Состояние веры и нравственности в домонгольский период

О высоком духовном настроении русских людей

0
791
Время на чтение 6 минут

Домонгольский период Русской истории – время, непосредственно примыкающее к одному из величайших событий нашей истории – Крещению Руси. Каковы были последствия этого события для нравственного состояния русского народа в ближайшие два столетия?

В литературе можно встретить противоречивые, порою даже противоположные оценки нравственного состояния русского народа в рассматриваемый период.

В 30-е годы нашего столетия известный советский историк Н.М. Никольский в книге «История Русской Церкви» утверждал, что обращение русских к христианству «могло быть, и было только чисто внешним» (1, 23). Автор весьма пространно описывает примеры двоеверия, говорит о том, что усилия по распространению христианства в первые десятилетия могли изменить в народной массе «только номенклатуру, но не содержание верований» (1, 25).

В самом деле, если мы обратимся к летописям, то можем встретить немало материала для подобных утверждений. Так, например, автор «Начальной летописи» пишет, что люди его эпохи (XI век) только «словом нарицающиеся христиане, а на деле поганьски живуще», что «на игрищах людей много множество, а в церквах во время службы их обретается мало» (1, 29).

В конце XI века митрополит Киевский Иоанн жаловался, что многие «жрут бесом и болотом и князем», а причастия «не принимают ни единою летом», и церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю – «поимают жены своя с плясаньем и гуденьем и плесканьем» и «некоторые без срама» имеют по две жены (1, 29).

Наши отечественные церковные историки признавали, что в домонгольский период в нравственном состоянии русского народа было немало отрицательных моментов. Так, например, архиепископ Филарет (Гумилевский) пишет: «История Древней Руси представляет печальную картину диких раздоров. Князья удельные дрались друг с другом за участки; брат восставал на брата, нередко дети поднимали оружие на отца и отец на детей» (6, 134). И далее: «Редко проходил год, о котором бы не сказала летопись – «бысть сеча зла», а иногда многие годы были рядом опустошений, убийств, грабежа. Чем ближе к времени монголов, тем больше крови» (6, 133)...

Многие, нося имя христиан, продолжали жить по-язычески, тайно молились прежним богам. О силе язычества в этот период свидетельствуют восстания в Суздале в 1021 году и в Киеве в 1075 году. Как справедливо замечает архиепископ (впоследствии митрополит) Макарий (Булгаков), много внимания уделивший этому периоду: «Языческие представления, суеверия, нравы и обычаи, господствовавшие в народе русском целые века, не могли искорениться в течении каких-нибудь 50-60 лет» (7, 221). В «Руководстве по истории Русской Церкви» Доброклонского мы читаем: «Христианство не проникло в самый дух народа и не пересоздало его нравов. Оно было принято чисто внешним образом» (2, 109)… Действительно, нам известно немало примеров грубости и жестокости нравов в этот период русской истории. Князья в своем уделе ревностно заботились о строительстве и благоукрашении церквей и монастырей, в чужом же «ничтоже сумняся» жгли и грабили великие святыни. Они иногда не останавливались перед нарушением крестного целования. Распространенными пороками были семейная распущенность и пьянство. Кулачные бои были любимой потехой наших предков. Все историки согласно признают наличие двоеверия в этот период. Профессор П. Знаменский пишет: «После крещения в нашей церковной истории тянется длинный период двоеверия, смешения христианства с язычеством, в котором язычество сначала даже преобладало над христианством. Двоевер чтил и священника, и волхва, последнего даже более…» (3,18). Н. Доброклонский приводит конкретные примеры двоеверия, смешения христианских представлений с языческими: «На пророка Илию были перенесены черты Перуна; святые Георгий и Власий стали в народном представлении покровителями скота, как прежний скотий бог – Волх. Черные языческие боги отождествлялись с христианскими демонами. Продолжаются чествования языческих празднеств, сливаясь иногда с христианскими» (2, 109). Особенно строг вывод академика Е. Е. Голубинского: «…полное водворение христианства на Руси должно быть представлено не столько как внутреннее и настоящее, сколько как наружное и просто внешнее» (4,178).

Но, однако же, было бы очень односторонне делать акцент только на отрицательных явлениях нравственности русского народа в этот период, как это делает Н.М. Никольский. Беспристрастный анализ источников и свидетельства историков дают нам немало и положительного материала при рассмотрении этого вопроса. Часто приходится слышать, что христианство «не удалось» в истории, что оно прямо не выступало против социального неравенства, рабства, реакционных политических режимов и т. п. Однако, люди, утверждающие это, не хотят и слышать о том, что, в сущности, по своей природе, христианство является надклассовой религией, что оно действует, в основном, нравственными средствами, что оно принципиально не является сторонником какой-либо определенной политической формации. Наш известный отечественный историк профессор В Ключевский пишет: «Церковь не изменила ни форм, ни оснований политического порядка, какой она застала на Руси, хотя он и был ей несочувственен. Она только старалась устранить некоторые его тяжелые следствия, например, княжеские усобицы, и внушить лучшие политические понятия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности, и указывая наиболее пригодные и чистые средства действия» (5, 59). Особенно благотворно было воздействие Церкви на семейные отношения. Средством для этого, в частности, было церковное законодательство о браке, указывающее на степени родства, в которых запрещались брачные союзы. Точными и строгими предписаниями об отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми, она очищала нравы. По словам проф. Ключевского туда, «где прежде господствовал произвол, Церковь вносила дисциплину» (5, 60).

Источники изобилуют примерами благочестия, которые были явлены в это время. Прежде всего, таким примером является просветитель Руси – святой равноапостольный князь Владимир, для которого принятие христианства воистину явилось новым рождением. Из крайне чувственного, любившего пиршества и военные походы человека, каким изображают его летописи, он превратился в воздержного, миролюбивого, милосердного, щедрого христианина. Образец взаимной любви и христианского смирения нам являют святые мученики Борис и Глеб. Князья за правило считали свои имения перед смертью раздавать своим слугам, бедным, больным, храмам и монастырям. Так, Киевская летопись повествует о князе Ярославе Осмомысле, который перед смертью собрал своих подданных, испросил у них прощение и приказал раздавать имение свое монастырям и нищим (6, 223).

В летописях того времени очень часто встречается отзыв о князьях: «Милостив бяше паче меры, тем и не щадящее именья своего, раздавая требующим», или: «Любовь имяше ко всем, паче же милостыни приметаше» (6, 222).

Многие князья отличались усердным храмостроительством. Среди них особо выделяется великий князь Андрей Боголюбский. Два великолепных храма – один в Боголюбово, другой во Владимире – были памятниками ревностного усердия его к Богу. За любовь ко Господу, Господь удостоил его страдальческой смерти. Последними словами его были: «Господи! В руце Твои предаю дух мой» (6, 231).

Военные походы начинались и заканчивались усердной молитвой к Богу. Отправляясь на войну, приготовлялись исповедью и Св. Причастием.

Начинаются паломничества на Восток. Первым благочестивым путешественником на Афон был преп. Антоний. Преп. Варлаам ок. 1060 года путешествовал в Иерусалим на поклонение святым местам его. Насколько известно, это был первый русский поклонник Гроба Господня. Известно, что по возвращении из Палестины, он путешествовал в Царьград. В 1175 году святые места посещала преп. Ефросиния Полоцкая.

В э то время на Руси появляются первые монастыри, которые особенно стали умножаться в середине XII века. Первым русским монастырем явилась знаменитая Печерская обитель, основанная, по свидетельству преп. Нестора Летописца, в 1062 году. По выражению архиепископа Филарета (Гумилевского) она была «возращена слезами преподобных Антония и Феодосия» – родоначальников русского монашества (6, 232).

Монашество пользовалось большим почетом, и многие князья стремились в монастырь. Первый из князей, добровольно посвятивших себя иночеству, был князь Никола, вступивший в Печерскую обитель.

О высоком духовном настроении русских людей этого времени свидетельствует и архитектура храмов, в частности, купола церквей в виде луковиц, устремленных к небесам.

Таким образом, народу с отрицательными явлениями нравственного состояния, русского народа в это время, свидетельствующих о недостаточно глубоком проникновении христианства в его среду, следствием чего был долгий период двоеверия на Руси, мы видим множество примеров преображающего влияния христианства на русских людей. Поэтому нельзя не согласиться с заключением одного зарубежного исследователя, подчеркивающего: «Как государство и как нация Россия обязана своим существованием христианству. Каждый народ выбрал и получил определение, выражающее сущность его страны. Прекрасная Франция, мудрая Германия, добрая Англия. Русский народ выбрал для своей страны название – Святая Русь» (7, 31). И это название состояние веры и нравственности русского народа в домонгольский период во многом оправдывает.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Примечание: данная статья представляет собой мое семестровое сочинение, написанное на 1-м курсе МДА (1984 г.)

Список использованной литературы:

  1. Никольский Н.М. История Русской Церкви. Изд. 3-е, М., 1983.
  2. Доброклонский Н. Руководство по истории Русской Церкви. 1 вып. М., 1883.
  3. Знаменский П. проф. Учебное руководство по истории Русской Церкви.2-е изд., С-ПБ., 1901.
  4. Голубинский Е. Е. акад. История Русской Церкви. 1-е пол., т.1, 2-е изд., М., 1901.
  5. Ключевский В. проф. Краткое пособие по русской истории. М., 1917.
  6. Филарет (Гумилевский) архиеп. История Русской Церкви. Пер. 1-й, изд. 5-е. М., 1888.
  7. Белов А. Святые без нимбов. М., 1983.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Состояние веры и нравственности в домонгольский период

Ни один город Руси не покорился монголам.ни один князь не кланялся Идолу жертвеннику.Есть святые,которые вопреки "языческой" традиции не стали предателями,а стали святыми.Из-за того,что Русь была христианской и была опустошена монголами,наравне с большевиками.Все эти вбросы о некой безрелигиозности стали потом большевистской доктриной.Христианство,предлагала слишком высокие требования для восхождения в Райские Кущи.Многострадальная Русь пережила столько потрясений,что ни один народ после такого же катастрофического упадка не смог бы никогда быть не только народом,но и вообще не имел бы никакого государственного устройства.Значит все эти вбросы имели одну и ту же цель,оправдание всех последующих перемен.,которые угробили русский народ.Монголы разгромили все объединённые на ту пору многочисленные огромные по численности страны.Персия,Хорезм,Грузия,Китай,Индия.Опустошили всю Юго-Восточную Азию.Слово Русский уже было в ходу.То есть все ощущали себя русскими людьми вне зависимости от регионального месторасположения.Германии не было,Испании не было,Португалии не было,Англии не было.Польша и Литва воспользовавшись безотрадным положением Руси стали тем,чем впоследствии постепенно стали.Государствами.Монголы везде уничтожали церкви,а не капища.Следовательно,выходит,что Русь была достаточно религиозной в христианском духе.
Русский Иван / 13.08.2023, 17:51

2.

О высоком духовном настроении русских людей этого времени свидетельствует и архитектура храмов, в частности, купола церквей в виде луковиц, устремленных к небесам

Может в таких формах не только устремленность в Небо, но и с Небес нисхождение к нам? -
Сни́детъ я́ко до́ждь на руно́, и я́ко ка́пля ка́плющая на зе́млю. (Пс.71:6)

1.

Может быть Вам будет интересно: История русской литературы. (Борисоглебский цикл и роман Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы": позиция взаимодекодирования) : учебно-методическое пособие
:https://bik.sfu-kras.ru/elib/view?id=BOOK1-821.161.1%2807%29%2FИ+907-157914673
архетипика / 13.08.2023, 08:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Фотолики старообрядцев «чёрного» континента
На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
05.05.2025
В гостях у старообрядческого митрополита
Общение с митрополитом Корнилием всегда было тёплым и доброжелательным
01.05.2025
«Сербия выстоит, если Россия победоносно завершит СВО»
В Институте Стран СНГ прошёл Пасхальный Круглый стол
23.04.2025
И сколько нас, искренне верующих?
Впечатления участника пастырского совещания в Москве
22.04.2025
Среди татар распространяется провокационный «неоордынский» проект
Записки участника учредительного заседания Касимовского Клуба
11.04.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
09.05.2025 03:51
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.05.2025 02:21
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.05.2025 01:30
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Человек
09.05.2025 00:11
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:27
«Церковь Христова оберегает наш народ»
Новый комментарий от Игорь Ал
08.05.2025 14:07
Великая Победа в судьбах ХХI века
Новый комментарий от prot
08.05.2025 14:03