«Сегодня зона спецоперации — самое подходящее место для проповеди Христа»

Здесь искренне начинают задумываться о Боге

Освободительный поход Русской армии на Украину  Проблемы церковной жизни 
0
1577
Время на чтение 7 минут
Фото: предоставлено автором

Еще один православный мобильный храм появится в ближайшие дни в зоне специальной военной операции. Его откроют военные священники Чистопольской епархии, которые совершили уже не одну командировку на передовую. Планируется, что походная церковь будет работать при одном из военных полигонов ЛНР и находиться в непосредственном подчинении у Синодального военного отдела Русской православной церкви. «Это необходимо, ведь многие из бойцов, участвующих в СВО, никогда не пересеклись бы с Церковью в обычной мирной жизни. А здесь они искренне начинают задумываться о Боге», – говорит иерей Ростислав Икрамов, крестивший на Донбассе более сотни российских военнослужащих и сейчас находящийся там в очередной миссионерской поездке.

Здесь исповедуются, как в последний раз, и крестятся, как крестились первые христиане. Между собой чистопольские военные священники называют свой новый храм «походным». В принципе, такое определение подходит к нему чуть больше, чем франкоязычное словечко «мобильный», поскольку это не «церковь на колесах» и не сборно-разборный модуль, который можно вынуть из рюкзака, наскоро построить в чистом поле и потом также спрятать обратно. Это немного другой вариант, включающий всю необходимую в таких случаях церковную утварь, которую в простом рюкзаке не унесешь – иконы, аналой, распятие и даже престол для алтаря. Тем не менее, как говорит иерей Ростислав Икрамов, сотрудник отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Чистопольской епархии, храм станет таким же оперативным, как и другие его собратья: его можно будет развернуть хоть в большой палатке, хоть в заброшенном доме, хоть в госпитале – то есть, там, где в этом возникнет необходимость.

Известно, что первые мобильные полевые храмы стали появляться в нашей современной армии еще в девяностые годы прошлого века. Именно тогда у нас, как могли, начали возрождать традиции царской армии. Был заново создан институт военных капелланов, после чего вспомнили и о чудо-церквях – плавающих и путешествующих, то есть размещаемых в былое время в гужевых повозках, походных палатках, железнодорожных вагонах и даже на пароходах. Историкам памятен, к примеру, дореволюционный пароход «Святитель Николай» со стройной колокольней вместо мачты, чей благовест в 1910-е годы щедро оглашал низовья Волги и русские берега Каспийского моря. Сегодня у нас снова есть и теплоходы с золотыми куполами, и благоустроенные вагоны РЖД, украшенные богатым иконостасом, но для передовой по понятным причинам они не годятся – слишком громоздки и роскошны и слишком ограничены в своей маневренности. Поэтому в зону спецоперации военные священники везут, по большей части, те мобильные храмы, которые «встроены» в КАМАЗы, в так называемые «буханки» (старые советские микроавтобусы «уазики»), в двухосные прицепы и пр. Существуют даже надувные православные храмы, популярные в десантных войсках и действительно надуваемые в форме большой палатки на специальной парашютной платформе.

– Мы тоже в прошлом году приобрели «убитый» «КАМАЗ» и хотели из него по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла (Наконечного) сделать «храм на колесах», – рассказывает протоиерей Андрей Зиньков, руководитель отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Чистопольской епархии. – Однако машина понадобилась по прямому назначению – собирать по всему Татарстану гуманитарную помощь и свозить её на склады для дальнейшей транспортировки на Донбасс. Поэтому мы задумались над тем, как создать походный храм, не привязывая его напрямую к автомобилю. Военные священники нашей епархии уже давно возят гуманитарку для наших солдат и мирных жителей ЛДНР. Но как служители Церкви мы обязаны исполнять при этом и свое прямое назначение. А оно понятно: наша главная задача – духовная миссия. Появится у нас мобильный храм – будем проводить там литургии, крестить, исповедовать и причащать.

Впрочем, все это исправно делается и сейчас. К примеру, на счету отца Ростислава Икрамова, который совершил в зону СВО уже 16 командировок (на момент этой публикации, он как обычно, находится в непосредственной близости к передовой) – уже 114 крещеных бойцов. А сколько довелось ему за это время исповедовать и причастить, о. Ростислав и сам не помнит. К священнику на «линии боевого соприкосновения» инстинктивно тянутся практически все, кому выпало здесь находиться: мобилизованные, волонтеры, ополченцы и просто жители этих мест.

Вся эта земля – и донецкая, и луганская, и запорожская, и харьковская, по ту и другую сторону фронта – стала за минувшие полтора года территорией большого русского горя. Эта точка на карте болит почти физически ощутимо, и люди, которые находятся в самом эпицентре этой боли, нуждаются хоть в каком-то утешении. Поэтому здесь так нужны православные священнослужители, тут ценность их слова, на которое мало кто обратил бы внимание в мирной жизни, возрастает многократно. Здесь исповедуются, как в последний раз, и крестятся, как крестились первые христиане в языческом Риме, прежде чем их выталкивали ко львам на арену Колизея.

– Я помню, как мы служили литургию в каком-то полузаброшенном помещении, – делится о. Ростислав. – Собрались буквально несколько десятков бойцов, отложили в сторону оружие, преклонили головы. Я делал всё вроде бы как обычно, но поначалу немного смущали голые неприветливые стены, тусклые окна где-то под потолком. Но по мере молитвы нарастало чувство, что холодные стены как будто отогреваются – то ли нашим дыханием, то ли нашим словом. И лица бойцов постепенно светлели. Ведь многие из них – и для меня это не секрет – никогда не пересеклись бы с Церковью в обычной мирной жизни. А здесь они искренне начинают задумываться о Боге. Поэтому я полагаю, что сегодня зона спецоперации – самое подходящее место для проповеди Христа.

«Храм может наступать вместе с нашими солдатами, и даже в каком-то смысле ходить с ними в атаку». С самого начала СВО «военный отдел» Чистопольской епархии активно возит на Донбасс всевозможную гуманитарку. «Конечно, этим сейчас занимаются многие люди, – комментирует иерей Ростислав Икрамов. – Но мы как-то сразу для себя решили, что займем среднюю нишу бытового обеспечения наших военнослужащих. Никто ведь не купит им шуроповёрт или бензопилу, подставки для генераторов и пр. Мы порой стараемся даже отказаться от сложных вещей ради простых. Наша задача – чтобы солдат был в тепле, одет, снабжен тактической аптечкой, и чтобы ему по возможности было комфортно».

Часть гуманитарного груза не просто собирается священниками, но и изготавливается с помощью умельцев на месте в Чистополе. Взять хотя бы металлические печки-буржуйки, предназначенные для того, чтобы отогреваться в военно-полевых условиях. Их делают в кружке «Юный сварщик», которым руководит сотрудник «военного отдела» Александр Морозов. Всего «юные сварщики» вместе со своими взрослыми наставниками произвели уже более 100 печей-буржуек. Также собственными усилиями плетутся маскировочные сети, мастерятся тактические носилки, собираются тактические аптечки, шьется термобелье. Не так давно активисты собрали и отправили из Чистополя на Донбасс целую мобильную баню – деревянный цилиндр величиной с торпеду или же маленькую подводную лодку.

– У нас примерно так раскидано по погрузке: первый слой – печи, поскольку они тяжелые, – свидетельствует иерей Тимофей Маташов, еще один сотрудник чистопольского «военного отдела». – Так как печи разной высоты, мы выравниваем их медицинскими носилками. Это второй слой. Соответственно, снова появляется ровный пол. На него мы выкладываем коробки с генераторами и бензопилы. Дальше идет то, что полегче – медикаменты и одежда. И в конце – маскировочные сети и тактические аптечки (тем более, что они должны быть всегда под рукой).

Походная церковь отправится в зону СВО буквально на днях, и, разумеется, помимо общего грузового потока. Ее повезут из Чистополя прямиком в Луганск протоиерей Андрей Зиньков и два его надежных и проверенных помощники – иерей Василий Имуков и уже упомянутый о. Тимофей Маташов. Как говорит о. Андрей, храм соберут и откроют в ЛНР при одном из военных полигонов, проведут там торжественную службу, после чего мобильная церковь фактически превратится во внештатную армейскую единицу. Её место прописки целиком будет зависеть от дислокации российских войск, а это значит, что храм может наступать и отступать вместе с нашими солдатами, и даже в каком-то смысле ходить с ними в атаку. Так что оборудован он будет таким образом, чтобы его всегда можно было перенести на новое место. Подчиняться походная церковь станет непосредственно Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами РПЦ.

«От себя могу сказать, что настоящая война – это дело отвратное и недопустимое для любого здравомыслящего человека, – признается о. Ростислав Икрамов. – В православии воин – это в первую очередь человек, сражающийся с собственными грехами. Однако за тысячелетнюю историю Русской православной церкви войны случались не десятки и даже не сотни раз. Поэтому, разумеется, выработалось определенное отношение к войнам, основанное на христианском вероучении. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Нет больше любви, как если кто положит душу свою за други своя». Тот и прощён будет. И сегодня российские солдаты в первую очередь защищают нашу страну, то есть полагают свою душу за нас с вами. Православная церковь будет ценить подвиг, труды и лишения любого человека, который, будучи призван на защиту Родины, исполнил свой долг перед ней».

Валерий Леонидович Береснев, журналист, писатель

Уважаемые читатели! Вы можете поддержать военных священников внести свой вклад в сбор гуманитарной помощи для военнослужащих Донбасса и работу походного храма, сделав пожертвование:

Номер счета:

4081 7810 7086 6004 2399

Номер карты:

4261 0126 3229 1861

Получатель: Валерий Леонидович И.

Фото предоставлены автором

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Береснев
Чей Крым и чей Яндекс?
Как России не потеряться в собственном «поисковике»
01.08.2024
Дюма из «Бандитского Петербурга»
Памяти писателя Андрея Константинова
25.12.2023
«Еще три-четыре пандемии, и управлять человечеством окажется совсем легко»
Председатель учебного комитета РПЦ об уроках COVID-19 для церкви и Пасхе, побеждающей смерть
18.05.2021
Митрополит Феофан: «Весь мир в тревоге и в ожидании чего-то страшного, что вот-вот грядет»
Глава татарстанской митрополии о самой памятной Пасхе в своей жизни и о том, как противники церкви в Питере «решили поиграть в революцию»
19.04.2017
Все статьи Валерий Береснев
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Священники были приветливыми, а Патриарх Кирилл, как всегда, на высоте
Заметки участника Ежегодного Собрания московского духовенства, 20 декабря 2024 г.
21.12.2024
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:38
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12