Гуцулы и их религиозные взгляды

0
3484
Время на чтение 7 минут
Фото: Коллаж РНЛ

1. Общие сведения о народе, область компактного проживания

Гуцулы — этническая группа, проживающая на территории Покутья, Буковины и Марамуреша, поделённой между Украиной и Румынией. Это небольшое племя в Карпатах, сохранившееся до сих пор, представляет малоизученный объект исследования для этнографов, историков и ДНК-генеалогии.

Вопрос происхождения гуцулов еще не выяснен, хотя иными исследователями гуцулы считаются потомками древних народов, населявших Балканы. [1]

Гуцульщина исторически располагалась в горных районах Восточных Карпат и верховьях рек Черный и Белый Черемош, Прут, Черная и Белая Тиса.

В 1878 году по данным профессора Львовского университета Якова Федоровича Головацкого (1814-1888), в Галичине насчитывалось 79031 гуцул, в Буковине – 13705, а в Закарпатье – 15384, итого их насчитывалось 107610 человек.

Гуцулы отличались от собственно украинцев (малороссов) и от русин (другая этническая группа, населяющая Карпаты) не только говором, но и одеждой, внешностью. Хозяйственная деятельность гуцульских поселений представлена скотоводством в горах, рубкой леса, сплавлявшегося по рекам, разными видами ремесел (работы по дереву, кузнечное дело).

Так как земли гуцулов находились на стыке исторических областей Закарпатья, Галиции, Молдовы и Буковины, то они оказывались под властью как молдавских князей, так и венгерских и польских королей. По землям гуцулов в Карпатах проходил оборонительный рубеж Польского и Венгерского королевств против Османской империи, и тут были часты набеги подвластных турецким султанам татарских орд. Именно поэтому в народном творчестве гуцулов сохранилось много сказаний о борьбе гуцулов против татар и турок.

Впрочем, совершали гуцулы и самостоятельные воинские набеги в ходе своих конфликтов с Речью Посполитой, с Венгрией и с Османской империей.

В силу этого гуцулы поляками привлекались и для обороны границ от турок и, в том числе, в создававшиеся поляками сторожевые отряды «смоляков». Гуцулы, не желавшие повиноваться панской власти и католической церкви, живущие изолированно в своих селах, оказывали "опришкам" (независимые вооруженные отряды) поддержку, и многие из них сами принимали участие в их движении.

В конце 1918 года после распада Австро-Венгрии, в которую входили тогда земли гуцул, в Закарпатье ими была создана Гуцульская республика, которая, однако, просуществовала до начала 1919  года и потом вошла в состав Чехословакии, а после ее раздела в 1939 г. — в состав Венгрии.

После раздела Польши в 1939 г. с присоединением Советским Союзом Западной Украины, как и в 1940 году у Румынии Северной Буковины, часть гуцул попала в Советскую Россию, а после прихода в 1944 Красной Армии в Закарпатье советская власть появилась и у закарпатских гуцулов.

Так как после начала Второй Мировой войны гуцулы оказались под воздействием пропаганды украинской националистической организации ОУН и многие из них приняли участие в борьбе, ведшейся в конце 40-х — начале 50-х годов на Западной Украине против советских войск и советской власти. В тоже время гуцулы массовым репрессиям советской власти не были подвержены, и многие из них делали карьеру в государственном аппарате СССР.

Несомненно, такие регулярные переходы власти от одной метрополии к другой и непостоянная конфигурация границ государств, а также изолированность Гуцульщины в силу труднодоступности в горные районы привели к необычному развитию религиозных воззрений гуцулов.

 

2. Христианский аспект религиозности

Трансграничное положение области компактного проживания гуцулов на стыке европейских цивилизаций (польский, венгерский католицизм; русско-малоросское православие; османские попытки инвазии ислама) и перманентная "перекройка" государственных границ с конца 16 века привело не только к установлению христианства как основополагающей религии в обществе гуцулов, но и породило ряд особенностей выбора Церкви. [6]

Изначально с момента прихода гуцулов на Карпаты ими была принесена традиция византийского, православного христианского вероисповедания. Но после включения территории Буковины и Галича в Речь Посполитую и принятия Брест-Литовской Унии (1596 г.)  поляками стала насаждаться (как им тогда казалось — компромиссное решение) греко-католическая традиция. Почти через 50 лет в Закарпатье австро-венгерскими властями аналогично была принята Ужгородская Уния. Внедрение униатских порядков проводилось достаточно жестко, православие искоренялось властями, однако гуцулы, будучи крайне религиозными и консервативными в своих вглядах, в большинстве своем сохраняли православные взгляды и практику богослужений на церковно-славянском языке.

Тем не менее, власти государств-метрополий нередко пользовались межконфессиональными спорами у разных групп гуцулов, что порождало дестабилизацию и разобщенность внутри народности, не позволявшие всеобщему объединению гуцулов к сопротивлению против, например, панской экспансии. При СССР религиозные споры были решены кардинальным образом: с 1949 г. Униатская Церковь была запрещена вплоть до Перестройки.

Собственно само гуцульское православие имеет свои характерные черты, которые отражаются и в обрядах, и в иконописи. Лики святых пишутся белым, компоновка иконы — преимущественно вертикальная. Помимо главных православных правздников — Рождества (Різдво Христове) и Пасхи (Великдень, Паска) — у гуцулов особо празднуется т. н. Меланка (сочельник перед Старым Новым годом), когда проводится шествие в костюмах животных. Собственно сам Старый Новый год — день Святого Василия — сопровождался типичным колядованием после службы в церкви. Юноши ходили по домам и посыпали пороги зернами пшеницы, чтобы принести хозяевам жилища счастье и удачу, т. к. считалось, что если в Новом году первым зайдет в гости мужчина, то в этом доме весь год будет благополучным. К Юрьеву дню проводились обряды, призванные сохранить дом и живущих в нем: под порог дома вкапывался железный предмет (обычно топорик) для сохранения здоровья ног его переступающих.

 

3. Языческое наследие

Хотя гуцулы считают себя христианами (униаты или православные), по замечанию российского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского (1864-1913 гг.), они  были язычниками и верили в существование злых и светлых духов в лесах, горах и водах. При этом язычниками они оставались вплоть до 20-го века, а родоклановые отношения сохраняли традицию кровной мести. Такое сбережение традиционных культов позволило сохраниться и мольфарам — своего рода шаманам, целителям со сверхсилами, общающиеся с духами природы. В 20-21-м веке с распространением средств связи и улучшением транспортной доступности слава о мольфарах превратила их просто в народных целителей, к которым приезжали из разных уголков страны.

Если проанализировать гуцульские заговоры в книге "Українська народна магія і ваше здоров'я і благополуччя" (Губко, Кметь; 1992), написанной как этнографический сборник, то там идет одновременно обращение и к Господу, Богоматери, и к силам природы: точно указывается, в какое море, в какой лес должен уйти недуг. В "защитных" обрядах идет призыв к природным стихиям. Зачастую такие заговоры сопровождаются начиткой на воду, которую собирают накануне проведения обряда с 7 источников.

Тем не менее, традиция гуцульского "шаманизма" имеет глубокие корни и всегда влияла на социальную жизнь общин. Собственно о самом известном гуцуле Олексе Довбуше (1700-1745 гг.), известном вожде движения опришков, было также известно и как о мольфаре [3]. Опришки — это родоплеменные гуцульские отряды, которые весьма яро противостояли в период 17-18 веков Речи Посполитой. И хотя современные историки считают опришков разбойниками, без идейной базы существовать такое движение долго не могло. Вполне вероятно, что такие отряды руководились мольфарами, которые могли применять свои знания в убеждении и организации своих бойцов.

 

4. Выводы

Религиозные взгляды гуцулов сформировались не просто как смешение традиционных языческих верований и христианства, который так же можно наблюдать и у других народов (как это выявлено у финно-угорских этносов), но и сама православная вера, подвергавшаяся давлению в результате перекройки границ, смены метрополий, получила свои региональные особенности в традициях и обрядах.

 

Источники литературы:

Федор Волк. Антропометрические опыты украинского населения Галичины. Буковины и Венгрии (Львов, 1908)

Сергей  Лебедев. "Гуцульщина и гуцулы". Сайт "Русская народная линия" http://ruskline.ru/analitika/2014/07/29/guculwina_i_guculy

Роман Маленков "Довбуш". Сайт http://ukrainainkognita.org.ua

Василий Сокил. "Писаный колодец" http://karpat.ru/-chapter=21&item=230.htm

AgnieszkaWarnke "Море гор: загадочная Гуцульщина". Сайт https://culture.pl/ru/article/more-gor-zagadochnaya-guculschina

Romana Mondryk "Основные проявления этнической идентичности украинских гуцулов". Доступ http://dx.doi.org/10.7160/ks.2017.080103

Кожолянко, А. Г. Календарная обрядность в Молдове и Буковине / А. Г. Кожолянко // Русин. – 2014. – № 2(36). – С. 217-227. – DOI 10.17223/18572685/36/13.

Алексей Губко, Николай Кметь. "Українська народна магія і ваше здоров'я та благополуччя " (Нетiшин, 1992).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Валецкий
Салафизм и фактор фульбе в Сахеле
В современной истории Африки значительная часть фульбе попала под влияние идей исламского фундаментализма (салафизма)
15.07.2024
Все статьи Олег Валецкий
Ангелина Андреевна Пасхина
Дорогу молодым учёным или заметки о кадровом голоде
Идёт полное переформатирование молодого поколения учёных
23.02.2023
Идлиб: трансграничный корень нетерриториального спора
Конфликт в Идлибе стоит рассматривать как конфликт интересов в самой Турции
30.11.2022
Волчата учатся стрелять
Проблема школьных стрелков решается не ужесточением оборота гражданского оружия
11.10.2022
Все статьи Ангелина Андреевна Пасхина
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08