты, которые будут создавать в центрах нервных не просто мультфильмы, а полную имитацию – с ощущениями на всех уровнях.
Такова стратегическая цель тех, кто понимает, что плебс нужно чем-то занять, дать относительно дешёвые зрелища, которые, к тому же могут стать подспорьем в деле фабрикации препон для размножения популяции.
«Зачем «заморачиваться» детьми, семьями, если и так всё в кайф?»
Возможно, будет ещё и социальная пенсия, которая обеспечит обитание в комнатушке с удобствами и микроволновкой для разогрева полуфабрикатов. Ну, и, разумеется, с ретранслятором, который будет активировать имплант.
Это, уверен, дело самого ближайшего будущего.
Подытожу.
Для того, чтобы гарантированно запустить необратимый процесс сокращения населения, запущен целый ряд идеологических программ.
И тема с «человеком развлекающимся» - как раз отсюда. И эта тема, пожалуй, одна из самых важных.
Максим Воробьёв: Вот и меня эти соображения беспокоят. В принципе при уходе в виртуал основной массы населения человечество вымрет в продолжении жизни максимум двух поколений. Потому что уйти туда легко, а вернуться очень сложно. Это как с наркоманами и алкоголиками. И не надо никакой войны или эпидемии. Все гораздо проще, цивильнее и без возможных побочных эффектов в виде радиации, химического и бактериологического заражения и тому подобных неприятностей.
Добровольное самоубийство в планетарном масштабе. Между прочим, похожий сценарий был предсказан Клиффордом Саймаком в знаменитом романе «Город». Пусковым механизмом катастрофы послужила некое техническое средство общения, доступное каждому. Только в романе человечество в погоне за удовольствиями поголовно переселилось на Юпитер, а здесь и переселяться никуда не надо. Будет «рай» на земле для каждого.
Правда, недолгий, но полный ярких впечатлений и наслаждений. Кроме того, виртуальный мир это не только наслаждения. Это и работа, и общение, и новости, и карьера, и популярность…
Почти все аспекты современной жизни помещаются в маленькой дощечке, зажатой в руке. Как противостоять такому соблазну?
Помешать поголовному уходу человечества в виртуал может только глобальная катастрофа. Возможно, даже и не одна. Как и предсказано в Апокалипсисе. При этом никто не в силах отменить личные волевые усилия каждого человека в молитвенном подвиге, которые в итоге и определят наше общее будущее. Бог милостив и не хочет смерти грешников, но призывает их к покаянию и общению с собой.
Пока мы живём, у нас есть надежда.


1. Прошу прощения...
"Помешать поголовному уходу человечества ... может только глобальная катастрофа"? Ну, пока гром...
Или ГЛОБАЛЬНАЯ МОЛИТВА? Т. е. Бог?
Но тогда... Быть может:
†
Главной задачей современной Церкви становится организация СРОЧНОГО призыва ВСЕХ верующих к ежедневному СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ молитвенному единению (ВСЕХ не отказавшихся от Бога, в любом месте! десятков миллионов людей!) к единой, простой и доступной (секунды!) спасительно-покаянной ПОСИЛЬНОЙ молитве ко Господу о спасении и помощи в памяти Божией..?
Нет?
Если уже не поздно...
Смысл такого молитвенного единения: надежда на возможную помощь и милосердие Божии... Ниневия...
Реальные плоды существующей современной церковной организации (1% в храмах по праздникам!) известны: войны, революции, перестройки, реформации, ковиды, мятежи... Кровь, водка, наркота... Безнадега, нищета, обречённость... и, как следствие, демография... (где ошибка?).
ПРОСТО НАДО СИСТЕМАТИЧЕСКИ ВСЕМ ВМЕСТЕ ЗВАТЬ ГОСПОДА НА ПОМОЩЬ! И срочно! И не только в храмах!
Нет? Последствия предсказуемы — будет ещё хуже... Народ плохой...
НО! Людей к молитве надо готовить! Годами, а м/б и веками...
Извините...