Еще один православный мобильный храм появится в ближайшие дни в зоне специальной военной операции. Его откроют военные священники Чистопольской епархии, которые совершили уже не одну командировку на передовую. Планируется, что походная церковь будет работать при одном из военных полигонов ЛНР и находиться в непосредственном подчинении у Синодального военного отдела Русской православной церкви. «Это необходимо, ведь многие из бойцов, участвующих в СВО, никогда не пересеклись бы с Церковью в обычной мирной жизни. А здесь они искренне начинают задумываться о Боге», – говорит иерей Ростислав Икрамов, крестивший на Донбассе более сотни российских военнослужащих и сейчас находящийся там в очередной миссионерской поездке.
Здесь исповедуются, как в последний раз, и крестятся, как крестились первые христиане. Между собой чистопольские военные священники называют свой новый храм «походным». В принципе, такое определение подходит к нему чуть больше, чем франкоязычное словечко «мобильный», поскольку это не «церковь на колесах» и не сборно-разборный модуль, который можно вынуть из рюкзака, наскоро построить в чистом поле и потом также спрятать обратно. Это немного другой вариант, включающий всю необходимую в таких случаях церковную утварь, которую в простом рюкзаке не унесешь – иконы, аналой, распятие и даже престол для алтаря. Тем не менее, как говорит иерей Ростислав Икрамов, сотрудник отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Чистопольской епархии, храм станет таким же оперативным, как и другие его собратья: его можно будет развернуть хоть в большой палатке, хоть в заброшенном доме, хоть в госпитале – то есть, там, где в этом возникнет необходимость.
Известно, что первые мобильные полевые храмы стали появляться в нашей современной армии еще в девяностые годы прошлого века. Именно тогда у нас, как могли, начали возрождать традиции царской армии. Был заново создан институт военных капелланов, после чего вспомнили и о чудо-церквях – плавающих и путешествующих, то есть размещаемых в былое время в гужевых повозках, походных палатках, железнодорожных вагонах и даже на пароходах. Историкам памятен, к примеру, дореволюционный пароход «Святитель Николай» со стройной колокольней вместо мачты, чей благовест в 1910-е годы щедро оглашал низовья Волги и русские берега Каспийского моря. Сегодня у нас снова есть и теплоходы с золотыми куполами, и благоустроенные вагоны РЖД, украшенные богатым иконостасом, но для передовой по понятным причинам они не годятся – слишком громоздки и роскошны и слишком ограничены в своей маневренности. Поэтому в зону спецоперации военные священники везут, по большей части, те мобильные храмы, которые «встроены» в КАМАЗы, в так называемые «буханки» (старые советские микроавтобусы «уазики»), в двухосные прицепы и пр. Существуют даже надувные православные храмы, популярные в десантных войсках и действительно надуваемые в форме большой палатки на специальной парашютной платформе.
– Мы тоже в прошлом году приобрели «убитый» «КАМАЗ» и хотели из него по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла (Наконечного) сделать «храм на колесах», – рассказывает протоиерей Андрей Зиньков, руководитель отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Чистопольской епархии. – Однако машина понадобилась по прямому назначению – собирать по всему Татарстану гуманитарную помощь и свозить её на склады для дальнейшей транспортировки на Донбасс. Поэтому мы задумались над тем, как создать походный храм, не привязывая его напрямую к автомобилю. Военные священники нашей епархии уже давно возят гуманитарку для наших солдат и мирных жителей ЛДНР. Но как служители Церкви мы обязаны исполнять при этом и свое прямое назначение. А оно понятно: наша главная задача – духовная миссия. Появится у нас мобильный храм – будем проводить там литургии, крестить, исповедовать и причащать.
Впрочем, все это исправно делается и сейчас. К примеру, на счету отца Ростислава Икрамова, который совершил в зону СВО уже 16 командировок (на момент этой публикации, он как обычно, находится в непосредственной близости к передовой) – уже 114 крещеных бойцов. А сколько довелось ему за это время исповедовать и причастить, о. Ростислав и сам не помнит. К священнику на «линии боевого соприкосновения» инстинктивно тянутся практически все, кому выпало здесь находиться: мобилизованные, волонтеры, ополченцы и просто жители этих мест.
Вся эта земля – и донецкая, и луганская, и запорожская, и харьковская, по ту и другую сторону фронта – стала за минувшие полтора года территорией большого русского горя. Эта точка на карте болит почти физически ощутимо, и люди, которые находятся в самом эпицентре этой боли, нуждаются хоть в каком-то утешении. Поэтому здесь так нужны православные священнослужители, тут ценность их слова, на которое мало кто обратил бы внимание в мирной жизни, возрастает многократно. Здесь исповедуются, как в последний раз, и крестятся, как крестились первые христиане в языческом Риме, прежде чем их выталкивали ко львам на арену Колизея.
– Я помню, как мы служили литургию в каком-то полузаброшенном помещении, – делится о. Ростислав. – Собрались буквально несколько десятков бойцов, отложили в сторону оружие, преклонили головы. Я делал всё вроде бы как обычно, но поначалу немного смущали голые неприветливые стены, тусклые окна где-то под потолком. Но по мере молитвы нарастало чувство, что холодные стены как будто отогреваются – то ли нашим дыханием, то ли нашим словом. И лица бойцов постепенно светлели. Ведь многие из них – и для меня это не секрет – никогда не пересеклись бы с Церковью в обычной мирной жизни. А здесь они искренне начинают задумываться о Боге. Поэтому я полагаю, что сегодня зона спецоперации – самое подходящее место для проповеди Христа.
«Храм может наступать вместе с нашими солдатами, и даже в каком-то смысле ходить с ними в атаку». С самого начала СВО «военный отдел» Чистопольской епархии активно возит на Донбасс всевозможную гуманитарку. «Конечно, этим сейчас занимаются многие люди, – комментирует иерей Ростислав Икрамов. – Но мы как-то сразу для себя решили, что займем среднюю нишу бытового обеспечения наших военнослужащих. Никто ведь не купит им шуроповёрт или бензопилу, подставки для генераторов и пр. Мы порой стараемся даже отказаться от сложных вещей ради простых. Наша задача – чтобы солдат был в тепле, одет, снабжен тактической аптечкой, и чтобы ему по возможности было комфортно».
Часть гуманитарного груза не просто собирается священниками, но и изготавливается с помощью умельцев на месте в Чистополе. Взять хотя бы металлические печки-буржуйки, предназначенные для того, чтобы отогреваться в военно-полевых условиях. Их делают в кружке «Юный сварщик», которым руководит сотрудник «военного отдела» Александр Морозов. Всего «юные сварщики» вместе со своими взрослыми наставниками произвели уже более 100 печей-буржуек. Также собственными усилиями плетутся маскировочные сети, мастерятся тактические носилки, собираются тактические аптечки, шьется термобелье. Не так давно активисты собрали и отправили из Чистополя на Донбасс целую мобильную баню – деревянный цилиндр величиной с торпеду или же маленькую подводную лодку.
– У нас примерно так раскидано по погрузке: первый слой – печи, поскольку они тяжелые, – свидетельствует иерей Тимофей Маташов, еще один сотрудник чистопольского «военного отдела». – Так как печи разной высоты, мы выравниваем их медицинскими носилками. Это второй слой. Соответственно, снова появляется ровный пол. На него мы выкладываем коробки с генераторами и бензопилы. Дальше идет то, что полегче – медикаменты и одежда. И в конце – маскировочные сети и тактические аптечки (тем более, что они должны быть всегда под рукой).
Походная церковь отправится в зону СВО буквально на днях, и, разумеется, помимо общего грузового потока. Ее повезут из Чистополя прямиком в Луганск протоиерей Андрей Зиньков и два его надежных и проверенных помощники – иерей Василий Имуков и уже упомянутый о. Тимофей Маташов. Как говорит о. Андрей, храм соберут и откроют в ЛНР при одном из военных полигонов, проведут там торжественную службу, после чего мобильная церковь фактически превратится во внештатную армейскую единицу. Её место прописки целиком будет зависеть от дислокации российских войск, а это значит, что храм может наступать и отступать вместе с нашими солдатами, и даже в каком-то смысле ходить с ними в атаку. Так что оборудован он будет таким образом, чтобы его всегда можно было перенести на новое место. Подчиняться походная церковь станет непосредственно Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами РПЦ.
«От себя могу сказать, что настоящая война – это дело отвратное и недопустимое для любого здравомыслящего человека, – признается о. Ростислав Икрамов. – В православии воин – это в первую очередь человек, сражающийся с собственными грехами. Однако за тысячелетнюю историю Русской православной церкви войны случались не десятки и даже не сотни раз. Поэтому, разумеется, выработалось определенное отношение к войнам, основанное на христианском вероучении. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Нет больше любви, как если кто положит душу свою за други своя». Тот и прощён будет. И сегодня российские солдаты в первую очередь защищают нашу страну, то есть полагают свою душу за нас с вами. Православная церковь будет ценить подвиг, труды и лишения любого человека, который, будучи призван на защиту Родины, исполнил свой долг перед ней».
Валерий Леонидович Береснев, журналист, писатель
Уважаемые читатели! Вы можете поддержать военных священников – внести свой вклад в сбор гуманитарной помощи для военнослужащих Донбасса и работу походного храма, сделав пожертвование:
Номер счета:
4081 7810 7086 6004 2399
Номер карты:
4261 0126 3229 1861
Получатель: Валерий Леонидович И.
Фото предоставлены автором