В последнее время многих учёных и политиков волнует вопрос о причинах мирового кризиса, который, начавшись в 2007-2008 гг. так и не завершился, и в последнее время имеет тенденцию к обострению. Чаще всего наблюдатели рассматривают только два аспекта этого явления, финансово-экономический и политический. Однако не секрет, что экономика и политика лишь верхушка айсберга; корни нынешнего кризиса уходят гораздо глубже. Если посмотреть на проблему с позиций пассионарной теории Гумилёва, то получается, что настоящий кризис не столько финансово-политический, сколько цивилизационный. Это 1) кризис (упрощение) сложной планетарной цивилизации; 2) кризис биосферный (ресурсов и пр.); 3) кризис (разложение) «ведущего» Западного суперэтноса.
Распады суперэтносов-цивилизаций, в последней фазе этногенеза обскурации, происходили и раньше, например, в Древнем Риме, Византии, Древнем Китае. Однако особенность современного кризиса Западного мира заключается в том, что он протекает в эпоху глобализации. То есть, в эпоху усиления влияния наднациональных, антисистемных структур (инвестиционные компании, мировые банки, IT- гиганты, глобальные СМИ, спецслужбы и пр.), центры управления которыми находятся на условном Западе.
В этом коренное отличие нынешнего кризиса от предыдущих суперэтнических кризисов. Если агония Римской империи затронула только часть Средиземноморья и его периферию, то кризис Западного суперэтноса в той или иной степени затронул весь мир. Причём в большей степени пострадали, и ещё пострадают, те страны, которые оказались втянутыми в орбиту разлагающейся Западной цивилизации, находящейся под внешним управлением глобалистов. И это не только Украина.
Но главная проблема современности заключается даже не в этом, а в том, что сам факт открытого наступления катка глобализации на национальные экономики, культуры и религии говорит о первом за всю историю человечества кризисе сложной планетарной системы – переходе от многообразия к однообразию! Не только в сфере глобальной политики и финансов, но и во всём остальном – от гамбургеров и дырявых джинсов – до голливудских фильмов и субкультур. От тотальной урбанизации – до моды на зарубежные поездки, когда миллионы людей носятся миру, как перелетные птицы! (Оптинский старец Амвросий не зря говорил: «Сиди, лягушка, в своей луже, а то будет хуже»).
Надо подчеркнуть, что попытка глобализаторов упростить «цветущую сложность» на планете Земля – это мощный удар не по каким-то отдельным цивилизациям, а по всему человечеству, по его будущему. В этом и заключается главная особенность современной эпохи – тысячи лет копилось-копилось… и накопилось!
Вторая отличительная черта нынешнего планетарного кризиса в том, что он напрямую связан с кризисом экологическим, биосферным, вызванным безумной гонкой потребления невосполнимых природных ресурсов. Этот кризис был подготовлен всем ходом развития техносферы – от первобытной палки-копалки до роторных экскаваторов, от запруды для ловли рыбы до гигантских ГЭС, от каменного топора до баллистической ракеты. И все это количество накопленных «технологий» на наших глазах переходит в новое, деструктивное качество…
Рушится миф о том, что прогресс – это хорошо. Оказывается, что такой прогресс – это плохо. Плохо не урбанизированному обывателю (ему-то, избалованному техническим комфортом, пока хорошо), плохо Матушке-Земле, которая из последних сил терпит это издевательство над собой. Надолго ли хватит терпения?.. Ведь за последние 200 лет научно-технического прогресса (от появления парового двигателя) Homo sapiens разрушил на Земле больше чем за все 50 тысяч лет своего существования как вида! И, судя по всему, останавливаться он не собирается. Простой пример на тему потребления: люди покупают по 2-3 автомобиля на семью, а потом ругаются, стоя в «пробках», не задумываясь, куда они «катятся».
В последней своей статье, написанной в 1992 году в соавторстве с К. Ивановым, Гумилёв предостерегает: «Учитывая, что каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта, можно заметить, что суперэтносы обычно существуют в границах определенных этноландшафтных зон.
Так северная граница Римского мира не пересекала зоны распространения виноградной лозы. Мусульманский Восток, или Левант, как суперэтнос не расширился далеко за границы адаптации финиковой пальмы, возделываемой в оазисах, и почти совпал с зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда. Сухие степи Евразии представляют собой экологическую нишу Степного суперэтноса… Великая Китайская стена отделяет степные ландшафты от субтропического Китая, где в бассейне Хуанхэ и Янцзы живут народы Китая, кропотливо выращивая рис…
Конечно, некоторые находят пропитание и за пределами кормящего этнос ландшафта, как делали это, например, англичане в Индии или как поступают жители современных мегаполисов и урбанистических конгломераций. Но с точки зрения истории этносферы это кратковременные флуктуации. Исключение, а не правило. На популяционном уровне, т.е. на уровне этноса в целом, существование вне этноса немыслимо. И поэтому современная промышленная цивилизация обречена. Она не исчезает лишь благодаря беспрецедентным темпам ограбления накопленных биосферой миллиардами лет природных ресурсов и осквернения неповторимых ландшафтов. Её ждет судьба Мохенджо-Даро и Вавилона. Только экологическая катастрофа произойдёт в более крупных масштабах».
Таким образом, современный экономический кризис – это не только кризис мирового ростовщического капитализма, превратившегося из национального в наднациональный и уже исчерпавшего свой экстенсивный ресурс (дальше ему распространятся некуда). Проблема гораздо шире. Сегодня мы наблюдаем очередное обострение начавшегося ещё в XX веке Большого Планетарного Кризиса. Это три кризиса в одном – кризис сложной этно-культурной системы планеты (начало «глобального всесмешения» и упрощения!); кризис ресурсный; кризис Запада.
Такого суперкризиса в истории человечества ещё не было!
Вывод. Поскольку все эти три кризиса имеют планетарный характер и взаимовлияют друг на друга, то это должно ускорить уже идущие процессы распада. Во-первых, – распада мировой капиталистической системы. Во-вторых, – распада Западного суперэтноса (раньше срока). В-третьих, и это главное, – упадка, или, как минимум, сильного сжатия потребляющей мегаполисной цивилизации, ведущей свой отсчёт от первых городов-государств Египта и Междуречья (IV тыс.).
Этот Большой Планетарный Кризис может разрешиться только через глобальную войну, точнее – череду войн, несопоставимых по масштабу ни с одной цивилизационной революцией, которую когда-либо переживало человечество, начиная с эпохи неолита (неолитической революции). Повторим, что НТР и глобализация, в которой сегодня всё более проявляются сатанинские черты, – не просто этап в развитии планетарной цивилизации, это куда более серьёзное и опасное явление, которое приведёт к ситуации, когда люди-потребители уже не смогут «управлять» природой по старому, а биосфера уже не захочет терпеть это насилие человеков над собой.
В духовном смысле Большой Планетарный Кризис – это наказание. Кара Божья. А грядущая война – это Очищение…
В этом контексте «великие и ужасные» глобалисты, уже начавшие войну против человечества, – просто орудие в руках Божиих! И не надо думать, что автор – мизантроп и ему не жалко человечества. Очень жалко. Однако есть духовный закон: какова болезнь, таково и лечение. И, как показывает духовный опыт, это лечение всегда на пользу больному – будь то отдельный человек, целый народ, или всё человечество.
Если применить гумилёвскую кривую этногенеза ко всей человеческой истории, то становится очевидным, что мировая цивилизация, созданная руками «человека разумного», давно прошла свою акматическую середину жизни и уже, как минимум, несколько столетий (с «развитием» финансового капитализма в Европе с XIII-XVII вв.) движется по пути упрощения. Сколько ей осталось – никто из людей не знает. Но благодаря Гумилёву мы можем прогнозировать: несмотря на то, что исторические тучи сгущаются, этот Большой Планетарный Кризис не последний, и какое-то время для раздумий у человечества есть.
Поэтому на весьма популярный сегодня вопрос: что будет дальше? – можно ответить вполне оптимистично: после Очищения будет возвращение к традиции. То есть – возвращение к многополярному миру. К национальным государствам и экономикам, к национальным культурам и религиям. В каждом этносе (суперэтносе) – по-своему. И, разумеется, в той мере, в какой это возможно после двухсот лет открытой глобализации.
Таким образом, вопрос заключается не в том, «что будет после капитализма?», а в том, в «какой степени?» и «надолго ли?» будет восстановлена сложная этнокультурная планетарная система. Напомним железное правило этногенеза: Все идёт от человека! И в первую очередь – от его уровня пассионарности (высокой или низкой), его национальной и религиозной идентичности (полной или размытой), его уровня аттрактивности (духовности), наконец. Поэтому, сначала – этносы! Затем – культуры! И уже потом – «экономики» и «политики».
Разумеется, при этом в каждом суперэтносе будет свой расклад по капитализму и социализму, демократии и автократии, и прочим привычным вещам. У нас, вероятно, это соотношение будет составлять 50 на 50, или чуть больше в пользу социализма и автократии.
Кто-то скажет: ну и нафантазировали вы тут с три короба! – Будет то, будет это! – Какие у вас основания для подобных утверждений? А мы на это ответим: основанием для нашего оптимизма служит ключевое положение учения Гумилёва об антисистеме (глобалистах): «В отрицании была их сила, но также и слабость: отрицание помогало им побеждать, но не давало победить… Идеологически антисистемы не побеждают никогда. Видимо, в самой природе заложен механизм самосохранения, сопротивляемости. Биосфера обладает способностью выделять энергию, в том числе пассионарную, которая защищает её саму».
Остается добавить, что на сегодняшний день этот «биосферный механизм» только-только запускается. Если посмотреть на планету с высоты пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, то расклад будет такой: из шести крупных суперэтносов (цивилизаций) –Западный – слабопассионарный; Российский – среднепассионарный (это немало!); и четыре высокопасссионарных – Китайский, Индийский, Арабо-мусульманский и Латиноамериканский (два последних складываются). Есть ещё большие пассионарные этносы, например, персы, вьетнамцы, корейцы и др. Это реальная, а не «гибридная» сила, которая будет сопротивляться глобалистам. Даже на Западе, вступившем в последнюю фазу обскурации, ещё остались здоровые люди, которые просто так не сдадутся.
Таким образом, жизнь (здоровые этносы) будет бороться со смертью (глобализация). И исход этой борьбы будет зависеть не от «национальных правительств», в большинстве своем зависимых от глобалистов, и даже не от количества национального богатства, а от состояния глубинного народа – того патриотичного и религиозного ядра, которое сохраняется в теле любого этноса до последней фазы этногенеза.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
4.
3.
2.
А надутых фантазёров ищите в другом месте.
1. 1.