«Экономические спады и застои, которые случались и случаются в мире в последние десятилетия, часто сравнивают с тем экономическим кризисом, который начался в США с биржевой паники в октябре 1929 года, а затем перерос в так называемую Великую депрессию, охватившую в 1930 году почти весь тогдашний капиталистический мир. Считается, что Великая депрессия завершилась в тот момент, когда началась Вторая мировая война (т. е. 1 сентября 1939 года). Получается, что продолжительность Великой депрессии примерно десятилетие. Уровень промышленного производства в результате этого мирового кризиса в странах Запада был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад. В промышленно развитых странах капитализма в те годы насчитывалось около 30 млн безработных; ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности; резко снизилась рождаемость. Возникла питательная почва для зарождения и укрепления позиций национал-социализма (фашизма) и форсированной подготовки новой мировой войны», - пишет д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов в статье «150 лет назад началась самая "Великая" в истории экономическая депрессия», опубликованной на сайте Фонда стратегической культуры.
«Но оказывается, - продолжил профессор, - что до 1929 года уже был устоявшийся термин "Великая депрессия". Он относился к мировому экономическому кризису, который начался в 1873 году и продолжался до 1896 года. Т. е. его продолжительность была равна 22-23 годам. Это в два с лишним раза превышает продолжительность мирового кризиса 1929-39 гг. Последнему дали название "Великая депрессия", а чтобы его отличать от кризиса 1873-96 гг., то кризис XIX века переименовали в Долгую депрессию».
«Долгая депрессия XIX века, как и Великая депрессия ХХ века, началась с биржевой паники, - пояснил экономист. - Паника разразилась в апреле 1873 года на Венской фондовой бирже, а потом захватила фондовые площадки других европейских стран. А потом с финансового рынка перешла на реальный сектор экономики – промышленность, сельское хозяйство, строительство, железнодорожный транспорт. Кризис удивительно быстро (несмотря на сравнительно слабые по тем временам коммуникации и финансово-экономические связи) перешел на Новый свет – Соединенные Штаты и Канаду. Финансовая паника достигла Америки уже в сентябре 1873 года».
«Каковы причины Великой депрессии? – задаётся он вопросом. - Можно дать самый общий ответ на вопрос, сославшись на классика марксизма. А он сказал, что кризис - неизбежное следствие капитализма; кризис является результатом возникновения диспропорции между предложением товаров и платежеспособным спросом. Он назвал его "кризисом перепроизводства" и определил как одну из четырех последовательных фаз капиталистического цикла (движения капиталистической экономики): кризис (спад, рецессия) – депрессия (стагнация, застой) – оживление – подъем. До 1873 года в Старом и Новом свете был подъем, который в литературе обычно называют "бумом". После окончания Гражданской войны в США и кратковременной послевоенной рецессии (1865–1867 гг.) в Соединённых Штатах наступил инвестиционный бум, связанный со строительством железных дорог на общественных землях запада страны. Вложения в расширение железнодорожных сетей осуществляли преимущественно европейские инвесторы».
«В Европе бум начался позднее, после окончания франко-прусской войны 1870–71 гг. Ее завершение, как известно, привело к победе Пруссии, созданию единого Германского государства и уплате Францией победителю контрибуции в размере 5 млрд золотых франков. Эти гигантские деньги частью остались в Германии (Втором рейхе), частью ушли на погашении долгов, которые были ранее сделаны Пруссией и другими немецкими землями. В конечном счете эти деньги были направлены на создание новых компаний (учредительство акционерных обществ, получившее в Германии название "грюндерство"). Начался инвестиционный бум, который привел, выражаясь современным языком, к образованию на фондовом рынке "пузырей" и инфляционному росту цен. Бум продлился менее двух лет, закончился тем, что курсы акций на биржах стали резко обваливаться, а вновь учрежденные акционерные общества банкротиться», - рассказал Валентин Катасонов.
«Есть и другие трактовки того, почему подъем в Старом свете был таким коротким. Немецкий канцлер Бисмарк еще до начала франко-прусской войны договорился с Ротшильдами о сделке: Бисмарк просит содействия в объединении немецких земель и создании единого Германского государства, или Второго рейха. А Ротшильды просят у Бисмарка сделать немецкую марку золотой. Иначе говоря, ввести во Втором рейхе золотой стандарт. Ротшильды еще после окончания наполеоновских войн пытались навязать Европе золотой стандарт, но и у них не получалось. Золотой стандарт в их представлении означал, что деньги могут печататься только под обеспечение золотого запаса Центрального банка. А если ему будет не хватать такого золотого обеспечения, то Ротшильды готовы будут дать драгоценный металл под проценты (ведь после наполеоновских войн они сосредоточили в своих руках большое количество золота и хотели, чтобы оно превратилось в капитал, т. е. приносило прибыль). Первый шаг был сделан еще в 1821 году, когда Англия под давлением Натана Ротшильда (того самого, кто в 1815 году установил контроль над Банком Англии) ввела золотой стандарт, но дальше началась пробуксовка. Никто из европейских королей, премьеров и канцлеров не желал добровольно надевать на шею золотую удавку. А Бисмарк ради создания Второго рейха пошел на эту опасную сделку. После Германии золотые стандарты стали вводить и другие европейские страны. На "печатные станки" центробанков были поставлены золотые тормоза. Денег предпринимателям для формирования оборотного капитала и инвестиций в основной капитал стало очень не хватать. Повсеместное введение золотой валюты породило затяжную экономическую депрессию», - отметил профессор.
«Как известно, - продолжил он, - Великая депрессия ХХ века состояла из двух фаз: экономической рецессии (экономического кризиса в понимании экономистов), который охватывает период 1929-33 гг.; последовавшей за ней стагнации (застоя, или собственно депрессии в понимании экономистов). Первая фаза Великой депрессии, по оценкам экономических историков, в США длилась 43 месяца.
Долгая депрессия XIX века также состояла из двух фаз: рецессии и стагнации. Так вот рецессия в США длилась с октября 1873 г. по март 1879 г., т. е. 65 месяцев. Считается, что это была самая затяжная рецессия в истории не только США, но и всего капитализма. Также самой затяжной оказалась и стагнация (1879–1896 гг.) Потому период 1873–96 гг. и получил свое название "Долгая депрессия"».
«Первым экономическим кризисом, имеющим признаки мирового, историки и экономисты обычно называют кризис 1857 года, который начался в США, но быстро перекинулся в Старый свет и захватил Германию, Англию и Францию. По количеству стран, которые пережили рецессию, Долгая депрессия намного превосходит кризис 1857 года. Под ударами кризиса оказались США, Канада, почти вся Европа, а также Россия.
Правда, в некоторых странах стагнация и депрессия могли сменяться оживлением и даже некоторым ростом, но затем опять наступали остановки. Например, в рамках Долгой депрессии в США произошли две ярко выраженные рецессии: в 1873–77 гг. (согласно некоторым источникам, 1873–79 гг.) и в 1882–85 гг. В целом за период 1873–1896 гг. в большинстве стран был зафиксирован прирост производства по многим видам промышленной продукции, но приросты были скромными на фоне тех темпов, которые наблюдались до 1873 года», - пишет экономист.
«Британский историк Пол Кеннеди оценил уровень экономического развития ведущих стран в XIX веке с помощью такого показателя, как валовой национальный продукт – ВНП, которого в те времена не было (Paul Kennedy. The Rise and Fall of the Great Powers. — Fontana Press, 1989). И вот какая картина вырисовывается на отрезке времени 1870–1890 гг. У Австро-Венгрии прирост ВНП за двадцатилетие составил 35,4%; у Франции – 17,3%; Италии – 14,6%. Меньше всего Долгая депрессия затронула в Европе две страны – Германию (прирост ВНП на 59%) и Великобританию (50%). А больше всех пострадала Россия, у которой за два десятилетие ВНП сократился почти на 8%. Если говорить о России, то в рамках Долгой депрессии она пережила три рецессии: 1874–1877 гг., 1881–1886 гг. и 1891–1892 гг.; в промежутках между ними происходило частичное восстановление экономики. Но в целом в период 1873–1896 гг. обозначилась явная тенденция отставания России от ведущих стран Запада», - подчеркнул Валентин Катасонов.
«А наиболее общим для всего периода и для всех стран был такой феномен, как дефляция. Т. е. снижение цен и их длительное пребывание на низком уровне. Например, на отрезке времени 1867–1894 гг. цена зерна на мировом рынке упала на 2/3. Цена железа за два десятилетия 1870–1890 гг. снизилась вдвое. Низкие цены были серьезнейшим тормозом для разгона инвестиционной и производственной деятельности.
Чтобы противостоять рецессии и стагнации, многие страны стали прибегать к протекционизму, - напомнил он. - Так, во Франции президент Адольф Тьер отказался от политики фритредерства периода Второй империи и вводить в только что созданной Третьей республике режим протекционизма, в 1892 году были установлены высокие таможенные тарифы Мелина (названы в честь французского юриста, который их разрабатывал). Эти тарифы ознаменовал собой конец свободной торговли между Англией и Францией. В Германии протекционистский тариф был введен еще в 1879 году (что, кстати, объясняет, почему Германия имела такую высокую динамику экономического развития в период Долгой депрессии). В США протекционистская позиция позволила Бенджамину Гаррисону выиграть президентские выборы в США 1888 г. Из экономически развитых стран только Великобритания и Нидерланды сохранили приверженность политике низких тарифов.
Тем не менее усиливавшийся протекционизм очень серьезно сдерживал развитие международной торговли. Кстати, именно в это время стали обозначаться некоторые признаки перехода капитализма свободной конкуренции в его высшую фазу, о чем впоследствии писал В.И. Ленин в своей работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916 г.)».
«Во-первых, - пояснил профессор, - в период Долгой депрессии наблюдались массовые банкротства малых и средних компаний в разных отраслях. Их активы поглощались крупными и крупнейшими компаниями. Активизировался процесс, который Ленин называл "концентрацией и централизацией капитала". Крупные и крупнейшие компании превращались в монополии и уничтожали остатки конкуренции. Началось время монопольных цен – монопольно высоких цен на производимые и реализуемые товары и монопольно низких на закупаемое сырье».
«Во-вторых, обострение проблемы реализации произведенных товаров на внутреннем рынке, недостаток дешевого сырья и всяческое желание минимизировать издержки породили тенденцию к захвату внешних рынков, источников сырья и дешевой рабочей силы, сфер приложения капитала. Это тенденция к превращению монополистического капитализма в империализм, к экономическому разделу мира монополистическими союзами – картелями и синдикатами», - добавил он.
«Одним из следствий Долгой депрессии стало значительное изменение сил отдельных стран к концу позапрошлого века, - отметил экономист. - Это, кстати, дало Ленину позднее основание для того, чтобы ввести понятие "закон неравномерности экономического и политического развития капитализма" (в той же работе "Империализм, как высшая стадия капитализма"). На фоне других стран усилили свои экономические позиции прежде всего Великобритания и Германия, а также США. Причем последние – особенно. Парадоксально, но, согласно мнению большинства экономистов и историков, больше всего пострадали от начавшейся в 1873 году рецессии именно Североамериканские Штаты. Ведь в то время это была еще не промышленная страна (чем-то ее экономика напоминала экономику современной России, которая базируется на добыче углеводородов и их экспорте). Основные деньги заокеанские капиталисты продолжали зарабатывать за счет сельского хозяйства, поставляя в Старый свет зерно и хлопок. А именно по этим товарам в 70-е годы позапрошлого века произошло наибольшее падение цен. Тут уместно вспомнить крылатую фразу: "Кризис – не только беда, но и шанс". И Америка использовала этот шанс. Она приступила к индустриализации, предусмотрительно создав для этого условия в виде высокого таможенного барьера. И вот 1890-е годы Америка обошла Британскую империю по промышленности и по показателю ВВП (согласно ретроспективным оценкам историков)».
«Молодые империализмы в лице Германии и США полагали, что мир в экономическом и территориальном отношении поделен несправедливо. Они как быстро растущие экономики заслуживают большего. Подавляющая часть рынков и территорий в мире продолжала принадлежать старым империализмам (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и др.). Они (Германия и США) как быстро растущие капиталистические экономики заслуживают большего.
На излете XIX века Долгая депрессия завершилась. Началось всеобщее экономическое оживление, которое затем перешло в экономический подъем. Ведущие страны мира решили использовать это оживление и этот подъем для того, чтобы провести экономический и территориальный передел мира в свою пользу. Началась подготовка к мировой войне», - заключил Валентин Катасонов.