Слово Божие открывает нам, что грех — не в естестве человека. Бог не сотворил нас грешниками, но Он сотворил нас свободными, даровав нам свободу. Само собой разумеется, ограниченную, то есть не исключающую возможность иного выбора, потому что мы не являемся, как Он, бесконечно совершенными. Первый человек отпал от Бога, и его падение открыло брешь для греха. Мы отпрыски помраченного рода, говорит преподобный Макарий Великий. Однако апостол Павел замечает, что грех первых людей не есть единственная причина наших собственных грехов, но что мы берем на себя этот первородный грех, утверждаем его нашими личными грехами. Он говорит, что смерть перешла во всех человеков, потому что во Адаме все согрешили, устанавливая связь между смертью и грехом.
Слово Божие не просто обозначает реальность физической смерти. Ограниченное существо не может жить бесконечно, если Бог не дарует ему бессмертие. Мы должны понять, что грех — это смерть. И более страшная смерть, чем физическая, потому что грех разрушает в нас жизнь Бога, он подрывает нашу связь с Богом и даже может совсем разорвать ее. И грех — это не просто отступление от закона, утвержденного Богом, как закона, данного богоизбранному народу. Грех есть нечто более глубокое, чем просто нарушение внешнего закона. Он есть отступление от закона нашего существования, от закона, написанного в нашем естестве. Грешить, значит идти против самого себя, разрушать самого себя. И по этой причине, между прочим, грех уподобляется смерти. Не Богу наносит грешник рану, а самому себе и себе подобным. Всякий грех есть нарушение нормальной жизнедеятельности нашего естества, той, которая осуществляется в нас согласно замыслу Божию. И также нарушение подлинных наших отношений с другими людьми.
Что же нам делать с нашими грехами, бесчисленными, как песок морской? Святая Церковь призывает нас к покаянию, ибо благодать Божия несоизмеримо больше, чем наши грехи. Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар. Грех — это то, что по нашему росту, что все-таки имеет конец. Милосердие Божие — по росту Божию, оно не имеет конца. Оно может покрыть и сделать небывшими все грехи, какие только есть, всего множества людей, какие когда-либо жили на земле, если будет покаяние. Если не будет покаяния, всякий наш нераскаянный грех обнаружится смертью, и смертью вечной.
С сегодняшнего дня по милости Божией снова открывается в храмах драгоценная книга «Постная Триодь». И впервые, после того как мы засвидетельствуем наше приобщение Воскресению Христову, звучит «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче». Церковь начинает свой путь к Великому посту. Столь значительно это событие в нашей жизни, что мы должны молитвенно готовиться к нему в течение целого месяца. А покаяние Великого поста будет готовить нас в свою очередь к Страстной седмице, где решается все.
В чем же суть покаяния? Апостол Павел видит в Адаме, родоначальнике человечества, благовещение о приходе в мир Второго Адама, Человека, который возглавит в Себе все человеческие создания и дарует им способность осуществить себя в полноте согласно первоначальному замыслу Божию. Этот человек — Христос, и в этом смысл слов Пилата, которые мы услышим на Страстной седмице, когда он будет представлять иудейским толпам Христа, подвергнутого бичеванию и увенчанного терниями. «Се, Человек», — скажет Пилат. Пилат хотел просто сказать: «Вот человек, которого вы обвиняете, — посмотрите, в каком Он состоянии, неужели вам не жалко Его?» Но через эти слова Пилата Бог говорит о Христе, преданном на страдания и смерть, как о Человеке, в котором каждый человек может стать тем, чем человеческое существо действительно должно быть. Смертью этого Человека духовная смерть, то есть грех, побеждена. И наша физическая смерть также побеждена Его Воскресением. Даром покаяния и причастием Его Пречистому Телу и Крови мы соединяемся с Ним, становясь тем, к чему зовет нас Бог.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
12. Ответ на 11, Сергей:
Это мне необходимо для понимания Причастия - принятия Святых Христовых Таин, во спасение, или же в осуждение? И это как раз прерогатива священства - исследование больной грехами души кающегося. Поэтому священник должен понимать, что берет на себя большую ответственность пред Богом, либо допустить меня до Причастия, либо запретить и назначить мне епитимию. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
11. Ответ на 7, Валерий:
10. Ответ на 9, Валерий:
Но и молчать нельзя, молчанием предается Бог, как учат святые отцы.
Поэтому будем благодарны Богу и редакции РНЛ за то, что дает возможность нам писать.
Все мы немощны, поэтому будем стараться помогать нашим пастырям. Может быть, Бог даст всем нам еще немного времени на покаяние, если увидит, что хоть кто-то об этом еще говорит и хоть кто-то еще старается об этом узнать.
9. Ответ на 8, Виктор : Боже милостив, буди мне грешному. (молитва мытаря)
«В покаянии – вся тайна спасения» - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Если бы так было, то мы бы сейчас жили совсем в другой стране и ситуация в мире была бы совсем иной…Совершенно верно, брат Виктор. Но такие, как Вы, сегодня неугодны церковному начальству. Вы для них смутьян и нарушитель спокойствия. Поэтому враг рода человеческого - дьявол, всячески старается вытравить из сознания большинства русского священства, носителя дара хиротонии, молитву мытаря, в которой заложена вся тайна спасения рода человеческого - сокрушенное сердце. И этот процесс уже не остановить, этот процесс уже необратим. Поменять в одночасье сознание большинства священству просто невозможно, а значит все мы сегодня стоим на пороге смертельной черты апокалипсиса. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
8. Часть 6.
Но, к сожалению, несмотря на заданный важнейший вопрос, ответ на который имеет для всех нас значение, определяющее нашу вечную участь, ответа на него так и не последовало.
Будем ждать и надеяться получить этот ответ в дальнейших проповедях о. Александра.
Потому что без истинного покаяния нам не спастись.
«В покаянии – вся тайна спасения» - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Как бы было хорошо, если бы наши пастыри учили нас покаянию… Как бы мы были им благодарны за этот их великий труд во исполнение заповеди Господа «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, ЕСЛИ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУЗЕЙ СВОИХ»…
Если бы так было, то мы бы сейчас жили совсем в другой стране и ситуация в мире была бы совсем иной…
7.
6. Часть 4.
Такой человек, если и прочитает эту проповедь, то сразу же о ней позабудет, не получив из нее никаких существенных познаний, которые могли бы его направить на реальный путь борьбы со своими грехами и страстями.
Почему бы вместо общих слов о грехе не написать о том, чем различаются грехи между собою по степени их тяжести? Знание этого позволило бы человеку, желающему бороться со своими грехами, обратить особое внимание на грехи смертные, которые имеют особую тяжесть на весах правосудия Божия.
Святые отцы учат о том, что не все грехи одинаковы по степени тяжести.
Есть грехи смертные.
Тяжесть смертных грехов так велика, что даже один нераскаянный грех неизбежно влечет для человека посмертную вечную муку.
Причащение с нераскаянным и непрекращенным смертным грехом для человека будет неизбежно в осуждение и смерть вечную.
Покаяние в смертном грехе признается истинным только тогда, когда смертный грех будет полностью прекращен. Для прощения большинства смертных грехов требуется многолетняя епитимья.
Вот почему нам так важно знать о смертных грехах.
5. Часть 5.
«Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принеся в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение... Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению…
Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: "Есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин.5,16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом… Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой…
Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием... Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения с телом от смертного греха… Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душою нераскаянною».
Каждый из перечисленных святым отцом смертных грехов может иметь разные виды. Например, к убийству помимо собственно умышленного убийства относятся аборты, применение абортивных противозачаточных средств, пособничество в абортах (давали советы сделать это, не препятствовали этому, давали деньги на это и т.п.), выкидыши по вине родителей (от физических нагрузок, от грехов, нехранения здоровья и т.п.), доведение человека до самоубийства или до запоя, в результате которого наступила смерть, смертельные случаи в ДТП и другие случаи причинения смерти по небрежности и даже просто чувство ненависти к какому-либо человеку («ВСЯКИЙ НЕНАВИДЯЩИЙ БРАТА СВОЕГО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕКОУБИЙЦА» (1Ин.3,15).
4. Часть 1.
С приближением Великого поста некоторые пастыри начинают напоминать нам о необходимости покаяния. Хорошо, что остались такие пастыри, которые еще помнят об этом. Но одно дело призывать к покаянию, а совсем другое - учить покаянию.
Не обличает ли вышеприведенная цитата из послания апостола Иакова тех из них, которые на словах призывают людей каяться, молиться, посещать храмы, а на деле ничего не делают для того, чтобы действительно научить людей покаянию?
Покаяние – пища и одежда для души человека. Без покаяния душа обречена на вечную смерть от голода и холода пребывания в аду. Как тело человека нуждается в дневном пропитании, так и душа – в ежедневном пребывании в покаянии. А значит, и учить покаянию своих пасомых пастыри должны ежедневно.
Покаяние начинается с исправления ума. Каноны Церкви предписывают обязательное проведение Оглашения с каждым, желающим принять Крещение. В древней Церкви строго соблюдались эти требования, и длилось Оглашение обычно не менее трех лет, в течение которых проводились ежедневные занятия с оглашаемыми, а в пятый день каждой седмицы епископы и пресвитеры проверяли у людей их знания.
Но нынче каноны Церкви не в почете. Современные крещеные люди принимали и до сих пор принимают это великое и спасительное Таинство Крещения без должного Оглашения, без покаяния в своей греховной жизни. Результат этого – из ста миллионов (примерно) крещеных людей лишь не более 1% относительно регулярно посещают храмы. Остальные крещеные (99 миллионов) ведут языческую жизнь, Церковь им не нужна.
Но и из этого мизерного остатка лишь ничтожная часть людей живут в покаянии, борются со своими страстями, регулярно и достойно приступают к церковным таинствам, изучают евангельские заповеди и стараются жить по ним. Большинство же ведут лишь внешнюю, обрядовую церковную жизнь, которая не исцеляет их души и не может вести людей к спасению, потому что не знают должным образом своей Православной веры и покаяния.
Неужели пастыри всего этого не видят? Неужели их все вполне устраивает? Неужели их не беспокоит вечная участь их духовных чад, которых они родили, совершив над ними таинство Крещения? Неужели у них не возникает вопрос: а где они сейчас? Живут ли они в покаянии по заповедям Евангелия или кто-то из них сбился со спасительного пути и оказался в плену у своих грехов и злых духов?
3. Часть 2.
Пастыри должны постоянно учить людей своей Православной вере – ее догматическому и нравственному преданиям.
Бесполезно просто призывать людей прекратить грешить, потому что люди не знают своих грехов, не видят их. Они не признают грехами те обычные для них занятия, к которым они привыкли. Но нужно конкретно говорить людям об их грехах, разъяснять - что такое грехи, их убийственные последствия для души, рассказывать о примерах различных грехов в их повседневной жизни, о грехах смертных, степени их тяжести, откуда и почему они рождаются, как правильно в них каяться, научить правильной борьбе с грехами и страстями.
Нужно учить людей первым правильным проявлениям покаяния в человеке – страху Божию, сокрушению сердца, плачу о своих греховности и погибели, нищете духа.
Нужно учить людей заповедям Евангелия, по которым все мы будем судимы на Страшном Суде и их правильному исполнению.
Нужно учить людей правильному отношению к Таинствам, особенно к Исповеди и Причастию.
Нужно учить людей правильной молитве и правильному отношению к посту.
И многим другим необходимым элементам покаяния пастыри должны постоянно учить своих прихожан.
А пока даже те мизерные остатки крещеных людей, которые еще посещают храмы, остаются ненаученными покаянию и погибают в своем неведении и греховности. О Вере и покаянии каждый думает по-своему, каждая овца бредет в свою сторону и никто ее не останавливает, никто о ней не заботится.
Результат – в современной Церкви почти не осталось спасающихся.
Следствие этого – всем известные современные попущения Божии.
Трудно будет пастырям оправдаться на Суде.
«КТО́ ЖЕ ВЕРНЫЙ И БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАБ, КОТОРОГО ГОСПОДИН ЕГО ПОСТАВИЛ НАД СЛУГАМИ СВОИМИ, ЧТОБЫ ДАВАТЬ ИМ ПИЩУ ВО ВРЕМЯ? БЛАЖЕН ТОТ РАБ, КОТОРОГО ГОСПОДИН ЕГО, ПРИДЯ, НАЙДЕТ ПОСТУПАЮЩИМ ТАК; ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО НАД ВСЕМ ИМЕНИЕМ СВОИМ ПОСТАВИТ ЕГО. ЕСЛИ ЖЕ РАБ ТОТ, БУДУЧИ ЗОЛ, СКАЖЕТ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: НЕ СКОРО ПРИДЕТ ГОСПОДИН МОЙ, И НАЧНЕТ БИТЬ ТОВАРИЩЕЙ СВОИХ И ЕСТЬ И ПИТЬ С ПЬЯНИЦАМИ, - ТО ПРИДЕТ ГОСПОДИН РАБА ТОГО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ОН НЕ ОЖИДАЕТ, И В ЧАС, В КОТОРЫЙ НЕ ДУМАЕТ, И РАССЕЧЕТ ЕГО, И ПОДВЕРГНЕТ ЕГО ОДНОЙ УЧАСТИ С ЛИЦЕМЕРАМИ; ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ» (Мф.24,45-51).
Остались ли еще такие пастыри, которые вовремя дают вверенным им овцам Христовым пищу для их ПОКАЯНИЯ?