5 апреля 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"».
Федеральный закон был принят Государственной Думой 24 марта 2021 года и затем, 31 марта 2021 года, был одобрен Советом Федерации.
Согласно данному законодательному документу, духовным образовательным организациям предоставляется право «проводить аттестацию священнослужителей и составляющих религиозный персонал религиозных организаций лиц, прошедших в зарубежных образовательных организациях (центрах) обучение по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также реализовывать дополнительные профессиональные программы для них».
Первоначально этот закон должен был быть принят несколько раннее – 22 сентября 2020 года в Государственной Думе Российской Федерации планировали рассмотрение его проекта.
Одна из предложенных поправок касалась священнослужителей и сотрудников религиозных организаций, получивших духовное образование за рубежом. Им надлежало пройти переаттестацию в российских учебных заведениях, чтобы не лишится права заниматься религиозной деятельностью. Эти поправки вызвали неоднозначную реакцию со стороны представителей разных религиозных конфессией. Многие духовные лидеры выступили против.
Митрополит Волоколамский Иларион в эфире передачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» от 26 сентября 2020 года отметил, что «этот закон должен приниматься в том случае, если будет одобрен традиционными конфессиями Российской Федерации». Кроме того, он высказал свое мнение о цели таких нововведений: «Смысл этого закона, как я его понимаю, заключается в том, чтобы воспрепятствовать экстремистским проповедникам, которые получают образование за рубежом, вести проповедь в пределах нашего Отечества. Вот почему здесь требуется, как мне кажется, некая форма государственной аккредитации для таковых проповедников, и, конечно, некая форма конфессиональной аккредитации, чтобы внутри традиционной конфессии Российской Федерации такой проповедник получил право на проповедь».
Йонтен-гелонг – администратор Центрального хурула Калмыкии – тоже заявил, что данный проект внесения изменений в законодательство направлен на противодействие экстремизму и терроризму на религиозной почве. При этом он отметил, что «борьба с экстремизмом и терроризмом должна проходить без нанесения урона традиционным для России конфессиям». Кроме того, духовный лидер отметил, что «священнослужители традиционных буддийских регионов России получали образование за рубежом – прежде в Тибете, а в настоящее время в Индии и Монголии. И в свете корректив российского законодательства у представителей буддийского духовенства возникнут немалые затруднения. Так, например, в Калмыкии сейчас нет зарегистрированного духовно-образовательного учреждения для буддистских священнослужителей и требование о получении религиозного образования именно в России ставит под угрозу сохранение традиционного буддизма в этом регионе». Также он отмечает, что «в целом большинство духовных учителей, которые сейчас преподают буддийское учение в Калмыкии, Бурятии, Забайкалье, Тыве и крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге), – это выпускники монастырских университетов Индии, Непала, Китая, Монголии и других стран».
Об этом говорил и глава Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ, муфтий Альбир Крганов: «У нас большинство религиозных деятелей учились в Бухаре. Но сегодня Узбекистан – это другое государство. Будем ли мы вынуждены обязывать проходить переаттестацию всех наших почтенных муфтиев, которые верой и правдой доказали свою позицию по религии и к жизни?» Кроме того, лидер заявил, что «у мусульманского сообщества есть понимание того, что радикалы не должны заниматься миссионерской деятельностью и вовлекать в свои ряды новых людей».
Президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) – раввин Александр Борода сказал, что: «Централизованные религиозные организации могут сами аттестовать представителей духовенства, которые получили образование за рубежом. Этим религиозная организация подтвердит и их компетентность, и легитимность их религиозной деятельности в России».
Каковы основания для внесения поправок в законодательство?
Председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов подчеркивает, что подобные требования существуют во многих странах, как Азии, так и Европы, в частности – в Германии, Франции. Депутат также отметил развитие таких тенденций: «Недавно аналогичный закон был принят в Болгарии, причем он гораздо жестче, чем наш законопроект».
По мнению сторонников поправок, законопроект направлен на то, чтобы внутри религиозных организаций не оказалось экстремистов: «Это вопрос безопасности нашей страны, которая часто является объектом экстремистских и террористических сетевых организаций мирового уровня. Россия – великое поле, в том числе для духовного неоколониализма. Нам ни в коем случае нельзя в этой сфере вернуться к ситуации, которая была у нас в 1990-е годы».
На что обратить внимание?
Рассматривая поправки в закон, стоит обратить внимание на следующее:
- Необходимо утвердить список зарубежных религиозных центров, в которые можно было бы направлять кандидатов для получения духовного образования.
- Уезжающие за рубеж специалисты в большинстве образовательных учреждений мира должны пройти аккредитацию, подтвердить квалификацию и только после этого получают возможность трудоустройства. С учетом принятого закона человек, получивший духовное образование в другой стране, по прибытию в Россию должен, по сути вторично, уже здесь сдавать экзамены, подтверждать квалификацию.
- Вызывает недоумение такое отношение только к религиозному образованию. Почему лишь те, кто получил за границей именно религиозное образование, должны проходить переаттестацию? Разве все, кто получили светское образование за рубежом – хорошие специалисты? У таких людей нет радикальных взглядов на действующее законодательство РФ? Ведь нередко несколько лет учебы за рубежом коренным образом меняют мировоззрение человека, его принципы и жизненные идеалы. В таком случае справедливым было бы обязать всех россиян, получивших и светское образование в учебных заведениях вне территории РФ, проходить определенную переаттестацию –чтобы не складывалось впечатление, что угроза исходит исключительно от представителей религии.
- Довольно странно, что внимание законодателей не привлекает немалое число людей, получивших светское образование за рубежом. От них не требуют обязательного подтверждения квалификации, а также взглядов и убеждений по прибытию в Россию. Это не смотря на то, как отмечено выше, само длительное пребывание в среде с иными идеологическими установками, ментальностью, традициями зачастую серьезно сказывается на мировоззрении человека.
Так, современные социокультурные ориентиры многих стран запада, в основе которых, большей частью, лежит идеология общества потребления, взрастившая уже несколько поколений людей, даже не знающих иной реальности, тоже несут определенную угрозу традиционной ментальности нормального общества.
Есть разногласия по вопросам семьи и брака, воспитания подрастающего поколения, понимания толерантности и ее границ и другим важнейшим аспектам общественной морали. С этими разногласиями связаны различия в подходах к формированию законодательства, принципах хозяйственно-экономической и политической деятельности и многом другом.
Усвоение и принятие альтернативных взглядов по этим разногласиям теми, кто несколько лет жил и учился за рубежом, также может весьма негативно отразиться на социальной стабильности нашего общества. Почему-то этот момент, по-видимому, не был учтен при разработке данного законопроекта.
Но сосредоточившись лишь на противодействии очевидному экстремизму, есть риск упустить не меньшую «тихую» – ментальную угрозу, исходящую со стороны запада и далеко не только от представителей той или иной конфессии.
Мы являемся свидетелями того, как насаждаются идеи и принципы совершенно чуждые традиционным нормам морали, которых стремятся придерживаться в России, ряде восточноевропейских стран и некоторых других государствах.
Увы, порой откровенно размываются границы в понимании добра и зла как таковых. В этой связи логично предположить, что подобный закон о соответствии определенной внутригосударственной аттестации должен касаться всех, кто учился за рубежом, а не только священнослужителей.
И это лишь основные аспекты, вызывающие недоумение в отношении вступивших в силу поправок в законодательство. Говоря о них, имеем надежду, что по этим неоднозначным моментам будет достигнут определенный общественный компромисс.
Епископ Орский и Гайский Ириней