«В Кремле назвали встречу Путина с бизнесом содержательной и предметной. Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) вызвал обсуждение вопроса: что государство хочет от бизнесменов? Что такое социальная ответственность бизнеса?», - заявил известный политолог Сергей Александрович Михеев. Материал под заголовком «Припёрло, и теперь некуда деваться» опубликован в блоге автора.
«С одной стороны, - отметил политолог, - государство попадает в такую "вилку". Один из зубьев этой "вилки" вы обозначили, а второй – он такой: "А надо-то совсем другое!" Здесь вопрос о том, как должна дальше функционировать российская экономика, в чём будет модель. Много лет здесь я об этом говорил... Вот сейчас припёрло, и теперь некуда деваться. Если бы всё замечательно получилось год назад, то все бы говорили, что и так всё хорошо. "Вилка" эта вот в чём: задачи развития российской экономики не совпадают с принципами рыночной экономики. Сейчас мы упёрлись в то, что у нас вообще нет собственных станков, оборудования. Инструмента собственного не хватает. Мы его не производим. А купить многие вещи оказалось невозможно».
«Вот, опять же, к вопросу о деньгах. Ну, есть у нас деньги. А не продают, или продают в десять раз дороже. То есть, надо производить своё, а бизнес не хочет. Почему? Потому что в производство такой сложной продукции надо вкладывать много денег, надо долго ждать прибыли, и норма прибыли будет гораздо меньше. И они не будут этим заниматься. Зачем, если можно просто заниматься торговлей или продавать и делать то, что делается легко, в то, во что деньги вкладываются, и они быстрее отбиваются. То есть, рынок диктует совершенно другую логику развития, но в этой логике развития, диктуемой рынком, Россия реально превращается в сырьевой придаток. Что в значительной степени и было реализовано после распада Советского Союза. Может ли это являться желаемой целью для развития страны? Нет, не может. Почему? Потому что это автоматом ведёт к деградации огромного количества других социальных институтов. Если согласиться с ролью сырьевого придатка, то тогда не нужно образование, не нужны инженеры, квалифицированные рабочие. Тогда вообще не нужен никто, и население не нужно. Для того, чтобы вынимать из территории России недра, вообще не нужно даже 140 миллионов населения. То есть, это путь к деградации, путь в тупик, и это диктуют принципы рыночной экономики, если эти принципы соблюдать в полном объёме», - подчеркнул он.
«Нам нужно возрождать там, где оно было, или начинать с нуля производство. Это электроника, станкостроение, приборостроение, инструменты, машины, оборудование – всё то, чего не хватает. Конечно, и без войны можно было бы до всего этого дойти. Но если мы не дошли до этого без войны, будем считать, что война помогла дать нам новый толчок индустриализации. В истории так бывало очень часто. Вот мы клянём американцев, а они подняли свою экономику на двух мировых войнах и продолжают это делать. Сейчас что они делают? Они заставляют европейцев всё своё оружие послать на Украину. Для чего? Для того, чтобы оно там сгорело, а потом к кому обратятся европейцы за закупками? К американскому ВПК. А это значит огромные заказы, огромные деньги, рабочие места, технологии, конструкторские бюро и всё остальное», - добавил эксперт.
«Нам нужно это всё сейчас. Поэтому, цель какая? Сориентировать бизнес на то, чтобы он не уводил деньги из страны, а вкладывал бы эти деньги в более долгосрочные проекты, а не в то, что здесь сейчас спилил, продал, положил в карман, вывел и типа блатуешь», - продолжил он.
«И просто просьба и помощи – просьба поделиться. Я так понимаю, что правительство этого не скрывает: у нас часть бизнеса в условиях ковида, в условиях СВО, продолжает получать бешеные прибыли. Да, у кого-то проблемы, а кто-то поднимает очень большие деньги. И, собственно говоря, призыв тут очень простой: давайте делиться. И эти деньги (тут круг замыкается) часто пытаются вывести из страны всеми возможными и невозможными путями. Вот вы заработали, ну куда вам столько? Мы с помощью фондов собираем с населения по копеечке, а кто-то вообще не знает, куда их девать, ёлки-моталки», - заключил Сергей Михеев.
2.
1. надо производить своё, а бизнес не хочет.