В недавнем материале «"Странная война", странное военное руководство» отмечал, что такого, казалось бы, априори быть не должно, но происходит! Почему-то кем-то из военного ведомства страны ограничивается (или – блокируется?) поставка боеприпасов бойцам ЧВК «Вагнер». И спрашивал, если, в самом деле, блокируется поставка на позиции «Вагнера» вооружений, то кто-то за это понесёт ответственность? Ведь речь идёт о человеческих жизнях. Кроме этого – о подрыве боевого духа, сбитии темпа освобождения, например, Бахмута, стимулировании врага к активным действиям.
Ситуация получила продолжение и не в сторону разрешения проблемы. Как можно понять по некоторым сообщениям, МО только усилило блокировку бойцов ЧВК «Вагнер», бросая их, по сути, на уничтожение врагу.
Пишут, что глава «Вагнера» Евгений Пригожин обвинил министра обороны Сергея Шойгу и главу Генштаба Валерия Герасимова в попытке уничтожить ЧВК «Вагнер», приравняв это к измене Родине. По словам Пригожина, глава Минобороны и руководитель Генштаба МО запретили передавать боеприпасы бойцам частной военной компании.
В частности, Пригожин утверждает: «Генералы, которые находятся вокруг руководства группировки, подписывают документы (в том числе и те, за которые их посадит в камеру военная прокуратура) лишь бы обеспечить нас боеприпасами, которые мы получаем прямо с колес. Начальник Генерального Штаба и Министр Обороны раздают направо и налево команды, в которых говорится о том, что ЧВК "Вагнер" не только боеприпасы не давать, а в том числе и не помогать авиатранспортом. Сейчас пришла информация, что вычеркнули получение саперных лопаток для того, чтобы парни могли окапываться. Идет прямое противодействие, которое называется никак иначе как попытка уничтожить ЧВК "Вагнер". Ее можно приравнять к измене Родине. В тот момент, когда ЧВК "Вагнер" бьется за Бахмут, теряя каждый день сотнями своих бойцов».
Министерство обороны 21 февраля ответило, что информация главы и основателя «Вагнер» не соответствует действительности. «Командование объединенной группировки войск в рамках спецоперации уделяет особое, постоянное и приоритетное внимание обеспечению всем необходимым добровольцев и военнослужащих штурмовых подразделений. Все заявления, сделанные якобы от имени штурмовых подразделений о недостатке боеприпасов, – абсолютно не соответствуют действительности», – заявили в ведомстве.
В министерстве отметили, что «только за последние двое суток общее продвижение вперед, на подготовленные оборонительные позиции националистов, штурмовых подразделений в районе города Артемовск составило более 2,5 км», а все заявки на подачу боеприпасов для штурмовых подразделений, как бы, выполняются в кратчайшие сроки.
Ответ Евгения Пригожина на заявление Минобороны не заставил себя долго ждать: «Мне сообщили о том, что Министерство обороны распространяет информацию о том, что якобы выдает боеприпасы на артемовском направлении добровольческим подразделениям. Хочу еще раз подчеркнуть – уж коли мы перешли на публичную переписку с Минобороны – ЧВК "Вагнер" недополучает 80% боеприпасов от требуемых для выполнения боевых задач. Поэтому заявление министерства обороны является ни чем иным, как просто плевком в сторону ЧВК "Вагнер" с попыткой скрыть свои преступления перед теми бойцами, которые сегодня совершают подвиг на Бахмуте (Артемовске). Что касается других добровольческих подразделений – на Бахмуте их нет, есть ЧВК "Вагнер". Боеприпасов нет. Саперные лопатки, да будет вам известно, господа руководство Министерства обороны Российской Федерации, до сих пор не поставлены. Если будете давать боеприпасы – давайте, а не рассказывайте это в СМИ народу России, обманывая его при этом. В отличие от министерства обороны и его заявлений, готов все документы, включая поданные заявки и полученные количества, предоставить военной прокуратуре (или военной контрразведке, по вашему выбору) немедленно по их требованию».
Можно ещё многое добавить к информации по этому конфликту, но нужно ли? Совершенно очевидно, что ситуация вопиющая. Даже, если Пригожин что-то преувеличивает (хотя – вряд ли), понятно, что МО и Генштаб, как минимум, не выполняют своих элементарных функций, чтобы не сказать более определенно. Впрочем, более определенно сказал сам Пригожин.
Здесь явно есть чем заняться компетентным органам по признакам преступлений со стороны должностных лиц МО, необходимо их оперативное вмешательство. А главное – то, о чем говорил в прошлом материале. Думается, что давно назрела крайняя необходимость прямого вмешательства Верховного главнокомандующего как по этому вопросу, так и вообще по ведению боевых действий. А к МО и Генштабу предостаточно вопросов и по многим иным аспектам проведения СВО, безотносительно ЧВК «Вагнер». Может, в этой ситуации пойти на радикальный шаг, возложить управление СВО на иное силовое ведомство, на ФСБ, например? Как минимум, хуже не будет – это уж точно!
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель