«Провалов в патриотическом воспитании у нас нет»

Одна из актуальных тем Года педагога и наставника – это повышение социального статуса и общественного авторитета учителя

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Закон об Образовании в РФ 
0
902
Время на чтение 7 минут
Фото: коллаж РНЛ

Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин дал старт Году педагога и наставника в России.

Сегодня председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Ивановна Матвиенко опубликовала статью «Здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины», посвященную Году педагога и наставника, а также 200-летию выдающегося русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского.

«Слова, вынесенные в заголовок, кратко, точно и вместе с тем выразительно раскрывают ключевую роль воспитания, воспитателя в определении будущего страны. Они принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому – выдающемуся отечественному педагогу, просветителю, публицисту, общественному деятелю», – говорится в статье, опубликованной на сайте Совета Федерации.

«Сегодня – 200 лет со дня его рождения. Именно Ушинский заложил теоретические основы отечественной педагогики, сформулировал принципы национальной системы образования – демократизм, народность, трактуемая как неразрывная связь с историей и традициями страны, единство образования и воспитания, подчинённость воспитания потребностям и задачам развития общества. Подчёркиваю, системы национальной, уходящей своими корнями в язык, культуру, историю нашей страны. И я вижу актуальную необходимость вновь обратить внимание на этот подход Ушинского.

По моему мнению, один из наиболее важных принципов его педагогики – уважение к личности ребёнка, подростка, молодого человека, недопустимость насилия, принуждения в воспитании. Только убеждение, подчеркивал Ушинский, только умная и умелая помощь ребёнку в раскрытии своего призвания, своих способностей. И, конечно, привитие детям любви к труду. Воспитание, считал великий русский педагог, должно не только развивать разум человека, давать ему известный объем сведений, но и призвано зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой», – пишет Валентина Ивановна.

«Было бы неверно видеть в Ушинском какого‑то “доморощенного гения”. Он несколько лет провёл за границей, хорошо знал французский, английский, немецкий, американский опыт воспитания. И пришёл к однозначному выводу о нецелесообразности механического перенесения зарубежной теории и практики педагогики на российскую почву. Напротив, одной из ключевых черт народа он считал патриотизм, а потому развитие у детей любви к Родине видел в числе главных задач воспитания.

Основополагающие идеи, рекомендации великого педагога проверены временем. Они лежат в основе отечественной системы образования и воспитания. И потому у нас есть право обращаться к ним постоянно. Тем более в год, объявленный Президентом России Годом педагога и наставника.

Главное предназначение школы, согласно Ушинскому, – формирование личности в единстве образования и воспитания. Это и сегодня главная цель отечественной образовательной системы. В Послании Федеральному Собранию глава Российского государства Владимир Владимирович Путин особо подчеркнул необходимость синтеза “всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий”.

Слова Президента в полной мере относятся и к общеобразовательной школе. Несомненное достоинство советской школы, её признанное в мире преимущество – широта и фундаментальность знаний, которые она давала. В определённый период мы это преимущество в какой‑то мере утратили, но не потеряли совсем, как это иной раз можно услышать или прочитать. Ориентация на фундаментальность присутствовала в нашем образовании всегда. И в том, убеждена, огромная заслуга учителей, которые хорошо понимали значение этой составляющей отечественного образования, сохраняли ее. Огромное спасибо им за это», – подчеркнула сенатор.

«Считаю ключевой задачей сейчас – как можно скорее восстановить, вернуть наше былое преимущество. Мы уже работаем в этом направлении. Речь, прежде всего, о новых федеральных государственных образовательных стандартах, которые вступили в силу с осени 2022 года. Они, что называется, “заточены” на то, чтобы дать школьникам широкие и прочные знания по всем предметам.

Вместе с тем у учителей возникает необходимость “втискивать” всё более обширный объём знаний в прежнее количество учебных часов. Что нередко ведёт к “спрямлению” пути обучаемого к определённым знаниям, к их применению на практике. Сам путь постижения истины, движения мысли к ней остаётся здесь за рамками обучения. А когда школьник получает знание в готовом виде, он не овладевает искусством самостоятельно искать новое, выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы. Словом, не учится мыслить, познавать. Эту опасность хорошо видел Ушинский. Он выступал за включение в школьный курс предмета Логика. И тогда это было реализовано. В наше время тоже нужно обратить внимание на то, чтобы прививать подрастающему поколению культуру, дисциплину мышления. Способность мыслить самостоятельно. Каким образом это должно делаться, нужен ли для этого отдельный предмет или специальные методики – вопрос для обсуждения. Но необходимость, на мой взгляд, очевидна. Особенно в условиях компьютеризации, повсеместного пользования гаджетами», – отметила Валентина Матвиенко.

«Обновление программ, методов обучения – большая, очень непростая работа. Но она должна быть выполнена, чтобы объем и качество знаний, которые современная российская школа дает своим ученикам, ни в чем не уступали тем, что получают их сверстники в других государствах. Это – одно из важнейших условий ускорения нашего экономического и социального развития на основе передовых научно-технических достижений.

Как постоянно подчеркивает Президент России, осуществление такого прорыва – судьбоносная для страны задача. Её успешное решение невозможно без современных кадров – научных, инженерных, рабочих. А их формирование начинается в школе. Мы, парламентарии, Совет Федерации будем постоянно держать в поле зрения ход практической реализации всего намеченного в совершенствовании школьного образования. Опираясь в этом, прежде всего, на учительский корпус, на педагогов. Прислушиваясь к мнению родительской общественности.

Особенно важной в нынешней ситуации мне представляется воспитательная миссия школы. Если мы обратимся к наследию Ушинского, то увидим, насколько большое внимание он уделял патриотическому воспитанию. И высказывал, на мой взгляд, очень интересные, нестандартные мысли. По его мнению, один из важнейших инструментов патриотического воспитания – погружение школьников в родной язык. Не просто изучение орфографии, синтаксиса, пунктуации, а постижение родного языка во всём его богатстве, освоение самого его духа.

И в начальной школе, с ранних лет, также полагал великий педагог, надо основательно знакомить детей с географией России, с ее природой. И, конечно же, – с историей Родины, подвигами предков в борьбе за свою свободу и независимость. Хочу подчеркнуть, что нужно вспоминать о патриотизме не только в ситуациях, когда на кону судьба страны. Он должен стать неотъемлемой частью характера человека. Но при этом не перерастать в шовинизм. Подлинный патриот – тот, кто любит свою Родину и в то же время с уважением относится к другим народам», – сказано в публикации.

«По сути, Ушинский формулирует программу патриотического воспитания школьников, и программа эта вполне современна. Можно сказать, что мы сейчас во многом следуем ей. Я имею в виду недавние нововведения в преподавании истории, русского языка и литературы.

Убеждена, что в этой связи очень важен и недавно принятый закон, регулирующий употребление иностранных слов в русском языке, который, напомню, является в нашей стране государственным, сплачивающим многонациональный российский народ. Закон, считаю, сбалансированный. Он не ставит преград на пути развития, обогащения русского языка, а, следовательно, и русской культуры, не ведёт к изоляции от остального мира. Все эти страшилки безосновательны. Вместе с тем закон вводит ограничения, устраняющие угрозу деградации языка как носителя и хранителя нашего менталитета, ценностей и традиций. Предотвращает тем самым превращение великого народа в сообщество людей, забывших о своих корнях, национальной гордости и национальном достоинстве.

По большому счету, провалов в патриотическом воспитании у нас нет. Могу сказать, что на данный момент нам здесь удалось выстроить во многом эффективную систему. Об этом свидетельствует и ход специальной военной операции, в которой российские воины проявляют стойкость, мужество, героизм, как и их деды, прадеды в сражениях с германским нацизмом, гитлеровской армией. И в том, что эта великая традиция не прервалась, что для вступающих в жизнь новых поколений патриотизм, преданность Отечеству – не просто слова, а веление души и сердца, – заслуга учителей, педагогов, наставников не просто большая, она огромная», – подчеркнула Председатель Совета Федерации.

«При этом нельзя упускать из вида, что информационная, пропагандистская, психологическая война против нашей страны, развязанная Западом, становится всё более изощрённой и ожесточённой. Противник не считается с правовыми нормами, не знает, что такое моральные запреты. Не останавливается ни перед чем, включая манипулирование детьми, подростками. Это путь разрушения личности, зомбирования человека.

Игнорировать это недопустимо. Уверена, мы не должны отвечать тем же, вставать на их путь. Он бесчеловечен. Однако, считаю, давно назрела и ощущается всё более остро потребность создания в нашей стране мощной, эффективной системы продвижения, донесения до юного поколения наших ценностей, наших смыслов современным языком, в востребованных форматах. Нам есть что сказать. Но работать необходимо ярко, интересно, оперативно, а главное – на упреждение. Нужно использовать самые новейшие технологии, актуальные и конкурентные способы подачи контента – близкие и понятные молодежи.

Но воспитательная роль всех этих инструментов окажется нулевой, если она не будет очеловечена. Если за ней нет реального педагога. И это, на мой взгляд, еще раз подчеркивает актуальность одной из основных тем не только нынешнего Года педагога и наставника, но и всей нашей текущей и будущей жизни. Это – повышение социального статуса и общественного авторитета учителя. Человека, посвятившего свою жизнь служению, говоря словами Константина Дмитриевича Ушинского, высшему из искусств – педагогике, поскольку она стремится к удовлетворению величайшей потребности человека – усовершенствованию его природы», – заключила Валентина Матвиенко

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Матвиенко
«Единство народа — наша высшая непреходящая ценность»
Пока мы верны заветам наших героических дедов — победить нас невозможно
10.05.2023
Пресс-подход по итогам торжественного
заседания Совета МПА СНГ
29.03.2022
«Мир стал многополярным»
Валентина Матвиенко о 75-летии ООН и роли организации в будущем
23.10.2020
Федеральное Собрание и региональные ЗАКСы
должны выстроить «расширенный парламент»
09.07.2020
Все статьи Валентина Матвиенко
Национальная доктрина образования
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
Путин поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам
А в Татарстане отменили занятия даже в федеральных вузах
10.04.2024
Школа радости – мечта или реальность?
Сегодня мировой исход битвы сил Добра и Зла решается за школьной партой
03.04.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Певец возрождения России
Памяти русского соловушки – Максима Трошина
03.04.2024
Огонь мерцающий в сосуде
Религиозность – это рабская психология ли самоконтроль?
01.04.2024
«Когда мы приходим в храм, нас встречает Врач душ и телес – Спаситель»
По словам митрополита Варсонофия, надо с малых лет прививать любовь к храму
01.04.2024
Всё для Фронта! Всё для Победы!
О форуме ветеранов и молодёжи, посвящённом Спецоперации
13.03.2024
Все статьи темы
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
В помощь зависимым и их близким
Книга «Преодоление зависимого поведения» стала более доступна
16.01.2024
Старательно забытое старое
Рецензия на монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Преодоление зависимого поведения»
15.12.2023
Махачкала: понять и простить?!
Открытое письмо Ассоциации патриотических сил юга России
08.12.2023
Можно ли вернуться к сталинской системе образования?
Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе, а за школьной партой
01.12.2023
Исправляем перекосы современной системы образования
О работе онлайн-центра «Достояние»
29.11.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35