Будущий врач: «Православие из меня вы не вытравите»

Сербские заметки

Новости Косово 
0
468
Время на чтение 8 минут
Фото: Предоставлены авторами

Елена Цветкович – студентка 4-го курса медицинского факультета Приштинского университета, который работает сейчас в Косовской Митровице. Елена родом из села Партеш, большого сербского анклава неподалеку от Гнилане, когда-то тоже сербского города. Успехи Елены в учебе впечатляют, она отличница. Не меньшее уважение заслуживают и ее планы остаться в Косово и Метохии, чтобы применять полученные знания на благо своего гонимого народа. Для продолжения обучения требуются немалые деньги, и на днях благотворительная организация «Косовское Поморавье» передала эти средства Елене от читателей портала «Православие.Ru». Мы немного поговорили с будущим медиком, и как нам показалось, этот разговор помогает лучше понять сербскую молодежь Косово, особенности нашей «мирной повседневности», ожидания и надежды на будущее.

- Елена, вы рассказываете о своей учебе и жизни в Косово и Метохии не только в личных разговорах, но и в сети Интернет, у вас есть свой блог, где вы пытаетесь донести свой взгляд на жизнь здесь многим людям – число просмотров доходит до миллиона. Как вы пришли к такой идее – рассказать о жизни в нашем крае?

- Пришла к убеждению, что одно другому не мешает: учебе, если ты учишься на совесть, ничуть не мешают твои творческие порывы. Когда жила в родном селе, люди говорили: «Она все время в своих каких-то мыслях, идеях витает, о чем-то думает» - вот я и захотела поделиться своими мыслями, идеями с людьми. Творчество не мешает работе.

- В своем блоге вы постоянно показываете жизнь в Косовской Митровице, рассказываете о жизни и учебе в Косово. Какова реакция в сети на ваши материалы?

- Митровица – небольшой город, по большей части студенческий (Приштинский университет вынужден был переехать сюда во время гонений на сербов – С.И.). Здесь нет привычных большинству кинотеатров, театров, клубов и прочих заведений, пользующихся популярностью у молодежи. Но у города есть своя необыкновенная душа, энергия. Ты чувствуешь: все любят Митровицу. Встречи, песни, танцы, звук гитары у общежития… Иногда открываю окно в своей комнате, пою вместе с ними или просто слушаю – и утешает, и дает силы. Все выпускники университета, с которыми разговаривала, вспоминают о времени учебы с большой любовью, с ностальгией. Формируется своеобразное митровицкое братство: всегда есть люди, которые придут на помощь, дадут дельный совет, вступятся за тебя. Один из самых частых вопросов в беседах здесь: «Была ли поездка мирной?», имеется в виду, не было во время проезда стрельбы, оскорблений, провокаций. Такая вот повседневность. Студенты здесь из самых разных городов и сел Сербии, Черногории. Албанцев нет: наши факультеты какие-то «слишком сербские», наверное. Есть мусульмане из южной Сербии – мы с ними хорошие друзья, и никаких трудностей в общении не испытываем. Вот об этом я и рассказываю в своих передачах. Думаю, что искреннее доброе слово очень важно.

- Есть ли негативная реакция на ваши передачи, боитесь ли вы таких комментариев?

Внимание к моим материалам высокое, большинству нравится. Но есть и злобные высказывания – с одной стороны, они вызваны, мне кажется, наличием огромного количества предрассудков в отношении Косово и Метохии (даже в Сербии некоторые считают, мол, «что может быть хорошего где-то на юге», а «вся цивилизация находится в Белграде»), с другой – национальными предрассудками в отношении сербов, ненавистью к нам. Но от таких комментариев я стараюсь побыстрее избавиться – не хочу, чтобы блог превращался в помойку. Но большинство людей, как я сказала, с интересом и уважением смотрят мои небольшие репортажи о жизни в Косово и Метохии. Одна из главных моих задач – показать ровесникам и тем, кто младше, что абсолютно не важно, где ты учишься, в каком институте или университете – самое важное то, насколько ты любишь тот предмет, ту науку, которой занимаешься. Современные возможности позволяют иметь ту же учебную литературу, что в Белграде, что в Новом Саде, что в Косовской Митровице, и прилежный студент из т.н. «провинции» вполне может превосходить своими знаниями и успехами столичных однокашников. Задача у всех одна – хорошо усвоить науку.

Единственное, чего я действительно боюсь, это неспособность помочь будущему пациенту, ответить на его вопросы – вот это и правда страшно, желание избежать таких укоров совести и заставляет учиться.

- Хотите ли вы когда-нибудь уехать из Косово и Метохии, или на другом месте вы бы уже не были самой собой?

- Думаю, самой собой я бы осталась в любом месте, потому что есть такие ценности в душе, которые ты не сможешь предать. Конечно, может быть, условия жизни в Косово не предоставляют таких широких возможностей, как в другом месте, но все зависит от человека. Самое важное в моей профессии – люди, а люди с Косово и Метохии особенные. Потому и вижу себя только здесь, свою работу тоже. Пусть это покажется чем-то сентиментальным, но именно эта сентиментальность и влечет сюда, на Косово. Ну, куда я без Косово? Впрочем, так считаю не только я, но и многие другие студенты: мы знаем, где мы живем и учимся, и для чего и для кого учимся. Проще говоря, «где родился, там и пригодился», и ничего провинциально-отсталого тут нет: я считаю, что человек лучше всего работает на том месте, где вырос, где у него корни – он знает свой народ, особенности его менталитета, просчитывает возможные реакции на то-то и то-то. Мы, сербы, народ горячий, эмоциональный, веселый по природе, склонный к веселью, любим песни, чувствуем себя кровно связанными – вот в Сербии я себя и мыслю, потому что знаю, что рядом со своим народом, ради его блага, я и смогу работать как следует. Не знаю, смогла бы я быть врачом в другой стране, в другой языковой среде. Ведь человек только на родном языке может высказать свои чувства наиболее точно. Говорят, знаете, иногда: «Когда говоришь на английском, ты меняешься – у тебя и голос другой, и мимика, и вообще ты другая» - доля правды тут есть. Если это касается только материальной, физической стороны вопроса, это одно дело – а если души, искренности, открытости? Как в таком случае можно лечить словом – вот вопрос. Так что я бы очень не хотела уезжать куда-либо из Косово. Мочь – могла бы, но желания нет никакого.

- Тяжело ли сербской молодежи Косово и Метохии?

- Вообще молодежи здесь тяжело. Очень не хватает поддержки. Здесь многое по-другому работает, если можно так выразиться. В других местах у молодых больше возможностей, например, работать во время учебы – помогают разные фирмы, агентства, объединения… А здесь тяжелее. Дети растут в гораздо более скромных, а то и бедных условиях. Заняты по большей части тем, чтобы помочь своей семье выстоять, продержаться, поэтому часто приходится расставаться с какими-то детскими или юношескими мечтами, фантазиями гораздо раньше сверстников в других местах. Хватаются за любую работу, если такая подвернется – до фантазий ли? Или идут по стопам родителей и уезжают заграницу. Хотя я лично смотрю на этот шаг как на бегство, наивные поиски «лучшей жизни». Очень важно, что есть и такие, знаете, «упертые» люди, которые работают несмотря ни на что: терпеливо, настойчиво, без крика и истерики.

- Тревога, одиночество, отчуждение – все это болезни и скорби молодежи во всем мире. То же касается и жизни в Митровице?

- В Митровице, как и везде в Косово, все очень неопределенно – отсюда и проблемы с психикой у многих, в том числе у молодежи. У нас учатся студенты, которые родились на Косово, и приезжие. Мы-то, местные, наверное, с молоком матери впитали в себя эту постоянную тревогу и неопределенность, мы умеем реагировать на все это спокойно. А те, которые впервые сталкиваются баррикадами, нападениями, взрывами, стрельбой, оскорблениями (обычная наша повседневность) – вот у них стресс, конечно, серьезный. Добавьте сюда необходимость установления контактов в новых условиях, вне дома, где человек чувствует себя хозяином, заодно имеющиеся личностные трудности – так что да, стресс у многих бывает. Я думаю, подобное испытывает любой человек, приехавший в новое место, в том же Белграде, например. Правда, там нет баррикад, что, конечно, радует. Но мне лично там было бы, наверное, тяжелее: смотришь панические новости о Косово, откуда ты родом и думаешь, что лучше – лечь «в больничку» под капельницу и успокоительные или сесть в автобус и мчаться домой. И как бы я училась в таких условиях, когда не знаешь, жива ли семья, а новости тебя сводят с ума? Здесь, в Митровице, мы хотя бы дома, постоянно на связи, поэтому нам, местным, все-таки спокойнее. Еще одна особенность жизни и учебы в Косово и Метохии, кстати. Не сразу ее понимают студенты из других мест. Иногда звонят из других городов или стран, спрашивают, насмотревшись новостей, настолько ли все ужасно, как показывают, как мы здесь вообще можем жить, а уж тем более учиться. Я всегда отвечаю: «Все нормально, но я живу здесь всю жизнь, и это нормально для меня. А вот каково тем, кто здесь не жил, не знаком с нашими реалиями, сказать сложно». Сейчас-то, кстати, еще ничего по сравнению с войной или погромами, но нет никакой уверенности, что через минуту все не изменится.

- Сербы и албанцы в Косово и Метохии сейчас живут в параллельныех мирах, говорят на разных языках, учатся в разных школах, учат разную историю, говорят, что они из разных стран. Как вы считаете, каково будущее таких отношений двух народов?

- Знаете, мы бы очень хотелось подружиться с каким-нибудь албанцем при условии, чтобы дружба была основана не на постоянном перемывании костей друг другу (мол, знаем мы, какие вы – сербы/албанцы) и не на готовности к пережевыванию старых стереотипов и обид. Допускаю, что выглядит такое мое желание наивным или поверхностным, но сейчас мир возможен только при таких отношениях. Да, какие-то иностранные организации пытаются устроить контакты между молодыми сербами и албанцами, но это все не то, тут нет искренности, слишком все фальшиво. Деланые евро-улыбки, какие-то речи в стиле «возьмемся за руки, друзья», назойливая албанская музыка, тотальное предпочтение дорогих албанских хозяев этой земли представителям национального меньшинства – что-то говорит нам о том, что все тут не так, как надо. Эмоции молодых, пришедших на такую «дружескую встречу», кипят, недалеко до открытого конфликта, но организаторам нет до этого никакого дела: программа выполнена. Поймите: где бы я ни жила, чем бы ни занималась, моя национальность – сербка, моя страна – Сербия, моя вера – христианство, православие, я состою из этого. Православие из меня вы не вытравите. Евро- и прочие деланые улыбки не помогут. И безумно оспаривать это, потому что где бы мы ни находились, мы такие, какие мы есть. А сербам отказывают в этом - здесь, на их родной земле. Мы можем и умеем понимать и принимать других, другой веры или национальности, здесь, в Косово и Метохии, для нас это естественно, но если дети с колыбели учатся ненависти друг ко другу, никогда не наступит мир. Но, слава Богу, бывало и такое, когда (без всякого иностранного вмешательства, кстати) молодые совершенно искренне проявляли интерес, хотели узнать, как вообще дела по-настоящему обстоят у соседей, и это «у соседей» было у них без кавычек, по-соседски. Так мы вообще-то раньше и жили – без всякого западного менторства и вмешательства. Дай Бог, вернемся.

С Еленой Цветкович беседовала Мария Васич

Подготовил Степан Игнашев

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

  • по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);
  • через PayPal
  • Обязательна пометка: «Помощь Косово».







Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Мария Васич
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Что нас отлучит от любви Божией?
Храм в Урошевце – дом изгнанников, молящихся о своих гонителях
16.09.2023
Все статьи Мария Васич
Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30