Что значит или подразумевается под традиционными ценностями, конкретно у русского человека? Прежде всего – это Православие, Родина и Семья.
В принципе это традиционные ценности для все граждан России. Просто для некоторых верующих это будет ислам, буддизм, иудаизм.
Но этим не ограничивается число этих ценностей. Есть ценности менее масштабные, но не менее важные, и они связаны с ценностями человека как такового. К числу их относятся: стыд, совесть, честь, долг, родная речь, жертвенность, мораль и еще многое и многое, что отделяет и выделяет человека от всего живущего на Земле и являет нашу человечность или идеальный мир человека.
В связи с подготовкой поэтического сборника «Долг» я хочу остановиться на ценности долга. В человеке заложен (как чисто человеческий инстинкт) долг перед прошлым, точнее перед вечным в прошлом. По-русски – это долг перед святой и доброй стариной.
Когда мы называем вечное в прошлом святой и доброй стариной, оно становится нам близким и родным. Мы начинаем ощущать себя (не всегда, правда, отчетливо) в полноводной реке жизни, национальной жизни, в живом потоке вечной жизни своего Народа.
Добрая и святая старина живёт в истории, точнее в преемственности истории, а также в творчестве Народа: в былинах, сказах, легендах, песнях, сказках, пословицах и поговорках. Сейчас всё это заключено глубоко в нашей душе, и почти на влияет на нашу жизнь.
Разве еще песни, хотя их поют всё реже и реже. Но бывают всплески: Жанна Бичевская, Евгения Смолянинова, Татьяна Петрова. Да и былинные герои и героини Илья Муромец и Добрыня Никитич, Святогор и Алеша Попович, Снегурочка и Василиса Прекрасная почти ушли из нашей жизни. Напротив, Соловей-разбойник в новой модификации остался и по-прежнему отравляет нашу жизнь.
Я ощутил дыхание святой и доброй старины, «глоток» вечной жизни и вечной правды в легенде о граде Китеже. Град Китеж стал тем идеальным (иногда называемым душевным) началом, которое не только предваряет, но и укрепляет в нас духовное. Об этом говорил и апостол: «Не духовное прежде, а душевное (идеальное), потом и духовное» (1Кор. 15:36).
Град Китеж стал для меня «предтечей» Небесного Иерусалима, что я и выразил в стихотворной форме в цикле «Град Китеж – идеальное в нас».
Верность традиционным ценностям можно назвать идеализмом нашего времени. Заметим, в отличие от прошлого, он не исключает материализм как земную сторону нашей жизни. Также как не заменяет духовное (ангельское) в человеке.
Духовное, идеальное и земное (плотское) это три уровня бытия человека, именно в такой соподчиненности. Отсюда такая важность и актуальность традиционных ценностей в наше время. Без них человек теряет себя и весьма затрудняет себе путь в духовные просторы.
Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, публицист