Огромным напряжением душевных и физических сил заставила себя досмотреть экранное изделие (назвать «фильмом» язык не поворачивается) «Гелий Рябов – первооткрыватель лжецарских останков». Досмотрев, пожалела о потраченном прекрасном часе жизни: можно было ограничиться названием, раскрывающим сверхзадачу «изделия» и насыщенное ядом ненависти и лжи. Сие «изделие» анонимно, что роднит его с подметными письмами, доносами, с пасквилями, наконец, которые убили Пушкина. Короче – типичная «заказуха»: профессионалам щедро заплатили, но имена свои замарать они постеснялись, да и опасно…
Заказчик скрывается за неким «Фондом им. Святителя Василия Великого», интернет указал и на хозяина «Фонда» Василия Бойко-Великого. (Для всех, кто в теме, нет никакого секрета, что руководителем «Русского Просветительского Фонда имени Василия Великого» является В.В. Бойко-Великий. Мы обратились в Фонд за разъяснениями об авторах фильма, нам сообщили, что никакого секрета они делают. Авторы фильма: Петр Иванов (режиссер); Василий Бойко-Великий и Петр Иванов (авторы сценария); Кирилл Рогожников (звукорежиссер); Андрей Финягин (закадровый текст). – Редакция).
«Изделию» предшествует эпиграф из Святого Евангелия: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. гл. 7). Святые слова! Ежели само название лживо, то каково содержание?.. И никакие спецэффекты, полиэкранная и звуковая многозначительность, манипулирование хроникальными кадрами не помогут выдать ложь за правду. Остается лишь продолжить цитату из Евангелия: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в печь».
Скоро минуют 8 лет, как нет рядом с нами Гелия Трофимовича. Но это не так! Он, рыцарь правды, по-прежнему в строю, он вдохновляет, поддерживает, утешает, и это чувствуют адепты духов злобы поднебесной и трепещут от бессилия.
Интересно проследить, как формируется зрительское восприятие образа антигероя Гелия Рябова. Это совсем просто, если использовать софистический прием: «Post hog ergo propter hog» («после этого – значит по причине этого»), то есть смежность во времени выдается за причинную связь и осуществляется подмена понятий. Хроника даёт возможность воссоздать прекрасный образ дореволюционной России, который сметает лавина негативной информации о ужасах большевизма, ловко перетекающей в псевдоанализ творчества Рябова с вырыванием фрагментов из контекста. Для усиления негативных эмоций, сюда же приплетаются цитаты из фильма Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» (1968 г.). И, в довершение, как последний сокрушительный аргумент исследуются семитские корни антигероя! И вот, пожалуйста, образ готов! И всего-то на этот пролог ушла треть экранного времени.
Но давайте вдумаемся в следующую цитату из дикторского текста, с показным бесстрастием сопровождающего видеоряд: «Эпоха Николая II самая оболганная в истории», – эти же слова применимы к Гелию Рябову, – какое точное и светлое сравнение судьбы последнего Императора и личности Гелия Трофимовича! Потоки клеветы и грязи не смогли заставить их изменить выбранному пути.
Чем пристальнее вглядываешься в материал «изделия», тем отчетливее убеждаешься в том, что его создатели – убежденные последователи большевиков-палачей, лютых врагов Бога, России и Царя: те самодовольно клялись, что никто и никогда не найдёт останки Царской Семьи (Святые Мощи!), эти из кожи вон лезут, чтобы это доказать и для этого очернить личность первооткрывателя. Ведь, по большевистскому разумению, нет «вещдоков» – нет проблемы. Причем нынешние не гнушаются такими «доводами» как примитивный антисемитизм. Потому что формирование «нужного» восприятия построено на возбуждении низменных, первобытных, «дохристианских» эмоций, таящихся в глубинах подсознания.
Очень важный момент: удар нацелен не только на Г.Т. Рябова, но и на его сподвижников, единомышленников, на всех православных, молящихся Царю-Страстотерпцу, ожидающему от Него помощи в сей трудный час, убеждённых в подлинности Святых Мощей и ждущих Их прославления…
Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас, грешных!
P.S. «Истинным» ревнителям веры и благочестия хочу напомнить:
а) гордыня и осуждение – «две вечных подруги» (знаю по себе) и, по слову Писания, два великих греха;
б) человек – не монада неизменная, а существо, открытое миру, ищущее, сомневающееся, развивающееся, алчущее Духа Святаго. Вспомним первоверховного апостола Павла (язычника Савла, гонителя и истязателя христиан, горящего жаждой расправы с инакомыслящими, с упоением влекущего и женщин, и детей на судилище, одного из убийц первомученика Стефана) до встречи его со Спасителем на пути в Дамаск. А ведь Павел и Савл – один и тот же человек. В жизни каждого случаются моменты, переворачивающие его душу и судьбу, но одни эти мгновения даже не замечают (как, например, спутники Савла), а у других начинается новый отсчет времени. С Рябовым, соприкоснувшимся с убийством Царской Семьи, произошло нечто подобное;
в) ещё «ревнителям» полезно напомнить слова Спасителя, обращённые к их древним единомысленникам: «КТО ИЗ ВАС БЕЗ ГРЕХА, БРОСЬ В НЕЁ КАМЕНЬ». Древние фарисеи были, видимо, разумнее нынешних: они молча разошлись;
г) «благочестивые ревнители» с упоением, не жалея черной краски, дерзнули провести «киноведческий разбор» творчества сценариста Рябова, им, бедным, невдомёк, что драматургия художественных фильмов подчиняется своим законам, в зависимости от избранного жанра. Оставим им творить своё беззаконие (хотя они-то ведают, что творят!) Каждый видит то, что ищет. Так для меня непостижимым чудом было вплетение в канву одного из сериалов Гелия Трофимовича («Государственная граница») так называемого «Романса Ольги Николаевны» «Пошли нам, Господи, терпенье…» И это в советском тенденциозном сериале – по воле Господа это произошло, не иначе! Подобных «проблесков истины» не счесть в написанных Рябовым сценариях.
д) Кинокартина «Конь белый» и логически, и генетически является вершиной творческого пути: автору посчастливилось создать это эпическое полотно в атмосфере почти полной идеологической и творческой свободы – редкое счастье для кинематографиста. Уже после первого просмотра выяснилось, что далеко не всем зрителям удалось постичь глубину осмысления автором трагичнейшего надлома в истории России (проще сказать – многим это оказалось не по зубам!) Ткань этого художественного полотна написана кровью, и воспринять его могут лишь те, кто чист сердцем и способен к состраданию, неравнодушен к судьбе нашей Родины. И совсем необязательно обладать обширными общекультурными знаниями, главное – видеть сердцем…
Кстати, Гелий Трофимович не был доволен своим детищем, трезво оценивал его несовершенства, но главный судия всё же – зритель, простой русский человек.
Наталия Викторовна Чаликова, кинорежиссер Высшей категории, член Союза кинематографистов РФ, Почетный кинематографист России
Н.В. Чаликова более сорока лет работала на «Ленфильме». Начиная с 1989 года, сотрудничала Г.Т. Рябовым: сначала над исторической кинокартиной «Претерпевшие до конца», а затем в кинокартине «Конь белый». Автор документального фильма «На пути в Дамаск», снятого в память о Гелии Рябове.
3. нет ничего тайного, что стало бы явным
2. Рябов
1.