От редакции: не со всеми формулировками отца Вячеслава можно согласиться, особенно в части влияния так называемого цезарепапизма и нежизнеспособности лозунга «За Веру, Царя и Отечество». Но в целом его рассуждения о национальной идее нам представляются интересными.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:1-3).
Русская история до 1917 года не знала примеров педагогических и социальных технологий воспитания патриотов. Это утверждение справедливо в глобальном смысле, не отвлекаясь на искусственно выделяемые частности. Априори предполагалось: «Православный — патриот», что собственно верно, опять же в глобальном смысле, потому что любовь к «Отечеству» присуща сути Православной веры, потому как изо дня в день укрепляется одной из важнейших заповедей Декалога: «Возлюби Ближнего своего, как себя самого» и тут же цементируется Первой заповедью Декалога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим» (Лк. 10:27). Отчётливо, с пеленок, понимая, что каждый человек является носителем Бога, потому как Святое Писание учит словами Иисуса Христа: «Я сказал: вы — боги» (Ин. 10:34), для любого православного христианина Отечество, которое дал Бог и которое Он сам наполняет собой, оживляя всё и ведя в вечность, было священно. Отдать жизнь за Отечество считалось поистине священным долгом и это ещё потому, что развивая мысль о любви к ближнему — Отечеству, Христос объясняет: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И не оставляя без объяснения понятие «душа», Священное Писание Ветхого завета утверждает: «ибо душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17:14).
И всё бы было как-то по иному, но обязательно хорошо, не проникни в Православное учение тяжелые элементы цезарепапизма. Уточню — их вогнали в Православие насильственно (длилось это несколько поколений) представители государственной власти и купленные ими первосвященники и иже с ними… Именно Цезарепапизм и порождаемые им разнообразные беззакония в делах веры и бытия плоти верующих, родили трудно усвояемый народами Российской империи идеологический продукт: «За Веру, Царя и Отечество!». Если попытаться вдуматься, то эта идиома совершенно не способна организовывать из себя положительное понятие в контексте православной догматики и, само собой, не определяет вектор необходимого и правильного движения. Ведь народов много, вероисповеданий несколько, отечества разные. Хорошо кончиться это не могло. 1917 год доказал это.
Для коммунистов первого призыва, патриотизм был рудиментом общественного развития, но военные обстоятельства — интервенция, изоляция, санкции вынудили лучшие умы новой надстройки, «вернуть базис в стойло», родив понятие «гордость пролетариата» — новый советский интернациональный патриотизм, а вместе с ним и довольно понятную национальную идею: «Все во имя человека! Все ради человека! Все во благо человека!». И если идиома Российской империи была неуклюжа из-за своего протестантского происхождения, то отточенная за две тысячи лет гонений иудейская идея, захватившая власть и умы, все же показала потенциал стабильности, со всеми вытекающими… Между тем, наличие в доктрине понятия «Классовая борьба», в любом случае предполагало какую-то победу кого-то над кем-то. В условиях 20-го века, это должна была быть победа пролетариата над мелкобуржуазным элементом — по сути, над всеми и над самим собой, в частности, потому как буржуазные поползновения присущи любой форме производственных отношений. Предположение одно, а история это иное. Опять же в любом случае.
Сначала не стали определять главного человека. Первая советская конституция считала всех людей равнообязанными и равноправными. Но идея довлела над правом и это «Всё» привело к репрессиям над несогласными, которые в перспективе поколений превратились в геноцид над народами СССР и в первую очередь над государствообразующим этносом — русскими. Миллионы коллаборационистов в годы Второй мировой войны и огромная преступность в мирное время — лучший пример неверного подхода к патриотическому и к вообще воспитанию. Это поняли уже во время войны. Потому внесли в эту идею обобщающую гуманистическую коррекцию: «Человек человеку — товарищ и брат», что вроде бы как убрало потенцию к насилию, но сложившаяся к 70 годам система разделения труда (с минимумом насилия и максимумом заботы о «людях труда»), влекла к новым потрясениям, потому как она перешла от геноцида несогласных к уравниловке — тихому геноциду умных и способных. К деградации всей системы советских отношений. Советскую идею подвела роль личности в истории. Без личности она бы жила еще долго, а вот с личностью более 80-ти лет прожить на пике не удалось. Угар национализма на развалинах СССР еще раз доказал, что в этой квази-империи довлел не патриотизм, а красиво упакованный национализм, который преодолеть не удалось.
Самое страшное для советской национальной идеи было то, что среди этих трёх объектов, не было места для Того, Кто всем в мире управляет, несмотря на то, верят люди в Него, или нет. Там не было места для Бога, а это приводило все народы СССР в противоречие с тем, что Он на самом деле есть и с тем, что хозяева жизни не какие-то там классы и партии, а в любом случае Он. А у Него есть свои планы на человека, народы и на всё человечество. Таким образом, погуляв уже почти 40 лет по пустыне безверия, похоронив бесславно два поколения, наши народы тихой сапой вернулись к правильному пониманию своего места в божественном вращении времен. Последнее столетие стало горнилом, в котором сгорела наша имперская национальная спесь. Это по-разному (количественно и качественно) произошло почти у всех народов сопряженных с русскими по истории. И только сейчас, при таком раскладе общественных сил и производственных отношений мы можем подойти (ВПЕРВЫЕ!!!) к национальной идее, которая не только глобально спасёт русский этнос, но и, сохранив, приумножит все прочие наши народы.
Все первые годы третьего тысячелетия не умолкали призывы к истинному патриотизму. На всех наших языках. Огромные деньги вкладывались во все возможные сферы, влияющие на патриотизм. На поверку оценка 5 за все труды и качество будет честной и правильной. Надо сказать спасибо родному государству, потому как если бы этой работы не было, то трудно даже предположить, что с нами сегодня, в смысле единства нации, было бы! Ведь лёгкий «огонь» показал цену всему сделанному, когда после указа о частичной мобилизации 2023 года, почти 4 миллиона наших граждан одновременно покинули Россию — Родину. И пусть большинство из них вернулось, но факт- то налицо — они не патриоты нашей государственности. Она вне их положительного понимания. Они душою вне нашего государственного вектора развития. А ведь на поверку это так называемый «цвет нации» — молодые, хорошо образованные люди, которые в школьные и институтские годы сознательно участвовали во всех мероприятиях направленных на возрождение и воспитание патриотизма. Это проверка явила нам, что национальная идея ХХ века: «Всё во имя человека! Всё ради человека! Всё во благо человека, которые друг дугу товарищи и братья» — обанкротилась и возрождению не подлежит. Получается, что все наши труды на ниве патриотизма — не более чем «пляски с бубнами». Это как в случае с пророками Вааловыми и пророками дубравными скакавшими напрасно перед своим жертвенником во время славы пророка божьего Илии Фесвитянина.
Небесное имя Сына Божьего — Слово. Всё через Него стало быть, что стало быть и без него ничто не станет быть. Стало быть — именно оно нам сейчас и нужно и без него всё будет напрасно. Среди народов, проживающих на территории Российской Федерации, нет народов, исповедующих вместо религии чистую философию. Люди есть, а народов нет. Для большинства Бог является всем и стоящим превыше всего и это даёт нам повод озвучить нашу общую национальную идею так: «Всё во имя Бога! Всё ради Бога! Всё для Бога!». Это без пояснений понятно для всех кто сознательно верит в Бога, глубоко познав ЕГО. Это касается всех религий, и именно поэтому в этом определении нет акцентирующих имён. Каждой религии своё. Без драк и дележа воздуха. Для тех же, кто еще в пути, наша национальная идея звучит так: «Бог есть любовь! Бог есть правда! Бог есть человек!». Это очень многое объясняет. Для людей позиционирующих себя атеистами так: «Всё ради Истинной любви! Всё ради абсолютной правды! Всё ради ближнего моего!»
Даже если, из снисхождения к меньшинству, наша национальная идея будет провозглашена в третьем виде, все верующие в Бога люди нашей страны воспримут её, как свою, со своим пониманием, потому как в наших религиях, словосочетание «Истинная любовь», напрямую (хотя и сильно по разному) ассоциируется только с Богом и со святыми достигшими вершин Его призвания. Абсолютная правда, или ещё истина, это вечное состояние Бога во всех наших религиях. С точки зрения христианства, жить по правде, это значит исполнять весь Закон Божий — весь Декалог. Ближний — это человек, который и так и эдак во всех наших религиозных концепциях главный объект нашего земного служения, а в Православном понимании, он еще и одухотворён, т.е. наполнен (по-разному) третьей ипостасью Бога — Святым Духом, а потому служба ему, милость к нему, это всё для самого Бога.
Эти три актуальных и по-своему верных определения нашей национальной идеи, должны быть приняты вместе, потому как их наличие гарантирует соблюдение старинного народного правила: «Каждой сестре по серьге». Все честно. Нет насилия. Есть относительное равноправие во всем. Каждый делает свое дело, как можно лучше. Для Бога нет смысла делать плохо, так как он не спит и не ест, но бодрствует всегда и везде, а если Бог во всём и в каждом, то нет направления, где можно было бы расслабиться — похалтурить (это в идеале). Для любого хорошего и правильно воспитанного человека, жить по правде, любить от всего сердца и заботиться о ближних — норма бытия, потому жить по третьему определению ему буден не в тягость, а в радость.
Итак. В случае большинства, которое станет жить по этой национальной идее, поддержанной законами, мы уверенно можем предполагать сильный рост общественно-экономических отношений, сопутствующий росту духовности. В случае же меньшинства, мы имеем надежду на его лояльность к государству, и сохранение хорошего среднего уровня всяческих отношений, хотя требовать от него высокого патриотизма не приходится, потому что нет для этого твёрдой базы в убеждениях.
Патриотизм рождается только там, где есть Патрио — Отец. В нашем понимании отцом всех отцов является Бог. Только самоотдача в Его сторону включает все механизмы души и тела верующего человека, который всю свою жизнь учится служить, милосердствовать, любить, жить по абсолютной правде Божьей. А инструментом преображения человека является Слово Божье во всех Его прочтениях и звучаниях, вера в Него, навык делать дела милосердия по справедливости, умение любить и прощать, сдерживаться, быть необходимо смелым, совершать разные подвиги ради Бога, который во всём и везде.
Таким образом, чтобы нам в ближайшие 20 лет преобразить страну к лучшему, необходимо нашу национальную идею, во все трёх ее звучаниях, озвучивать, озвучивать, озвучивать, от всей души, от всего нашего сердца и от всего нашего помышления. Аккуратно, красиво, везде. Говорить, а самим жить по любви и правде. Всё ради Бога, а это значит и ради всего на свете. Нет сомнения, что и настоящая любовь, и истинная правда и человек наш российский — Бог, восторжествует.
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, публицист, г. Иркутск
3.
Чего это они разные?
2.
Явная односторонность автора статьи проявлена и в самих его суждениях о проблеме отцовства. Ведь в понятии «отец» прежде всего отражён принцип единоначалия, воплощённый в имени первого Лица Святой Троицы. Этот принцип соблюдается на всех этапах развития социума; именно таков буквальный перевод с греческого «монарх». Отличие же в том, что для устойчивого существования человеческого сообщества в условиях его расчленения (а другого пути общественного развития, начиная с племеннóго этапа, просто не существовало) необходима иерархия, в Святой Троице отсутствующая (внутриипостасные свойства исчерпываются понятиями нерождённый, рождённый, исходяший).
Всё это вовсе не является препятствием для продолжения саморазвития в православной России многовековой исторической идеи логоцентризма, в полном соответствии с оросом IV Вселенского (Халкидонского) собора, между тем как христоцентризм западного христианства исподволь перерождался в антропоцентризм, что, в конечном счёте, не могло не привести к нынешнему прямому столкновению двух цивилизаций.
1. Разрешите?
Для тех же, кто еще в пути, наша национальная идея звучит так: «Бог есть любовь! Бог есть правда! Бог есть человек!». Это очень многое объясняет. Для людей позиционирующих себя атеистами так: «Всё ради Истинной любви! Всё ради абсолютной правды! Всё ради ближнего моего!»А чё? Норм. вариант нац. Идеи: — "БОГ-ЧЕЛОВЕК-ПРАВДА"!...
Правда, учитывя специфику совр. периода истории, надо бы как-то по-умнее добавить в неё сопротивление единому коллективному Мировому Антихристу... Иначе... Как-то беззубо выглядит... Нет? Ну, со всех же сторон кусают, особо изнутри, из ящика...
*
"Под знаком равенства и братства там зрели тёмные дела"... А теперь и тут зреют... Да ещё и удобряются...
Ведь "кто на тело заглядывается, тот всегда о душе говорит"... И каждый это на своей шкуре каждый день...
С правом на ошибку...