Спикер ПЦУ «митрополит» Евстратий Зоря заявил, что с переходом Иерусалимской Церкви на новый стиль чудесные явления, которые верующие ежегодно наблюдают в некоторые праздники на Святой Земле, сменят даты согласно новому календарю, сообщает «Союз православных журналистов».
«Бог являет знак своей милости тогда, когда праздник. И когда будут праздновать на 13 дней раньше, то и знаки эти могут явиться во время празднования, а не по цифре на календаре», – написал Зоря в своем Telegram-канале.
При этом он поставил под сомнение действительность таких чудес, как схождение Благодатного огня в Иерусалиме накануне Пасхи, появление облака на горе Фавор в праздник Преображения Господня и поворот реки Иордан вспять на Богоявление.
«Не разбирая даже саму сомнительную достоверность того, что такие "календарные чудеса" действительно происходят (появление облака над горой или изменение течения в реке время от времени возможны где угодно), следует сказать, что даже если бы такое действительно случалось ежегодно в те же самые дни, то не логичнее ли объяснить это тем, что именно в такие дни верующие празднуют? А не наоборот», – рассуждает представитель ПЦУ.
По его словам, «мифология вокруг церемонии Святого света (схождения Благодатного огня – ред.) распространена в значительной степени в Московском Патриархате». «На греческом языке никто не называет огонь Великой субботы благодатным, но [называют] Святым светом, который символизирует свет от Гроба, засиявшего в момент Воскресения Христова. Свет засиял, а не огонь загорелся!» – пишет Зоря.
Он также утверждает, что календарная реформа не коснется даты Пасхи и, соответственно, Великой субботы, так как все Православные Церкви, независимо от календаря, по которому они живут, придерживаются традиционной пасхалии.
По мнению Зори, Иерусалимская Церковь не отказывается от юлианского календаря лишь из-за «статус-кво» – установившего порядка пользования святыми местами.
«Если (когда) Иерусалимский Патриархат примет новоюлианский календарь, как это сделали все соседние Церкви и все Церкви греческой традиции, возникнет проблема изменения статус-кво, когда нужно будет заново определять, когда и как использовать святые места в праздники, которые выпадают одновременно. Изменение статус-кво – это революция. А революции не хочет никто. Потому и календарь остается неизменным», – считает спикер ПЦУ.
Календарные рассуждения самозваного митрополита Зори прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Мнение самозваного митрополита ПЦУ Евстратия Зори не имеет никакой основательности. Интересно, распространяется ли его лёгкость в вопросе о церковном календаре на поздравления, например, президента Зеленского с днём его рождения или старика Байдена с Днём независимости США? И распространяется ли на поздравление Украины с днем незалежности? Ведь тут тоже можно говорить, что один или два дня – какая разница? Третий день пьём за здоровье его американского величества! Только интересно, будет ли Зоря себя так вести в светской ситуации? Кажется, нет. А почему он позволяет себе говорить о таких подвижках в духовных делах?
С чего это вдруг его обуял дух сомнения относительно чудес, происходящих в Иерусалимском Патриархате? Не потому ли, что ему очень выгодно и приятно сомневаться в этих чудесах? В Ветхом и Новом Завете мы видим примеры календарных чудес, когда каждый год Ангел Господень входил в Силоамскую купель и возмущал воду. «Ангел бо Господень на всяко лето схождаше в купель, и возмущаше воду: и иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержим бываше» (Ин. 5:4).
Далее происходили чудесные события и на день освящения Храма в Иерусалиме, который приходился на иудейский праздник и так далее. С чего бы сомневаться в этих чудесах? Конечно, можно и во всём сомневаться, но тогда мы рискуем докатиться до уровня хама-нигилиста вроде отставного диакона Александра Мухина, который писал о «Божественной пиротехнике от министра культуры».
Извините, так можно всё отрицать, при этом стать духом отрицания вроде Мефистофеля, проще говоря – стать бесом.
Господин Зоря сомневается в святости Благодатного огня. Напомню ему, что название Агион Фос как раз и свидетельствует о благодатности. Как известно, святость равна благодатности. И слово Агиос (святой) говорит о благодати, а слова свет и огонь являются в церковном лексиконе часто взаимозаменяемыми. Эти элементарные вещи знает любой семинарист.
Он рассуждает о том, что Иерусалимский Патриархат не перешёл на новый стиль только из-за нежелания чего-либо менять. Но, во-первых, на его месте я не стал бы высказываться за иерусалимских иерархов и верующих. Как говорится, не суди о людях по себе. Если ты конъюнктурщик, то не думай, что и другие такие же.
А, во-вторых, на Иерусалимскую Церковь оказывали и продолжают оказывать сильнейшее давление собратья греки и секулярные силы с целью изменения календаря. Но если иерусалимляне не переходят на другой календарь, то, значит, есть на то духовные причины, в том числе чудесного характера. Однажды побывав в Палестине в святых местах, я понял, что это место действительно святое. И если люди будут молчать, то камни возопиют, поэтому календарные чудеса здесь более, чем возможны.