Вчера в Общественной Палате России состоялся творческий вечер известного писателя, мыслителя, главного редактора газеты «Завтра», председателя Изборского клуба Александра Андреевича Проханова, который был посвящён его недавнему 85-летнему юбилею.
В зале Общественной Палаты собралось много друзей и почитателей таланта Проханова – политиков, учёных, писателей и общественных деятелей. Среди известных лиц были – бывший вице-президент России и губернатор Курской области Александр Руцкой, бывший губернатор Ульяновской области, а ныне сенатор Сергей Морозов, бывший депутат Государственной Думы историк Наталья Нарочницкая, нынешний депутат Государственной Думы Александр Бородай, знаменитый режиссёр Владимир Бортко, телеведущий и журналист Михаил Леонтьев, певица Вика Цыганова и другие. В числе участников торжества довелось побывать и мне.
Александр Андреевич сам определил формат своего творческого вечера – он назвал его «публичная исповедь». И в течение почти трёх часов, с небольшими перерывами на песни в исполнении Юлии Чичериной, этот 85-летний человек исповедовался перед залом (а может и перед всем своим народом!) и держал в напряжении слушателей. Все сидели, словно заворожённые и вслушивались в прохановское повествование, в его воспоминания и размышления о прожитой жизни.
В своём «исповедальном выступлении» он назвал себя «охотником за историей». Действительно, Александр Андреевич всю свою жизнь находился на острие исторических процессов, которые происходили в стране. Поэтому неудивительно, что авторитетные люди, собравшиеся в зале Общественной палаты, которым самим есть, что вспомнить и что рассказать, внимательно слушали его почти три часа. Ведь своей исповедью Проханов позволил нам всем прожить и прочувствовать историю нашего Отечества второй половины ХХ века.
Впрочем, хоть и называл своё выступление Проханов исповедью, и у него присутствовали и впрямь некоторые исповедальные мотивы, но скорее это был разговор о Родине и о себе. И это совершенно уместно, ибо, рассказывая о себе, Проханов всегда говорил о Родине, о судьбах Отечества.
Хотя биография писателя хорошо известна, но какие-то нюансы и сюжеты в этом вчерашнем его повествовании заставляли заново переживать те эпохальные события истории Советского Союза, а потом и Российской Федерации, которым Проханов был не только свидетелем, но часто и активнейшим участником.
Перед слушателями мэтр заворачивал картины Афгана, Анголы, Мозамбика, Никарагуа, Палестины, Камбоджи и многих других горячих точек, в которых принимали участие наши воины и которые освещал как журналист и писатель Александр Проханов. Мы вместе с ним вспоминали Даманский, советские свершения в области ракетостроения и создания новейших вооружений, погружались в атмосферу ушедшей атлантиды – советской цивилизации. Этому способствовали, конечно, тонкие и точные наблюдения за событиями эпохи, которыми делился с нами Александр Андреевич.
Конечно, были воспоминания и о времени «перестройки» и «постперестройки», когда Проханов был уже не только наблюдателем и действователем истории, порой одним из главных действующих лиц. С некоторой иронией он рассказал историю, как его пытался подкупить прораб «перестройки» Александр Яковлев, намереваясь выключить Проханова из активного противостояния тем процессам, которым они с Горбачёвым «замутили» в стране.
Конечно, были воспоминания и о ГКЧП и расстреле Верховного Совета в 1993 году, которые как-то у Проханова соединились общей канвой повествования, что, по сути, верно. В те времена Проханов играл одну из главных ролей, был, как называли враги, «идеологом» патриотических сил. И тут уместно сказать о роли личности в истории. Не будь Проханова, его мужественного поступка, когда несмотря на угрозы, он поступал по велению своей совести, не было бы многих событий и явлений нашей недавней истории. Я с интересом слушал, как на Проханова было организовано нападение, когда он не послушался «доброго совета» банкира Гусинского и не прекратил свою публицистическую деятельность и издание газеты «Завтра». У подъезда его дома, как было тогда принято, на писателя было совершено нападение. Слава Богу, он остался жив.
Размышлял Проханов, конечно, и о современности – о явлении Путина, о возвращении самого Проханова на позиции государственника. Тут прозвучали явно исповедальные мотивы. Проханов был певцом Советской империи, государственником по самой сути своего мировоззрения. Но в период распада Советской империи он стал в оппозицию власти. И, надо полагать, это его тяготило, не соответствовало его натуре. Поэтому, когда он увидел, что делает Путин в стране и со страной, он с радостью вернулся на позиции государственника.
В своё время меня поразила глубокая мысль Проханова, когда он в одной из своих статьей (или интервью, теперь уж не вспомню) сказал, что причина политических неудач патриотической оппозиции во времена Ельцина заключалась в том, что русские патриоты по природе своей не могут враждовать с государством. Я помню, что сначала меня удивила эта мысль, а потом я задумался и понял, что действительно Проханов прав. Именно в этом причина политической вторичности патриотической оппозиции. Патриоты не могут быть в оппозиции государству, даже если власть в государстве захватили такие разрушительные силы, которые олицетворял Ельцин.
После завершения творческого вечера все направились на фуршет, где в зале были представлены Прохановские картины. А мне удалось протиснуться к Александру Андреевичу, чтобы пожать ему руку и поблагодарить за его вдохновенную лекцию. А он в ответ спросил меня: «Ну как? Не затянул?». И в этом весь Проханов. При всей брутальности его публичной фигуры и его творчества, он в душе легкоранимый творец-художник, душа которого настроена на восприятие других. Поэтому и спрашивает, а не обидел ли чем, не затянул ли своё выступление у меня – одного из явно не самых главных его слушателей. Вот это подкупает в Александре Андреевиче и делает его ярким человеком эпохи или даже человеком-эпохой, по которому будущие поколения станут изучать историю Советской цивилизации, будут пытаться понять её движущие силы, её смыслы, её свершения, её тревоги и сомнения.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
1.