Обратимся к свежему явлению в общественной жизни, к выходу фильма «За нас с вами». Вынужден был посмотреть: вынудили: как же - событие.
Посмотрел и скажу: это киношная штамповка. Состряпано по прежнему, надоевшему до чёртиков набору страшилок: нквд, сталин-тиран, ночные обыски и аресты, бедные хорошие евреи, врачи-предатели, русские пьяницы, варвары, стукачи, вообще руссиш швайн. В конце долгой ленты, после похорон вождя всех времён и народов, всеобщее отчаяние: как же теперь жить. И колоритно подобранная простонародная бабёха советует убегать в Сибирь, так как «сюда (действие в Москве), придут американы и нас разбомбят». Может быть, по Фрейду, выдаётся тайное желание автора? А ещё более в конце ленты, видимо, для утешения зрителей оголённая натура. И резюме: в такой жизни «можно выжить только с любовью». Спрошу: с какой? С такой? Видимо, так, ибо другой авторы не знают, ведь фильм и начинается кадрами соития и с разрушения от него кровати.
Нет почти эпизодов без пьянки и ссор, все повально курят, все трясутся от страха. Благородным евреям тоже тяжело: «Тебе нахамят в трамвае, ты можешь ответить, а я не могу. Чуть что, сразу: жидовская морда». «Бери хворостину, гони жида в Палестину». А евреи в СССР, «как негры в Америке». А у ж до чего хорош в фильме «народный» язык: «опосля, держи карман ширше, девка была красивая как сатана».
Отдельно о месте действия. Это коммуналка. Как же коммуналки оклеветаны киношниками. Только и есть, что «Покровские ворота». А так всё: склоки, соль соседям в суп, драки, доносы, зависть. Но у меня жена из коммуналки, так что я знаю московские жилища не по этому кино. Да, тесно, да нелегко. Но какая дружба, взаимовыручка, сострадание. Все всех знают, все за всех переживают. Какие праздники, какие песни в застольях. Стало полегче, разъехались по квартирам, но тоска по коммуналке осталась.
Из духовного в фильме немного. Только и есть, что старуха крестится, да фронтовик в ватнике пьёт под божницей, да разговоры о годе змеи. По гороскопу восточному 1941 год.
Нет, не хочу более пересказывать. Хотите, посмотрите. Жена говорит: ты привлечешь внимание к фильму, сделаешь ему рекламу. Очень хорошо, привлекаю, делаю рекламу. Смотрите, братья и сестры, как ещё можно издеваться над народом России.
Автор фильма побеждает русскую пословицу: Яблоко от яблони недалеко падает. В данном случае оно не только отпало, но и далеко откатилось. В 1972-м году я работал в издательстве «Современник», и тогда готовилась книга Сергея Смирнова «Брестская крепость». Очень помню как мы, сотрудники, сбегались в кабинет директора слушать писателя. Незабываемо! Его передачи о защитниках Отечества смотрела вся страна.
И вот - сынок. Состряпавший по лекалам русофобии фильм.
Владимир Николаевич Крупин, русский писатель, председатель Высшего творческого Совета Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей литературной премии
2. Не смотрел, но скажу
"в Сибирь" - это про кедровый тракт С.К. Шойгу,
евреи и негры - это намек на сегодняшних гостей из СНГ,
коммуналки - это про современные московские квартиры по 8 квадратных метров,
порнографические вставки - дань современной моде на разнузданные отношения,
"год змеи... по гороскопу восточному" - это вообще анахронизм: вписывание современной моды на нью эйдж веяния в 1941 году это предельно неуместно; было бы понятно, если бы автор упомянул домовых-водяных... но видимо в методичках с Запада таких слов просто нет.
Фраза «придут американы и нас разбомбят» вообще прозрачная, не нуждается в комментариях.
1.