В день памяти пророка Илии, 2 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Ильинском храме на Пороховых, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Выборгского округа и настоятель протоиерей Александр Будников с клиром, протоиереи Сергий Филимонов, Георгий Иоффе, игумен Силуан (Туманов), иеромонах Корнилий (Морозов), иереи Анатолий Першин, Павел Ермошкин и другие священнослужители.
Протоиерей Александр Калинин был удостоен права ношения креста с украшениями, иерей Евгений Фомин – права ношения наперсного креста золотого цвета, диакон Михаил Волков – права служения с двойным орарем.
«Наши храмы в основном посвящаются новозаветным святым, - сказал владыка в проповеди. – Но есть и святые Ветхого Завета, жившие до Христа, которые тоже имеют свои храмы. Мы приехали сегодня к вам на престольный праздник, чтобы вместе помолиться пророку Божию Илии и поздравить настоятеля со знаменательной датой. Из Библии мы знаем, что пророческое служение началось, когда в Израиле завершилось правление судей и стали править цари. Мы читаем в Книге Царств, что неожиданно появляется пророк Илия, житель пустыни – это его стихия, его родина, где он проводит почти все время. Он явился по велению Божию с миссией обличать неправедную жизнь израильского общества, начиная от царской семьи и заканчивая простым народом. Многие пророки обладали даром предвидения: Исаия и другие рассказали, где и когда родится Христос, что Он будет распят и на третий день воскреснет. Но предсказание не было главной миссией пророков, их предназначением было возвращать людей на путь Божий, потому что народ постоянно уклонялся в идолопоклонство. Илия появляется при царском дворе, когда произошел такой случай: царю Ахаву приглянулся виноградник некоего Навуфея. Правитель предложил ему продать или обменять эти земли. Тот отказался, объяснив, что виноградник получил от предков, память о которых ему дорога. Царь опечалился, тогда его жена Иезавель придумала, как по ложному обвинению побить Навуфея камнями, и Ахав забрал виноградник себе (3 Цар. 21:1-16). Когда Ахав приехал осматривать участок, перед ним вдруг появился пророк Илия и передал ему волю Господа: за то, что Ахав нарушил заповедь Божию – а заповеди Божии никому нельзя нарушать, даже царям, - его род прекратит существование. И действительно, после смерти сыновей Ахава у них не осталось наследников. Это было первое обличение царского дома пророком».
«В то время народ израильский стал поклоняться Ваалу, статую которого привезла Иезавель, - продолжил архипастырь. – Тогда Илия проклял их, и на их земле три с половиной года не было дождя. Сам пророк в это время, повинуясь гласу Божию, пошел к потоку Хорафа, что возле Иордана, пил воду из него, а ворон приносил ему пищу утром и вечером (3 Цар. 17:2-6). Когда источник пересох, Бог велел Илии идти в Сарепту Сидонскую. Там в доме одной вдовы он прожил три года. Потом по воле Божией снова явился Ахаву и предложил собрать всех жрецов Ваала, чтобы проверить, по чьей молитве – его или лжепророков – огонь сойдёт с неба. А народу сказал: "Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте" (3 Цар. 18:21). Лжепророки стали молиться Ваалу, ничего у них не получилось, огонь не сошел, а когда помолился Илия, сошел и опалил жертвенного тельца. Вскоре начался долгожданный дождь. Народ понял, что Бог Илии – истинный, и всех лжепророков убили. Иезавель за это стала преследовать пророка, чтобы убить его. Илия, будучи немощным как человек, испугался и отправился на гору Синай, где Господь дал Закон народу израильскому. Сорок дней он шел до этой горы, и там в пещере Господь ещё раз ему явился и спросил, почему он не хочет дальше исполнять пророческую миссию. Илия ответил: "Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих" (3 Цар. 19:4). Господь велел ему выполнить еще несколько условий, после чего Он посвятит в пророки Елисея, ученика Илии, а сам Илия будет ждать кончины. Пророк всё исполнил, а сам как неожиданно появился, так неожиданно и исчез: когда Илия и Елисей шли по дороге и беседовали, "вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо" (4 Цар. 2:11). Мы знаем только двоих пророков, Еноха и Илию, которые не попали в преисподнюю, а сразу оказались на небе, чтобы исполнить еще одну миссию в конце времен».
«Многие иудеи считали, что именно Илия должен указать на Мессию. Но оказалось, что это сделал другой пророк, Иоанн Креститель, который пришел в духе Илии: тоже был пустынником, строгим аскетом. Позже христианские подвижники считали идеалом именно этих пророков: они жили в пустыне, не имели собственности, полностью уповали на волю Божию. Пророков сравнивали с земледельцами, которым приходится потрудиться, чтобы сделать поле, полное сорняков, плодоносным. А у пророка поле – сердца человеческие, такие же каменистые, заросшие сорняками. Он должен был это поле вспахать, засеять добрыми семенами. Сегодня Илия среди нас – через икону, к которой мы приложились, он говорит: "Жив Господь Бог!" Святой предупреждает нас: пока ещё есть время до Страшного Суда, нужно использовать его для покаяния. В последние времена у людей уже не будет воли к совершению добра, они потеряют веру, и пророку придется ещё раз прийти в мир, зажечь их пламенем веры и любви к Богу накануне Страшного Суда над миром. Вам вёе это известно, поэтому смотрите за своим сердцем: в нём должна быть добрая почва, как можно больше принесите Богу добрых плодов. Нужно укрепить веру и стяжать благодать Святого Духа. Вот о чем говорит пророк Илия. Поздравляю вас с праздником и желаю предстательства нашего небесного покровителя, пророка Божия Илии, и ревности о Господе», - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона преподобного Сергия Радонежского.
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 75-летием протоиерей Александр Будников был награжден орденом святого князя Александра Невского первой степени. Владыка подарил ему наперсный крест с украшениями.
Богослужение транслировал телеканал «Союз».
Каменный Ильинский храм был заложен в 1781 году на месте деревянного по проекту Ивана Старова или Юрия Фельтена. Освящен в 1785-м. В 1806-м рядом построили храм святого Александра Невского. В советское время церковный комплекс был закрыт, в 1988-м его вернули верующим. Первая служба в возвращенном храме состоялась 22 декабря того же года. Главный придел освятили спустя год. Храм восстановлен. Памятник архитектуры федерального значения.