Мы уже привыкли к тому, что курс доллара является неким показателем финансового состояния страны. В июле текущего года обменный курс доллара составил сто рублей за один американский доллар. И достиг мартовского уровня прошлого года.
Однако тогда целенаправленная деятельность Центрального банка России (вероятно, с «подсказки» Президента) привела к снижению курса в июле до пятидесяти девяти. Затем начался тихий незаметный рост курса резервной валюты. Напомним, что президент США Д. Байден после начала специальной военной операции пообещал довести этот курс до двухсот рублей за доллар. И сейчас можно сказать, что обещание американского президента наполовину выполнено. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина объяснила это тем, что на его рост повлияла нестабильная ситуация после мятежа Пригожина, а также изменение импортно-экспортного баланса российской экономики. И вообще, оказывается, в этом ничего страшного нет, потому что таким образом растёт поступление в бюджет от продажи полезных ископаемых за границу.
Надо сказать, что этот убийственный довод приводится везде и всегда, когда доллар сильно колеблется. Мол, для национальной экономики хорошо, когда национальная валюта слабеет по отношению к резервной валюте, коей является американский доллар. Чувствуете, куда ветер дует? Ослабление национальной валюты – это хорошо. Усиление доллара тоже хорошо. Но такие утверждения явно расходятся с установкой Президента России В.В.Путина на дедолларизацию российской экономики. Этот путь ослабления зависимости от доллара, несомненно, приведёт к оздоровлению отечественного хозяйственного механизма. Но, оказывается, не для всех это очевидно.
По Конституции (статья 75, часть 2) Центральный банк России является регулятором национальной платёжной системы, обеспечивающим защиту и устойчивости рубля. Эту же задачу ставит Федеральный закон «О Центральном банке РФ» (статья 3). Однако и в Конституции и в законе утверждается положение, по которому ЦБ РФ свою деятельность «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти». Возникает вопрос: наш ЦБ государственный или независимый?
Может быть, в этом и лежит разгадка некоторых «непонятных» действий Центробанка?
В законе лишь уточняется: «Статья 21. Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации…..
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации». То есть, Центральный банк участвует в разработке, информирует и координирует. В Государственную Думу ЦБ предоставляет годовой отчёт. И всё!
Основополагающий закон экономики гласит: «Финансы – это кровеносная система народного хозяйства». Центральный банк – сердце этой кровеносной системы. А по закону юридическому он независим от государства. Получается, что кровь (финансы) нашего государственного организма качает не наше сердце. Это нормально?
При таком положении мы можем получить не только «сумасшедший» курс доллара, но и кое-что похуже.
Кстати, о курсе. Обменный курс рубля по отношению к иностранной валюте устанавливается на торгах валютной биржи. Маклерами. То есть, как правило, валютными спекулянтами. И по этому спекулятивному курсу рассчитываются государственные параметры бюджета. Говорят, что это рыночные механизмы. А вы давно были на рынке? Знаете, какие там действуют механизмы? Вот то-то и оно. Рыночная экономика – это миф, за которым скрываются вполне определённые интересы глобальных надгосударственных финансовых корпораций. Попробуйте разобраться в рыночных механизмах. Вы ничего не поймёте. Профессиональные эксперты разводят руками – мол, так сложилось, так принято. А кем сложена и принята эта глобальная финансовая схема? Может быть, пора разобраться? И строить свой государственный механизм исходя из государственных интересов, а не по установленной кем-то схеме?
И третье. Уж сколько раз твердили миру, что доллар изжил себя. И пока его оставляют в качестве основной резервной (?) валюты только потому, что его резкая замена приведёт к непредвиденным последствиям для мировой экономики, построенной как раз на гегемонии доллара. Но уход доллара неизбежен. Это уже очевидно основным «мировым игрокам». Вопрос во времени и нашей способности избавиться от «долларовой зависимости». Поэтому нынешний явно завышенный обменный курс доллара выявляет очевидный просчёт организаторов и руководителей нашей финансовой системы. Если уж мы решились на проведение специальной военной операции по демилитаризации НАТО, то привести в порядок нашу государственную финансовую систему пора начинать без оглядки на мнение экспертов – любителей доллара. Тогда и спецоперация пойдёт значительно успешнее.
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»
1. Они по другому не умеют
Они по другому не умеют. Зачем развивать производство, когда можно повысить курс, задрать цены на товары и выкачать деньги из населения. Для того, чтобы что-то изменилось должны прийти другие кадры, которые смогут развивать экономику не принося жертвы "священной корове" под названием доллар. Цены выросли, растет недовольство и неверие к власти. Страну ведут к революции. Президент не справился с мятежом, а на время его заморозил.