1. Общие сведения о народе, область компактного проживания
Гуцулы — этническая группа, проживающая на территории Покутья, Буковины и Марамуреша, поделённой между Украиной и Румынией. Это небольшое племя в Карпатах, сохранившееся до сих пор, представляет малоизученный объект исследования для этнографов, историков и ДНК-генеалогии.
Вопрос происхождения гуцулов еще не выяснен, хотя иными исследователями гуцулы считаются потомками древних народов, населявших Балканы. [1]
Гуцульщина исторически располагалась в горных районах Восточных Карпат и верховьях рек Черный и Белый Черемош, Прут, Черная и Белая Тиса.
В 1878 году по данным профессора Львовского университета Якова Федоровича Головацкого (1814-1888), в Галичине насчитывалось 79031 гуцул, в Буковине – 13705, а в Закарпатье – 15384, итого их насчитывалось 107610 человек.
Гуцулы отличались от собственно украинцев (малороссов) и от русин (другая этническая группа, населяющая Карпаты) не только говором, но и одеждой, внешностью. Хозяйственная деятельность гуцульских поселений представлена скотоводством в горах, рубкой леса, сплавлявшегося по рекам, разными видами ремесел (работы по дереву, кузнечное дело).
Так как земли гуцулов находились на стыке исторических областей Закарпатья, Галиции, Молдовы и Буковины, то они оказывались под властью как молдавских князей, так и венгерских и польских королей. По землям гуцулов в Карпатах проходил оборонительный рубеж Польского и Венгерского королевств против Османской империи, и тут были часты набеги подвластных турецким султанам татарских орд. Именно поэтому в народном творчестве гуцулов сохранилось много сказаний о борьбе гуцулов против татар и турок.
Впрочем, совершали гуцулы и самостоятельные воинские набеги в ходе своих конфликтов с Речью Посполитой, с Венгрией и с Османской империей.
В силу этого гуцулы поляками привлекались и для обороны границ от турок и, в том числе, в создававшиеся поляками сторожевые отряды «смоляков». Гуцулы, не желавшие повиноваться панской власти и католической церкви, живущие изолированно в своих селах, оказывали "опришкам" (независимые вооруженные отряды) поддержку, и многие из них сами принимали участие в их движении.
В конце 1918 года после распада Австро-Венгрии, в которую входили тогда земли гуцул, в Закарпатье ими была создана Гуцульская республика, которая, однако, просуществовала до начала 1919 года и потом вошла в состав Чехословакии, а после ее раздела в 1939 г. — в состав Венгрии.
После раздела Польши в 1939 г. с присоединением Советским Союзом Западной Украины, как и в 1940 году у Румынии Северной Буковины, часть гуцул попала в Советскую Россию, а после прихода в 1944 Красной Армии в Закарпатье советская власть появилась и у закарпатских гуцулов.
Так как после начала Второй Мировой войны гуцулы оказались под воздействием пропаганды украинской националистической организации ОУН и многие из них приняли участие в борьбе, ведшейся в конце 40-х — начале 50-х годов на Западной Украине против советских войск и советской власти. В тоже время гуцулы массовым репрессиям советской власти не были подвержены, и многие из них делали карьеру в государственном аппарате СССР.
Несомненно, такие регулярные переходы власти от одной метрополии к другой и непостоянная конфигурация границ государств, а также изолированность Гуцульщины в силу труднодоступности в горные районы привели к необычному развитию религиозных воззрений гуцулов.
2. Христианский аспект религиозности
Трансграничное положение области компактного проживания гуцулов на стыке европейских цивилизаций (польский, венгерский католицизм; русско-малоросское православие; османские попытки инвазии ислама) и перманентная "перекройка" государственных границ с конца 16 века привело не только к установлению христианства как основополагающей религии в обществе гуцулов, но и породило ряд особенностей выбора Церкви. [6]
Изначально с момента прихода гуцулов на Карпаты ими была принесена традиция византийского, православного христианского вероисповедания. Но после включения территории Буковины и Галича в Речь Посполитую и принятия Брест-Литовской Унии (1596 г.) поляками стала насаждаться (как им тогда казалось — компромиссное решение) греко-католическая традиция. Почти через 50 лет в Закарпатье австро-венгерскими властями аналогично была принята Ужгородская Уния. Внедрение униатских порядков проводилось достаточно жестко, православие искоренялось властями, однако гуцулы, будучи крайне религиозными и консервативными в своих вглядах, в большинстве своем сохраняли православные взгляды и практику богослужений на церковно-славянском языке.
Тем не менее, власти государств-метрополий нередко пользовались межконфессиональными спорами у разных групп гуцулов, что порождало дестабилизацию и разобщенность внутри народности, не позволявшие всеобщему объединению гуцулов к сопротивлению против, например, панской экспансии. При СССР религиозные споры были решены кардинальным образом: с 1949 г. Униатская Церковь была запрещена вплоть до Перестройки.
Собственно само гуцульское православие имеет свои характерные черты, которые отражаются и в обрядах, и в иконописи. Лики святых пишутся белым, компоновка иконы — преимущественно вертикальная. Помимо главных православных правздников — Рождества (Різдво Христове) и Пасхи (Великдень, Паска) — у гуцулов особо празднуется т. н. Меланка (сочельник перед Старым Новым годом), когда проводится шествие в костюмах животных. Собственно сам Старый Новый год — день Святого Василия — сопровождался типичным колядованием после службы в церкви. Юноши ходили по домам и посыпали пороги зернами пшеницы, чтобы принести хозяевам жилища счастье и удачу, т. к. считалось, что если в Новом году первым зайдет в гости мужчина, то в этом доме весь год будет благополучным. К Юрьеву дню проводились обряды, призванные сохранить дом и живущих в нем: под порог дома вкапывался железный предмет (обычно топорик) для сохранения здоровья ног его переступающих.
3. Языческое наследие
Хотя гуцулы считают себя христианами (униаты или православные), по замечанию российского писателя Михаила Михайловича Коцюбинского (1864-1913 гг.), они были язычниками и верили в существование злых и светлых духов в лесах, горах и водах. При этом язычниками они оставались вплоть до 20-го века, а родоклановые отношения сохраняли традицию кровной мести. Такое сбережение традиционных культов позволило сохраниться и мольфарам — своего рода шаманам, целителям со сверхсилами, общающиеся с духами природы. В 20-21-м веке с распространением средств связи и улучшением транспортной доступности слава о мольфарах превратила их просто в народных целителей, к которым приезжали из разных уголков страны.
Если проанализировать гуцульские заговоры в книге "Українська народна магія і ваше здоров'я і благополуччя" (Губко, Кметь; 1992), написанной как этнографический сборник, то там идет одновременно обращение и к Господу, Богоматери, и к силам природы: точно указывается, в какое море, в какой лес должен уйти недуг. В "защитных" обрядах идет призыв к природным стихиям. Зачастую такие заговоры сопровождаются начиткой на воду, которую собирают накануне проведения обряда с 7 источников.
Тем не менее, традиция гуцульского "шаманизма" имеет глубокие корни и всегда влияла на социальную жизнь общин. Собственно о самом известном гуцуле Олексе Довбуше (1700-1745 гг.), известном вожде движения опришков, было также известно и как о мольфаре [3]. Опришки — это родоплеменные гуцульские отряды, которые весьма яро противостояли в период 17-18 веков Речи Посполитой. И хотя современные историки считают опришков разбойниками, без идейной базы существовать такое движение долго не могло. Вполне вероятно, что такие отряды руководились мольфарами, которые могли применять свои знания в убеждении и организации своих бойцов.
4. Выводы
Религиозные взгляды гуцулов сформировались не просто как смешение традиционных языческих верований и христианства, который так же можно наблюдать и у других народов (как это выявлено у финно-угорских этносов), но и сама православная вера, подвергавшаяся давлению в результате перекройки границ, смены метрополий, получила свои региональные особенности в традициях и обрядах.
Источники литературы:
Федор Волк. Антропометрические опыты украинского населения Галичины. Буковины и Венгрии (Львов, 1908)
Сергей Лебедев. "Гуцульщина и гуцулы". Сайт "Русская народная линия" http://ruskline.ru/analitika/2014/07/29/guculwina_i_guculy
Роман Маленков "Довбуш". Сайт http://ukrainainkognita.org.ua
Василий Сокил. "Писаный колодец" http://karpat.ru/-chapter=21&item=230.htm
AgnieszkaWarnke "Море гор: загадочная Гуцульщина". Сайт https://culture.pl/ru/article/more-gor-zagadochnaya-guculschina
Romana Mondryk "Основные проявления этнической идентичности украинских гуцулов". Доступ http://dx.doi.org/10.7160/ks.2017.080103
Кожолянко, А. Г. Календарная обрядность в Молдове и Буковине / А. Г. Кожолянко // Русин. – 2014. – № 2(36). – С. 217-227. – DOI 10.17223/18572685/36/13.
Алексей Губко, Николай Кметь. "Українська народна магія і ваше здоров'я та благополуччя " (Нетiшин, 1992).