Одно из самых важных литературных событий начала 2023 года — февральский XVI отчётно-перевыборный съезд Союза писателей России. В Центральном Доме литераторов (Москва) делегаты 92-х отделений СПР со всех регионов страны – поэты, прозаики, публицисты, литературные критики, редакторы журналов и альманахов, принимали решения по насущным вопросам, связанным с деятельностью творческого Союза — новой редакции Устава, выборам руководящего состава СПР, по приёму в свои ряды новых организаций Луганска и Донецка. Конечно же, шли на съезде разговоры о современном литературном процессе, состоянии русской словесности, о переводах с национальных языков, работе с молодыми авторами, популяризации чтения…
А у меня, честно признаться, то и дело возникал вопрос: а писательский съезд является событием в общекультурной жизни страны? Конечно, скажите вы, ведь литература — форма сохранения и развития не только высокого стиля языка, но и духовных, нравственных ценностей. К тому же, литература, создавая художественные образы, фиксирует события и их героев для будущих поколений, анализируя общественную значимость происходящего, раскрывает его в полновесной смысловой и эмоциональной гамме. На основе сегодняшних стихов, рассказов, повестей и романов будут созданы сценарии для кинофильмов, написаны песни, жанровые художественные полотна. Достаточно вспомнить, что Союзом писателей России подготовлены к изданию и вышли в свет в издательстве «Вече» самые первые всероссийские поэтические сборники «Порохом пропахшие слова», «Стихи из огня», «Честь имею, Россия», антология современной патриотической поэзии «ПоZыVной – Победа!», запечатлевшие героизм наших воинов при защите Донбасса в 2022 году.
Но отчего же меня не отпускал этот странный вопрос? Может быть от того, что деятельность писателей уже много лет курируется не Министерством культуры, а Министерством цифрового развития, связи и коммуникаций РФ. И поэтому можно ли относить съезд к громкому событию в культурной жизни страны? В этой связи нам самим, порой, непонятно: создаваемые литературные произведения нужно относить к цифровому развитию, к связи или к коммуникациям? Честно говоря, долгое время эта несуразица казалась мне некой глупостью чиновников. Ведь для каждого нормального человека ясно: писатели – деятели культуры, но никак не IT-шники, не связисты и не специалисты по коммуникациям. Так в чём же здесь дело? Зачем и почему писательский творческий Союз, в отличие от других творческих Союзов закреплённых за министерством культуры, отнесён к цифровому министерству? Увы, в этом нет диссонанса, если рассматривать современную русскую литературу в системе образовательной и педагогической координат.
Более десяти лет назад, из разговора с директором школы в Ростовской области я узнала о том, что на ремонт крыши получить достаточных средств школа не может, а вот на подключение классов к Интернету, на прокладку мощных кабелей и приобретение необходимого оборудования для включения в учебный процесс всемирной паутины выделены суммы в три раза большие. Тогда ещё ни я, ни директор школы ничего не слышали о сверхзадачах программы «Образование 2030» и, конечно, о принятом позже форсайт-проекте «Образование 2030», которые оказались ни чем иным, как «переформатированием» отечественного образования под стандарты ТНК (транс-национальных корпораций).
Не знали, что в целях продвижения инновационного бизнеса и необходимого этому бизнесу образования, по распоряжению председателя Правительства РФ в августе 2011 г. было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ) Директором группы АСИ «Молодые профессионалы» был назначен Д.Н. Песков (однофамилец пресс-секретаря Президента).
Первые версии «общественных» форсайт-проектов для России проверялись зарубежными экспертами, в частности, транснациональной кoмпанией Cisco, являющейся мировым лидером в области сетевых технологий, предназначенных для интернета. Так что не случайно руководство группы «Молодые профессионалы» главное внимание уделяет продвижению онлайн-образования МООС (Massive open online course). Д. Песков, не стесняясь, позиционирует форсайт «Образование 2030» как глобальный проект, в рамках которого создаётся кастовое образование. Одна группа учеников – это управленцы, те, кто форсайт делают. Для них образование оформляется как социальный процесс поддержки развития. А вторая каста – это так называемые «люди одной кнопки», которые не должны иметь навыков выбора, достаточно компетенции пользоваться готовыми сервисами. Для этих людей важнейшим мотиватором становятся «заставление», то есть механизмы экономического и внеэкономического принуждения: «Им сказали, посадили, заставили». По мнению эксперта по образованию Ольги Четвериковой, описанный Д. Песковым результат этого кастового образования фактически представляет собой модель современного узаконенного рабовладения: «Людиардеры. Это бизнесмены, владеющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций людей. Самые подготовленные люди будут всегда хорошо зарабатывать с доходностью отдачи с вложений более, чем с рынка наркотиков. Людиардеры – это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми. Это реальность, биржа работает, где перспективной считается модель венчурных инвестиций в человека, которая уже отрабатывается в США».
И как, по-вашему, в этот расписанный до мелочей форсайт-проект впишется русская литература, от первой до последней буквы обращённая к человеку, нацеленная на формирование его взглядов, чувств, характера, пробуждения любви к прекрасному, готовности к борьбе за торжество добра и правды? Однозначно – форсайт-проект «Образование 2030» и русская литература, в основе которой православное миропонимание, полностью исключают друг друга… Отсюда конспирологическая версия: чтобы как можно более снизить в воспитании новых поколений роль живого русского слова, писателей и прикрепили к Минцифре. И пазлы сложились: профессии «писатель» в реестре РФ нет, современные литературные произведения выходят мизерным тиражом и не оказывают влияния на общественное мнение, да и сама цепочка писатель-издатель-магазин-читатель давно разрушена. Отсюда всё чаще приходится слышать, что дети после начальной школы не умеют читать!
Возможно, для таких детей уже создана российская компания доставки роллов и суши «Ёбидоёби» (основанна в 2016 году, головной офис в Красноярске). В меню можно найти «Куни Ли», «Си Сяке», «Са Саки»… и прочее с эротическим уклоном. Представьте: идёте вы, например, по городу Крымску Краснодарского края, а там вывески с рекламой компании «Ёбидоёби», франшиза которой покрыла всю Россию. И надписи на заборах теперь плавно переходят на банеры…
Как все мы плавно переходим в категорию людей «одной кнопки». Так что вполне логично в этом случае, что Союз писателей России, несмотря на просьбы литераторов к главе Правительства, курирует не Министерство культуры, а Министерство цифрового развития. Курирует в лице замминистра Бэллы Мухарбиевны Черкесовой, которую писатели России за долгое время якобы совместной работы ни разу не видели и не слышали (возможно, по этой причине избранного единогласно на второй срок председателя СПР Николая Фёдоровича Иванова сайт минцифры «Год литературы» назвал «президентом»).
Более известен, точнее – печально известен Владимир Викторович Григорьев, который входит в правление «Ельцин-Центра». Ведь В.В. Григорьев со времен раннего Ельцина не только возглавляет бессменно департамент господдержки периодической печати и книжной индустрии, но и всю литературную деятельность в стране. И благодаря государственному ресурсу издательский картель АСТ все эти годы держит тотальный контроль над литературным рынком, цены на книги растут, а выпуск книг упал в два раза по сравнению с доковидными временами. По плодам их узнаём их…
Светлана Николаевна Макарова-Гриценко, председатель Краснодарской краевой писательской организации, главный редактор газеты «Кубанский писатель», заслуженный деятель искусств Кубани