Феномен русской культуры

Об «Антологии стояния Донбасса»

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская цивилизация 
0
649
Время на чтение 13 минут
Фото: предоставлено автором

Знаковым, выдающимся событием в современной литературной жизни стал выход сборника «Антология стояния Донбасса», автором идеи и составителем которого стала главный редактор журнала «Берега» Лидия Довыденко, человек широко известный всей читающей России. Не случайно было выбрано и место для презентации «Антологии…» 24 января сего года – это Семёновский полк на улице Большая Серпуховская, 35, стр. 1. По словам Лидии Владимировны, «долгожданное мероприятие прошло отлично, писатели приехали. Выступали, как могли, все было красиво и душевно. В зале было шестьсот человек воинов».

В «Аннотации» Лидия Владимировна поделилась с читателями своим замыслом: «В сборник вошли произведения членов Союза писателей России и писателей Донбасса, созданные за последние восемь лет, включённые в рубрику “Берега Новороссии” литературного журнала “Берега”. “Антология стояния Донбасса” – феномен русской культуры первой четверти XXI века, так как это произведения на кровоточащую тему, раскрывающие правду борьбы за справедливость, энергию русского духа, величие и гармонию русской души».

Раздел «Проза» открыл Николай Иванов, председатель Союза писателей России, былиной нашего времени под названием «Саур-Могила. Песнь». По жанру – это героический эпос, перекличка времён и эпох, подвигов времён Великой Отечественной войны и битвы за Донбасс летом 2014 года. Особый художественный смысл приобрело здесь слово «высота». Это и высота легендарного кургана под триста метров над уровнем ближайшего Азовского моря, и высота подвига пехотинцев, на смерть стоявших на кургане в 1943-м, и духовная высота жителей шахтёрского края, что ни в какие времена «не гнал порожняк». В трагическом 2014-м казалось, что все четыре пилона на Саур-Могиле, олицетворяющие пехотинцев, танкистов, артиллеристов и лётчиков, вступили в непримиримую схватку с неофашистами, были разрушены, но не сдались врагам, как и воин-освободитель на вершине кургана: «Саур-Могила в руинах, но у остатков пилонов вновь высаживаются тюльпаны… Правда нынешней не объявленной войны на Донбассе – это в том числе и простреленный сапог с обрубком ноги чуть ниже колена – единственное, что осталось от центрального монумента. Хотя нет, из-под рухнувшей стелы виден сжатый бронзовый кулак солдата». И этот сжатый бронзовый кулак – символ грядущей Победы.

В доверительном разговорном общении с читателями создан рассказ Лидии Довыденко «Август 2022-го». Он всецело построен на приёме резкого контраста, антитезы между подлинными героями Донбасса и теми внутренними врагами, кто в погоне за наживой готовы лишить ополченцев всего самого необходимого – от оружия и боеприпасов до обмундирования.

В системе образов русскому Рэмбо – Леониду Тимофееву, 59-летнему ветерану войны в Донбассе – противопоставлен его антагонист полковник Суковатый по кличке «Скунс», берущий на войне всё для себя, как и укрофашисты. Конфликт приобрёл особо острый, непримиримый характер, повествование перемещается то в Калининград, то в Луганск, то в места ожесточённых военных действий. В финале внимание читателей приковано к женским образам луганчанок и дончанок и к памяти полковника ДНР Ольги Корса, которой «приходилось решать невыполнимые, казалось бы, задания. В ее дивизионе сто сорок артиллеристов, сотни бойцов она воспитала, научила действовать в боевых условиях... В 2022 году она погибла от рук укров. Награждена Георгиевским крестом II степени и многими другими орденами и медалями ДНР. Вечная, светлая память!».

Философский рассказ Виталия Даренского «Счастливые дни» – это пропущенные сквозь душу и сердце повествователя события войны в Донбассе – от киевского майдана 2014-го до общенародного голосования второго ноября 2022-го о вхождении Луганской Народной республики в состав России. Автором обыграно латинское слово bellum, означающее одновременное и войну, и совокупность всех самых лучших качеств – «милое, приятное, прекрасное, веселое, бодрое, здоровое». Перед лицом самого главного – вхождения ЛНР в родную российскую гавань – меркнет всё остальное, а пережитые дни страданий и мучений, риска и неопределённости названы счастливыми.

Проблема выживания и всех тягот, выпавших на долю пожилых людей и стариков Донбасса, нашла своё воплощение в ряде произведений. Герой рассказа Елены Дубровиной «Батюшка из Луганска», потеряв дом и имущество, обрёл себя в новой жизни в России, но постоянно жил воспоминаниями о войне, окормляя, утешая своих прихожан и молясь за них. В моём повествовании «День пенсии» сфокусирован один день из жизни Натальи Павловны, проработавшей многие годы мастером по укладке асфальта в Луганске. Казалось бы, день получения более чем скудной пенсии радостен для пожилой женщины вниманием и заботой двух её невесток, но в памяти постоянно всплывают все ужасы лета 2014 года. Героиня рассказа выживает в надежде на мир и лучшую жизнь.

В дилогии Ирины Горбань «Червивое яблоко» представлено несколько поколений семьи с разными судьбами отцов и детей. Дед Юран, бывший разведчик, учит правде и мужеству внука Кольку. Позже, в разгар боёв 2014 года, седой дед Николай, воевавший в ополчении, неожиданно встречается в больничной палате с внуком Сергеем, потерявшем обе ноги в битве под Иловайском, но не потерявшем веры в победу. Рассказ основан на притче о червивых яблоках, о червях, поразивших многие плоды в донбасских садах. В притчевой, иносказательной манере дан образ Андрея, брата Сергея, поражённого червоточиной предательства, вступившего в ряды ВСУ: «Всё в жизни повторяется: предательство, фашизм, слёзы, страх, подвиг. И червивые яблоки...».

В ряду произведений о старости рассказ Юрия Хоба «Спаси и сохрани» запоминается необыкновенной художественной выразительностью и трагизмом ситуации. Его герои, старая супружеская чета, бабка Серафима и дед Михей, живя под обстрелами в своём старом доме, продолжают ежедневно трудиться, при этом трогательно заботятся друг о друге. Привлекает языковое мастерство автора и его пристальное внимание к деталям быта. Старик с его постоянной присказкой «тюрики-макарики» забинтовал мешковиной ствол яблоньки, пострадавшей в огороде от вражеской мины, и мастерит бабке эвакуатор: «Для этого приспособил к садовой тачке старое кресло и хорошенько смазал солидолом ручную лебёдку. Остались мелочи, устранение которых позволит забыть о взятой в гипс бабкиной ноге и собственной грыже». Под стать труженику-мужу и бабка Серафима: забыв про костыли, она чистит картошку да латает одежду деда, думая о спасённой яблоньке, что весной порадует их цветением, а к концу лета – сладкими спелыми плодами.

Финал, очередной прилёт мины, потрясающе лаконичен: внезапная смерть старика предстала во всём ужасе пред глазами его жены, с трудом доковылявшей до выбитой двери: «Какой резон окликать человека, если на крылечке вперемешку с кирпичным крошевом и щепками валяются обрывки полушубка?». Подобная страшная участь настигла многих стариков в Донбассе, ставших жертвами вражеских обстрелов.

Талантливо написан и по-своему примечателен рассказ Ивана Донецкого «Киса», героиней которого стала четырёхцветная кошечка, взятая в двухтысячном году в семью повествователя по горячей просьбе младшей дочери. Образ Кисы, аккуратной и неприхотливой, создан в лучших традициях отечественной анималистики, литературы о животных. В основе повествования чередование драматических эпизодов – постоянных обстрелов Донецка, выматывающих душу ненужных проверок на работе – и лирических, светлых моментов, связанных с заботой о Кисе, ставшей членом семьи. Лечение тяжёло заболевшей кошечки – одна из центральных сцен рассказа: «Я хотел дотянуть её до возвращения старшей дочери, каждый звонок которой не обходился без вопроса: "Как Киса?" Она постоянно просила прислать во Францию фото – не мамы, не сестры, не моё, – а Кисы. Нам – соборы Европы, мы – фото донецкой кошки, обычной, беспородной, жёлто-бело-серо-чёрной, без которой Европа для молодой женщины была пуста».

Кошечка спокойно и терпеливо переживала обстрелы 2014 года и последующих лет, помогала всей семье отвлечься от невесёлых дум, а дожив – по кошачьим меркам – до глубокой старости, тихо и мужественно умирала: «Заворачиваю Кису в наволочку, выбираю красивый полиэтиленовый кулёк с красными розами и, думая: "Она не говорила мне глупых, обидных слов… не пыталась обмануть … я многому научился у неё… часть мудрой природы жила со мной шестнадцать лет…"».

В разнообразной творческой манере представлена вся проза сборника. Если рассказ Андрея Авраменкова «Оля и снаряд» сугубо реалистичен, то «Новороссия гроз. Новороссия грёз» Елены Заславской подчёркнуто фантасмагорична. «Бабушка-Украина» Марины Бережневой – это поэтика воспоминаний о бывшей сельской Украине. О бабушкиных вкуснейших борщах, варениках и прочей домашней снеди, о купаниях в речке да радостях детства. Всё минувшее ныне кануло в струи Леты, но будит в душе героини добрые чувства. «Небратья» Юрия Ковальчука перекликаются сюжетно с червивыми яблоками в притче Ирины Горбань.

Обширный раздел «Поэзия» всецело основан на аллегориях, ассоциациях, ярких сравнениях и метафорах, на неразрывной связи времён от античности до современности. На суд читателей представлены стихи о подвигах былинных богатырей, князя Игоря, Александра Невского, героев Великой Отечественной войны и героев нынешней специальной операции на Украине. Характерно, что раздел открывается поэтической подборкой Андрея Шацкова, в которой символично стихотворение «НОЯБРЬ ZZ»:

Такая случилась забота,

Такая случилась беда,

Что снова уходит пехота

В метели, в туман, в никуда…

Поэт, прозаик и публицист Алексей Полубота, неоднократно побывавший в Донбассе, стал организатором ряда литературно-гуманитарных акций в поддержку восставшего шахтёрского края, посвятил ему циклы стихов «На жгучих полях Новороссии», «Победить беду». Его «Песня ополченца» густо насыщена ёмкими художественными деталями в традициях Андрея Вознесенского: «Эта Горловка – нож у горла мне». «Здесь от грохота стены охали, а на окнах здесь – всё кресты». Горечью и верой в победу над внутренним и внешним врагом пронизано стихотворение «К шестилетию войны против Русского Донбасса»:

И растёт над Русским миром ропот:

«Царь торгует газом на костях»…

Но однажды, верим мы, — взовьётся

Над Россией Огнеликий стяг,

И в предсмертном вое содрогнётся

Нас терзавший беспощадный враг!

Неотъемлемой частью поэтического раздела стала православная символика, вера в Божью помощь, в знамя с ликом Нерукотворного Спаса, под которым веками побеждали врагов русские воины. Таково стихотворение Елены Заславской «Русский Ренессанс»:

Пусть труден будет этот путь, но торен.

Минувших дней бессмертные герои,

И наших дней бессмертные герои,

Вздымают в высь Нерукотворный Спас!

«Донбасские сказки» Марины Бережневой – это страшные сказки и пронзительные строки о погибших под обстрелами детях. В разделе немало стихотворений в прозе, и каждое из них по-своему впечатляюще, как строки Светланы Леонтовой. Стих Григория Блехмана «С февраля 2022 года»: «Россия вспряла ото сна, от восьмилетней вялой спячки» перекликается идейно и тематически с пушкинским посланием «К Чаадаеву».

Известного поэта и барда Донецка Владимира Скобцова Юнна Мориц назвала «легендарным Орфеем Донбасса» в предисловии к его книге «Непокорённый». Мужеством, волей и верой в Победу пронизаны все его строки, особенно стихотворение «НЕ ИЗМЕНИ»:

В который век в рассветной мгле

Тебя сирены вой разбудит,

Не измени своей земле,

А остальное – будь, что будет…

Когда страна твоя в огне,

И слёзы горя не остудят,

Не измени своей земле,

А остальное – будь, что будет.

Талантливы стихи Владимира Макаренкова, посвященные проблеме выбора и совести. В поэзии Елены Александренко образно противопоставлены война и весеннее пробуждение природы. Впечатляют «Стихи о военной Горловке» Александра Савенкова и стих «Не говори со мной о войне» Ивана Черняева. Запоминаются строки Людмилы Гонтаревой «Бог призвал к себе солдата» и Светланы Сеничкиной «В то странное, безумное лето…». Надолго остаётся в памяти «Открытая рана» Елизаветы Хаплановой. Невозможно подробно сказать о всех стихах сборника, но всех их авторов объединила любовь к Донбассу и вера в победу героических его жителей над вторгшимися на их землю врагами.

Не менее интересен и ярок третий раздел сборника «Публицистика и критика», побуждающий вспомнить актуальные слова Владимира Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо!» и публицистику времён Великой Отечественной войны, особенно Константина Симонова и Ильи Эренбурга. Раздел открывается очерком Светланы Савицкой «Благословение мудрых», где речь идёт о символике буквы Z и о глубинных смыслах многих русских слов: «Ведь мы получили БЛАГОСЛОВЕНИЕ МУДРЫХ еще 7 тысяч лет назад, когда учили клятву – она же наша всеславянская простая детская АзБука! И буква Зело в ней ключевая, поворотная!».

Философский очерк Сергея Прасолова «Мир постправды: технологии разрушения разума» на ряде примеров раскрывает читателям одну из самых злободневных проблем современности – манипуляцию сознанием как отдельных людей, так и человеческих масс. При постижении двух полюсов – правды и обмана, лжи – велика роль эмоций и личных убеждений человека: «Проблема только в том, что потерпевший поражение разум сегодня стал в умелых руках изощрённой, претендующей на разумность и даже научность технологией абсолютного разрушения разума и расчеловечивания человека».

Наглядный тому пример – события на Украине, начиная с майдана 2014 года, информационное оболванивание народного сознания.

Особенно приятно видеть среди авторов публицистического раздела имя Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, потомственного аристократа, чья душа и сердце, по-прежнему, остаются вместе с Россией. В своём письме к Лидии Довыденко под названием «Русофобия в разгаре» он поделился мыслями о трагедии Украины: «Украина – страна, которая была самой богатой республикой СССР, но которую украинско-еврейские олигархи разорили до грани банкротства. Ныне это страна, которая продолжает пилить дотации, переводимые в бюджет Украины от США и от Евросоюза». В его письме прозвучала глубокая озабоченность русофобской политикой Украины и Запада и сложностями налаживания их будущих отношений с Россией.

«Хроника боли и надежды» Галины Канецкой – цикл ёмких, лаконичных, талантливых зарисовок о сути происходящего на Украине, о поляризации взглядов и мнений на происходящие на наших глазах события. В зарисовке «Такая же боль» Галина цитирует стихотворение известного барда Александра Розенбаума:

Мне про обстрелы пишут с двух сторон.

Прошу – Не лезьте в душу, Бога ради!

Простёр ко мне из ямы руки мой

Фашистами убитый прадед…

Определиться? Да я давно определён –

Я дома. Я в России. В Ленинграде.

Своего рода энциклопедией стала рукопись Валерия Громака «Украина: НАТО и культ палачей», человека, ставшего «иноземцем» на Украине. Автор объехал её города – Киев, Мариуполь, Львов – с начала противостояния Неньки с Россией, позже побывал в Донецке и Ростове-на-Дону, делясь с читателями живыми впечатлениями. Рукопись – это воспоминания о советском прошлом Украины, о встречах с друзьями и противниками, военнослужащими ВСУ, мнение которых приводит Валерий Громак: «Военный конфликт – прибыль для определённой группы лиц. И деньги немалые». По убеждению автора, наркомания, коррупция, культ палачей и фальсификация истории захлестнули Украину: «Президент Зеленский сейчас сам на стороне тех, против кого воевал его дед. Это предательство, как и запрет на использование символа Великой Победы, говорит о том, что на Украине последовательно проводится фашизация общества».

Девять лет войны в Донбассе, длящейся дольше, чем Великая Отечественная, закономерно вызвали мощный подъём литературы и культуры как противостояние разрушению, как веру в победу над силами зла и тьмы. Очерк луганского культуролога Нины Ищенко «"Русский Лавкрафт": Ледяной поход по зимнему Донбассу» посвящён проблеме культурной памяти, включающей в себя всё пространство не только отечественной, но мировой культуры. Героем очерк стал поэт и переводчик Александр Сигида-сын, ныне воюющий в ДНР. Автор особо отмечает, что «в стихотворении "Русский Лавкрафт" ставится и решается проблема жизненного выбора поэта на войне».

Особенно светлым душевным настроем выделяется очерк известного луганского писателя, публициста и литературного критика Андрея Чернова «Бумажный самолёт из огненного Донбасса», посвящённый анализу сборника стихов Елены Заславской. Извечные темы любви и разлуки, женской тревоги за судьбу любимого человека перекликаются с плачем Ярославны из «Слова о полку Игореве», а лейтмотивом сборника становится вдохновляющее на подвиги Слово:

Но на устах остаются и

Не забываются

Вкус поцелуя

И вечное чудо кириллицы…

Привлекательно для читателей резюме литературного критика: «Стихотворения сборника по-настоящему проникнуты светлым оптимизмом, радостью переживаемого счастья. …А "Бумажный самолёт" Елены Заславской преодолевает границы между параллельными вселенными».

«Антология стояния Донбасса», изданная ИД «Академия Жуковского» (Москва, 2022), с фотографиями Лидии Довыденко и Алексея Полуботы, прочно вписалась в недавно учреждённый Культурный фронт России, цель которого – объединить и поддержать деятелей культуры и просвещения, оказывать духовно-нравственную поддержку защитникам Отечества и их семьям, вернуть подлинную культуру в повседневную жизнь общества. Несомненно, что сборник в ближайшее время попадёт в библиотеки Донбасса, станет учебным пособием по патриотическому воспитанию молодёжи. Хочется от души выразить искреннюю благодарность его создателю Лидии Владимировне Довыденко и всем авторам замечательного сборника.

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
«Мастера семейного счастья»
Седьмой районный фестиваль отцов – укрепление семейных традиций
15.07.2024
Наш проект стартовал
Вышла книга «Нелёгкие и удивительные судьбы староверов»
15.05.2024
Мариино стояние – испытание веры и воли
Репортаж со службы в староверческом храме
22.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Освободительный поход Русской армии на Украину
Русь, не убивай себя на радость злых врагов!
Новый духовный стих митрополита Вениамина (Пушкаря)
22.07.2024
«Этот крест олицетворяет божественную защиту мирных жителей Донбасса»
Чудо защитило казаков при установке первого казачьего поклонного креста в зоне СВО
19.07.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Русские песни
У традиционных народников есть молодое и весьма деятельное продолжение
22.07.2024
Куда мы идём?
Вспомним опыт Золотой Орды: без православия русские просто не выживут
19.07.2024
Имперский военный социализм в российской перспективе
Стране потребны путеводный православно-имперский курс и полноценная всеобъемлющая стратегия национального развития
18.07.2024
О будущем СВО, поездках с детьми на Донбасс
и почему боится Мизулину
17.07.2024
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Кодекс патриота России
12.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русские песни
Новый комментарий от Наблюдатель
22.07.2024 07:12
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от учитель
22.07.2024 06:07
Большие раздоры. У каждого свой Ильин
Новый комментарий от Алёша
22.07.2024 03:24
Порядок восстановления монархии по закону
Новый комментарий от учитель
21.07.2024 21:29
Наказание за героизм
Новый комментарий от Человек
21.07.2024 18:25
Орбан разоблачает миграцию
Новый комментарий от Агафон
21.07.2024 18:01