В наших беседах с университетскими знакомыми, «отпочковавшихся» от науки и ушедшие в исключительно прикладную, околобизнес сферу, регулярно поднимается больная тема: талантливые, способные ребята с прекрасным образованием уходят в свободное плавание и нередко в далёкую от их специальности сферу, оставляя за бортом свою мечту о научной степени и дальнейшей академической карьере. Причин этому две: низкие зарплаты и весьма пожилой коллектив в академической среде.
За подтверждением ходить далеко не надо: средний возраст сотрудников одной из кафедр одного известного московского инженерного ВУЗа — 65 лет. Сами студенты и аспиранты, слегка подрабатывающие там, смущены тем фактом, что те технические дисциплины, которые сейчас плотно переплетены с IT и некоторыми другими современными технологиями, читаются весьма возрастными преподавателями, которые не всегда успевают обновлять курс с учётом новых требований техпрогресса и запросов общества: — «Это болото». Аналогичная картина и в другом ТОПовом университете — аспиранты сходят с дистанции, разочаровавшись с фундаментальных естественнонаучных исследованиях.
Но совершенно другая картина наблюдается в ВШЭ: очень много молодых, не достигших даже 30 лет, преподавателей. Почему? Во-первых, там хорошее финансирование, приличный зарплатный фонд. Во-вторых, там идёт активное привлечение учащихся уже на первых курсах в научные проекты: часто встречаю, как студент 2-го курса выступает с докладом на конференции, где даже магистранты накануне защит диссертаций чувствуют себя «молодыми и зелёными». К сожалению, мы понимаем, какие настроения культивируются в «Вышке» и кто стоит за выделяемыми этой организации частными грантами, как в 1990-х на волне ельцинской вольницы переманили лучшие научные кадры — и вот тогда складывается пазл.
Что в итоге получается? В университетах с традициями и качественной фундаментальной базой, с устоявшимися научными школами наблюдается кадровый голод: мало защит кандидатских диссертаций, не говоря уже о докторских, молодёжные научные проекты «сдуваются», пожилые преподаватели отходят от дел по состоянию здоровья или умирают, их места занимают другие сотрудники из тех, кто в условии дефицита кадров остался на факультете, но не всегда глубоко компетентные и увлечённые наукой. В это же время ВШЭ «пылесосит» исследовательские гранты, молодых и заинтересованных сотрудников, материально-техническую базу, не забывая и об аккуратном внедрении необходимой им политической конъюнктуры. Идёт полное переформатирование молодого поколения учёных, особенно в гуманитарной и естественнонаучной сфере.
Чем это чревато? Идёт игра в долгую: создаётся большой пласт авторитетных в будущем учёных, которые будут задавать свой тон не только научной парадигме, но и будут проецировать свои политические воззрения на Государство и народные массы. Такие ростки мы уже увидели в 2022 году, когда значительное количество представителей «культуры и науки» стали выступать против стратегических интересов Родины. А это прямая дорога и к деградации российской науки (с полным отрицанием наработанных положительных традиций и с последующей «модой» на те же гендерно нейтральные изыскания), и к моральным устоям общества.