Фильм удался, несмотря на досадные ляпы

Впечатления от просмотра экранизации Эдуардом Бояковым поэмы Николая Мельникова «Русский крест»

1 Александр 
4805
Время на чтение 5 минут
Фото: Из интернет-источников

Как сообщалось, в день Светлого Христова Воскресения, 16 апреля, в широкий прокат выходит фильм Эдуарда Боякова «Русский крест», снятый по одноимённой поэме Николая Мельникова с Михаилом Пореченковым в главной роли.

Это история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своём падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.

Благословение на создание фильма его авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников.

В воскресенье, 9 апреля, в Санкт-Петербурге состоялся предпремьерный показ фильма для журналистов. В имперской столице России фильм представили режиссёр Эдуард Бояков, продюсер Вадим Горяинов, исполнители главных ролей Михаил Пореченков и Юрий Кузнецов. По окончании показа состоялось обсуждение фильма с творческой группой.

В просмотре фильма принял участие главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, который поделился своими впечатлениями:

Честно признаюсь, когда отправлялся на просмотр фильма, было некое предубеждение. Я знаю и люблю поэму Николая Мельникова «Русский крест», считаю это произведение – одной из двух вершин русской культуры минувшей «эпохи безвременья». Рядом я бы поставил только эпический фильм «Брат».

В поэме «Русский крест», как и в фильмах Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2» показаны настоящие русские герои 90-х и отчасти нулевых годов – времени упадка, которое больно ударило по национальному самосознанию.

Герой фильмов «Брат» Данила Багров – настоящий герой эпохи безвременья. С одной стороны, он сначала стреляет, а потом спрашивает – так его научила суровая военная реальность, но с другой стороны, для него святы такие понятия, как братство, любовь к Отечеству. По ходу фильма он произносит фразы, которые являются фактически продолжением развития славянофильского учения о России. Я об этом писал в статье «Три источника и три составных части русского национализма».

Поэма безвременно ушедшего из жизни (прожил всего 40 лет!) Николая Мельникова «Русский крест» – произведение того же уровня, не менее эпическое, хотя и другого жанра. В ней показан путь возрождения и преображения русского народа через судьбу спившегося крестьянина Ивана Ростка. Его посещает Господь через сонное видение, затем он встречается со старцем Федосеем. И он преображается в Ивана Ростова, показывая путь преображения русского народа.

Примечательно, что в поэме Мельникова, как в настоящем Евангельском фильме, нет так называемого хэппи-энда (в отличие, кстати, от фильма «Брат») – главный герой заканчивает по-человечески трагически, его убивают, но через его подвижническую жизнь и жертвенную смерть возрождается народ. Население деревни «Петровский скит» становится Народом. К сожалению, поэма Николая Мельникова до сих пор не получила должной оценки, хотя «Русский крест» должен, по сути, быть в учебниках нашей школы, как образец высокой русской литературы нашего времени.

Вот с этим и было связано моё скептическое отношение к фильму Эдуарда Боякова перед просмотром. Я понимал, что экранизация поэмы – дело невероятно сложное, а тем более поэмы-притчи, поэмы, написанной в эпическом жанре.

Но после просмотра фильма я должен признать, что в целом опыт экранизации «Русского креста» Эдуардом Бояковым можно признать удачным. По крайней мере, фильм оказался не хуже поэмы.

Режиссёр нашёл очень удачное решение чтения авторского текста, которого в поэме очень много, большей частью поэма и состоит из авторского текста, лишь отчасти – из реплик главного героя и иных персонажей фильма. Текст автора читает незримо присутствующий во всех сценах фильмах ангел-хранитель Ивана, который скорбит, видя его падение, и радуется его преображению и воскрешению.

Эта удачная находка режиссёра дополняется прекрасной работой актрисы Полины Чернышовой, которая и исполнила роль Ангела и которая очень хорошо читала текст поэмы Николая Мельникова.

Весьма убедительным в роли Ивана Ростка оказался актёр Михаил Пореченков. Мы его знаем, как актёра, игравшего по большей части роли в фильмах детективного характера, боевиках, и уже привыкли к Пореченкову актёру брутального, а не психологического плана. Поэтому для меня было радостным открытием увидеть, как Михаил очень убедительно сыграл преображение опустившегося пьяницы Ивана Ростка в духовного вождя Иоанна Ростова, поднимающего народ из небытия к бытию.

Впечатляет и образ старца Федосея в исполнении мэтра нашего кинематографа Юрия Кузнецова, который, кстати прекрасно сыграл небольшую, но запоминающуюся роль Немца в фильме «Брат».

Словом, в целом фильм «Русский крест» получился по-настоящему эпическим произведением, как и поэма. Такие фильмы сегодня очень нужны. Поэтому я советую всем посмотреть фильм Эдуарда Боякова. Дай Бог, чтобы он послужил и делу популяризации поэмы Николая Мельникова.

Общее впечатление о фильме у меня сложилась весьма благоприятное. Тем досаднее были некоторые ляпы, которые бросились в глаза.

Например, после беседы со старцем Федосеем Иван Росток едет к архиерею за благословением на строительство храма. Приезжает в городской храм, где архиерей в полном облачении исповедует прихожан. И Иван становится в общую очередь на исповедь. Ну, во-первых, ситуация совершенно фантастическая, чтобы архиерей, как обычный приходский священник, исповедовал людей. Даже для эпохи 90-х. Во-вторых, священнослужитель исповедует не в облачении, а в подряснике и в епитрахили. Странно, что не оказалось толкового консультанта, который мог бы это объяснить создателям фильма.

В конце фильма у гроба Ивана появляется некая богато одетая женщина, причём она стоит на самом видном месте среди прощающихся у самого гроба, и камера направлена на неё, чтобы зритель обратил внимание на эту богатую почитательницу Ивана. И даже в титрах она оказалась, т.е. это была специальная актриса. Но богатая дама ранее не появлялась в других сценах фильма. Видимо, авторы хотели показать, что и богатые и бедные пришли проститься с Иваном, что вся Русь объединяется. Но это выглядит настолько нелепо и нарочито, что не вписывается в эпическое повествование фильма.

Как не вписывается и сцена, когда в одной из деревень Ивана Ростка встречают с хлебом-солью, к которому он не притрагивается, но почему-то откликается на банальную обывательскую реплику: «А сфотографироваться?» Останавливается, чтобы сфотографироваться с жителями этого села. Это настолько нелепо и выбивается из общей канвы повествования, что у меня как зрителя только вызывало гримасу сожаления.

И ещё один ляп. Исполнявшая роль Ангела Полина Чернышова была всегда одинаково одета – красное платье и белые кроссовки. Особенно эффектно это смотрелось зимой на фоне снега. Но почему-то в двух сценах Ангел шёл в кроссовках с развязанным шнурком. Понимаю, что это – мелочь, но досадная мелочь. После просмотра фильма я задал вопрос Эдуарду Боякову – нет ли в этом какого-то глубокого смысла. Режиссёр явно обиделся, не стал на него отвечать, из чего я сделал вывод, что развязанный шнурок – обыкновенный ляп.

Впрочем, невзирая на все эти ляпы, которые бывают, наверное, в любом большом деле, в целом фильм получился и нам стоит поблагодарить режиссёра Эдуарда Боякова, оператора Максима Осадчего и исполнителей главных ролей фильма Михаила Пореченкова, Полину Чернышову и Юрия Кузнецова. Надеюсь, что фильм «Русский крест» станет событием в современном русском кинематографе.

PS: В сети выложена видеозапись обсуждения фильма в к/т Мираж в Санкт-Петербурге.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7.

Хорошо, что большинство зрителей не обратило внимание на развязанный шнурок.
Человек / 07.07.2024, 21:41

6. Низкий поклон Михаилу Пореченкову.

Весь фильм, безусловно, вытягивает гениальная игра Михаила Пореченкова. Зритель, видя его как-то растерянно семенящего под тяжестью, креста, как-то осязаемо чувствует, несмотря на то, что крест, скорее всего - бутафорский, что главный герой под его тяжестью скоро упадет и уже не встанет. Глубоко трагичное ощущение жизни простого человека, брошенного в деревне на произвол судьбы властями в девяностые годы передано невыразимо гениально, несмотря на то, что сам актер в реальности очень образованный и успешный многодетный отец.

5. Заговорили о фильме, а стихи были написаны давным-давно. И никто не обсуждал...Надо читать «Русский крест», чтобы исцелиться говорил схиархимандрит Илий (Ноздрин). Может быть мы безнадёжно больны?

Глава 2

1.

Льётся время… Век двадцатый
Отплясался на стране,
И стоят все те же хаты,
Поредевшие вдвойне.
В хатах тихо меркнут люди,
Обнищавшие втройне,
И не знают, что же будет
В их деревне, в их стране.
Войны, ссылки, труд дешёвый,
Принужденье и обман,
Как тяжелые оковы,
Крепко спутали крестьян.
Ни вздохнуть, ни просветлиться,
На Москву – тяжёлый взгляд,
Словно враг засел в столице
И ничтожит все подряд…
Но страшней, чем пораженье,
Хуже хаоса в стране –
Злое, тихое вторженье
В душу русскую извне
Постепенно, год от года
Всё подлее и сильней
Заражение народа
Грязью новых смутных дней!
Александр / 11.01.2024, 19:00

4. Согласен с мнением автора

На счет шнурка - точно подмечено. Настрящие профессионалы такого не допускают. Это же не мыло какое-нибудь 100-серийное, а авторское кино. Меня еще смутил ряд несоответствий читаемого текста, со зримым кинорядом. Таковых нашел не менее 4-х. Например, автор читает про убитого Ивана, что лежал с открытыми глазами, а мы видим Ивана уткнувшегося лицом в берег реки, глаза закрыты. Если уж режиссер пошел путем кино-подстрочника к тексту поэмы, чего я, например, не приемлю, то уж надо было иллюстрировать соответственно. Вообще, мне показалось, что на берегу, что в гробу, героя кто-то подменил. Решил проверить, точно! Мертвым Пореченков Ивана не изображал, на эту "роль" был изготовлен манекен.
Если я это заметил, как и другие, значит это тоже прокол режиссера.
А поэма прекрасная и трагическая, она войдет в сокровищницу русской культуры. А вот фильм - вряд-ли.
Иерей А.З. / 22.11.2023, 12:37

3. Всем смотреть, и читать, и слушать!

Давно ждала экранизацию этого пронзительного произведения Николая Мельникова «Русский крест». Фильм Эдуарда Боякова следует посмотреть, особенно тем, кто не читал произведение. За душу берет. Однако на сайте azbyka.ru есть авторское исполнение данного произведения. Невозможно сравнивать. Не может быть копия лучше оригинала - автор, и поэт, и режиссёр, и актёр. Прорыдала от первой строки до последней. Этим все сказано!
Таньк / 17.04.2023, 12:32

2.

у гроба Ивана появляется некая богато одетая женщина, причём она стоит на самом видном месте среди прощающихся у самого гроба, и камера направлена на нее, что зритель обратил внимание на эту богатую. И даже в титрах она оказалась, т.е. это была специальная актриса. Но богатая дама ранее не появлялась в других сценах фильма. Видимо, авторы хотели показать, что и богатые и бедные пришли проститься с Иваном, что вся Русь объединяется.


Православный социализм, однако!
Кожухевич / 11.04.2023, 06:24

1.

Но почему-то в двух сценах Ангел шёл в кроссовках с развязанным шнурком.

Гагарин.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07