Сегодня Святая Церковь чтит память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдикта), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).
Мч. Урпасиана (ок. 295). Св. Кесария, брата свт. Григория Богослова (ок. 369). Прав. Тарасия.
Сщмчч. Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Сергия пресвитеров и Николая диакона, прмч. Иоасафа и прмцц. Наталии и Александры (1938).
Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).
Cегодня мы вспоминаем историка, журналиста, общественного деятеля, писателя М.И.Семевского (1837-1892).
Михаил Иванович Семевский родился 4 января 1837 в с. Федорцево Псковской губернии. В 1855 г. окончил Константиновский кадетский корпус и до 1861 г. служил офицером в лейб-гвардии Павловском полку. Затем служил в государственной канцелярии, по Главному комитету об устройстве сельского состояния. Семевский участвовал в городском самоуправлении Петербурга, с 1877 г. состоял гласным Петербургской городской думы, а в 1883-1885 гг. товарищем городского головы. Как историк Семевский, попавший в 1855-1856 гг. в среду московских литераторов и слушавший лекции в университете, начал публиковаться в 19-летнем возрасте. В сферу его интересов входили история XVIII-первой половины XIX в., дворцовые перевороты, политический сыск петровской эпохи, биографии государственных деятелей XVIII в. Первым печатным трудом его была статья в «Москвитянине» (1856) «О фамилии Грибоедовых». Среди наиболее существенных публикаций Семевского значатся «Царица Прасковья» («Время»), цикл очерков о политическом следствии времен Петра «Слово и дело» («Светоч»), «Императрица Екатерина I и семейство Монсов», «Сторонники царевича Алексея», биография царицы E.Ф.Лопухиной. Из цензурных соображений ряд политически острых материалов Семевский публиковал в этот период в лондонской Вольной русской типографии Герцена. Значительную роль в русской науке и культуре Семевский сыграл как издатель, с 1870 г. и до конца жизни, крупнейшего исторического журнала «Русская старина». Официально редактором числился его родственник В.А.Семевский; но в действительности он был полным хозяином журнала. М.И.Семевский не только активно участвовал в нем собственными материалами, но и активно стимулировал розыск в частных архивах интересных документов, а также советовал свидетелям эпохи писать воспоминания. Был членом Археографической комиссии и почетным членом Археологического института. Предпринимал путешествия по России с целью знакомства с архивами. Семевский осмотрел богатый семейный архив князя Куракина в Саратовской губ. В результате был издан «Архив кн. Куракина», первые тома которого вышли под редакцией Семевского. На основании открытых в куракинском архиве новых материалов, преимущественно по истории Петра Великого, Семевский прочел ряд публичных лекций о Петре Великом в 1890-1891 гг. Михаил Иванович впервые опубликовал мемуары А.Т.Болотова, Я.П.Шаховского, Эрнста Миниха, сына фельдмаршала, а также мемуары и письма декабристов. М.И.Семевский умер в 1892 г. в Кронштадте.
Также сегодня день памяти протоиерея Алексия Мешковского, расстрелянного, как и те новомученики, «чей ныне день сый», в 1938 г. в Бутово, но пока не прославленного Церковью.
Он родился тоже 9 марта 1873 г. в семье священнослужителя Курской губернии. Окончив Курскую семинарию, был рукоположен во иерея и служил священником в Курске. Был одним из основателей и товарищем председателя курского губернского отдела Союза Русского Народа (СРН). В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы, был членом фракции правых. Принимал активное участие в деятельности правых организаций Петербурга, был кандидатом в члены Главного Совета СРН, членом Русского Собрания, Всероссийского Филаретовского общества народного образования, основанного В.М.Пуришкевичем. Одновременно закончил Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
После Февральской революции подвергался гонениям. Объединенное собрание курского духовенства исключило его из своей среды «как лицо, своей вредной, преступной деятельностью навлекающее на себя общее презрение и осуждение». В связи с постановлением о его немедленном аресте он перебрался из Курска в Москву. В декабре 1918 г. был арестован в Москве и отправлен в Курск.
Обвинялся в принадлежности к СРН и правой фракции Госдумы. Был заключен в тюрьму, но по ходатайству прихожан вскоре был освобожден. Вернулся к пасторской службе в Москве. В 1930 г. был повторно арестован и приговорен к трем годам заключения в лагере. После отбытия заключения служил священником в Московской области. В январе 1938 г. был арестован в третий раз и решением тройки УНКВД по обвинению в принадлежности контрреволюционной группировке приговорен к расстрелу.
Также сегодня мы вспоминаем актрису, супругу А.П.Чехова О.Л.Книппер-Чехову (1868-1959).
Ольга Леонардовна Книппер-Чехова родилась 9 сентября 1868 в г. Глазов. После окончания Музыкально-драматического училища в Москве сразу же была принята в только что созданную труппу Московского Художественного театра, где вскоре стала партнершей Станиславского. Первым спектаклем был «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, в котором исполнила роль царицы Ирины. Первые встречи Ольги Леонардовны с Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович». В 1901 г. Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Брак продолжался до смерти Чехова в 1904 г. Книппер-Чехова – первая из всех актрис, сумевшая так четко и ярко передать образ чеховских женщин. Обладая неповторимой индивидуальностью и особой, аристократической манерой исполнения, Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли во всех основных пьесах Чехова: «Чайка» (1898, Аркадина), «Дядя Ваня» (1899, Елена Андреевна), «Три сестры» (1901, Маша), «Иванов» (1901, Сарра), «Вишневый сад» (1901, Раневская). Книппер-Чехова прожила долгую жизнь, сыграла множество интересных ролей, была награждена двумя орденами Ленина и двумя другими орденами, стала лауреатом Сталинской премии (1943). О.Л.Книппер-Чехова умерла в 1959 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Также сегодня мы вспоминаем писателя, рассказавшего о подвиге Брестской крепости, С.С.Смирнова (1915-1976).
Сергей Сергеевич Смирнов родился 13 сентября 1915 г. в Петрограде. В 1937 г. окончил Московский энергетический институт, а в 1941 г. Литературный институт им. М.Горького. В Великую Отечественную войну воевал вначале строевым командиром, а с 1943 г. был спецкором армейской газеты». После войны работал в Военном издательстве, затем в редакции журнала «Новый мир». В 1959-1960 гг. Смирнов был главным редактором «Литературной газеты», а в 1975-1976 гг. - секретарем Союза писателей СССР. С.Смирнов – автор пьес и киносценариев, документальных книг и очерков о неизвестных героях Великой Отечественной войны. Много лет он вел на телевидении популярную передачу – телеальманах «Подвиг». Важнейшим подвигом самого С.Смирнова стала реабилитация героев Брестской крепости. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости; собранные им материалы (более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости, сотни фотографий и др.) передал музею. В музее крепости ему посвящен стенд. Смирнов вспоминал: «Наши враги с изумлением отзывались об исключительном мужестве, стойкости и упорстве защитников этой твердыни. А мы предали все это забвению...». Он первым написал о подвиге защитников Брестской крепости и некоторых других подвигах советских солдат. Благодаря усилиям Смирнова, было восстановлено доброе имя солдат, попавших в годы войны в плен и позднее за это осужденных на Родине. Подвигу советских воинов посвящены его книги: «На полях Венгрии» (1954); «Сталинград на Днепре» (1958); «В поисках героев Брестской крепости» (1959); «Были Великой войны» (1966). За книгу «Брестская крепость» (1957) С.С.Смирнов в 1965 г. был удостоен Ленинской премии. Теме Великой Отечественной войны посвящены и киносценарии Смирнова: «Его звали Федор» (1963), «Они шли на восток» (1965), «Катюша» (1964), «Великая Отечественная» (1965), «Город под липами» (1968) и другие. В послевоенные годы Сергей Сергеевич публиковал очерки, путевые заметки, написал ряд пьес. Среди наград писателя два ордена Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, медали. С.С.Смирнов умер в 1976 г. в Москве.
Также сегодня мы вспоминаем певицу, народную артистку России В.В.Толкунову (1946-2010).
Валентина Васильевна Толкунова родилась 12 июля 1946 г. в городе Армавир Краснодарского края. В Москве, учась в школе, Толкунова прошла по конкурсу в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников под управлением Дунаевского, где 10 лет пела в хоре, а в 1964 г. поступила на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры. В 1971 г. окончила Музыкальное училище имени Гнесиных. Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года». В 1989 г. на базе Москонцерта, где Толкунова работала с 1973 г., было создано Творческое объединение «АРТ» – Театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого стала певица. Валентина Васильевна имела звания народной и заслуженной артистки РСФСР, заслуженной артистки Калмыкии, правительство Украины вручило ей Международный орден Чести и орден Святителя Николая, митрополит Киевский Владимир наградил ее орденом Святой Варвары, также ей были вручены почетные грамоты правительств Казахстана, Украины, Туркменистана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Эстонии. Кроме того, она награждена орденами Почета, Дружбы народов, Ломоносова, Святой Анны, Святого Владимира, Петра Великого, почетным знаком ФАПСИ, являлась кавалером ордена «Меценаты столетия» и других наград. Валентина Васильевна принимала участие в восстановлении родового храма Бехтеевых в с. Липовке. Во время празднования Вознесенья Господня Валентина Толкунова высказала мысль о необходимости создания в Липовке, наряду с восстановлением храма, и музейного комплекса, посвященного русскому национальному поэту Сергею Бехтееву, комплекса общероссийского значения. Там же на празднике Валентина Толкунова пела прямо среди толпы людей свои незабываемые чудесные песни: «Я не могу иначе», «Стою на полустаночке», «Носики-курносики» и другие. Ей дружно подпевали простые деревенские женщины, мгновенно нашедшие с ней полное взаимопонимание. Искренняя любовь народа к своим избранникам так легко всегда переходит в некое удивительное единение душ, что все происходит естественно, легко и просто, безо всякого надуманного сценария. «Я остро чувствую, что должна очень многое отдать, – отмечала Толкунова в одном из интервью. – Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодежи. Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения. Есть такая пословица: «Где тебя любят, бывай редко. Где не любят, не бывай совсем». Так вот, живя по такому принципу, я бываю там, где нужна. Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнет, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я все время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздраженно говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей». В.В.Толкунова скончалась после долгой болезни в 2010 г. в Москве. За два дня перед кончиной Валентина Васильевна попросила привести ей священника, который соборовал и причастил ее Святых Таин. Отпевали р. Б. Валентину в храме у Никитских ворот, она погребена на Троекуровском кладбище.
В этот день, 9/22 марта 1915 года, произошло взятие Русской армией «твердыни габсбурсгской власти на Галичине» крепости Перемышль.