В субботу, 21 января, лидер правоэкстремистской партии Швеции «Жёсткий курс» Расмус Палудан перед посольством Турции в Стокгольме совершил публичное сожжение Корана, сообщает ТАСС.
В своей речи он критиковал НАТО, Турцию и турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, а также продемонстрировал карикатуру на пророка Мухаммеда.
Несколько арабских стран и организаций – Лига арабских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Организация исламского сотрудничества, а также крупнейший в мире исламский университет «Аль-Азхар» выступили с осуждением сожжения копии священной для мусульман книги. С осуждением выступили также внешнеполитические ведомства Бахрейна, Египта, Ирака, ОАЭ, Саудовской Аравии и других арабских стран.
В ответ на сожжение Корана в воскресенье, 22 января, в Стокгольме прошла акция протеста перед посольством Швеции в Анкаре, передает корреспондент РИА Новости.
Акция организована Турецким молодежным фондом TÜGVA. Участники скандировали мусумальснкие лозунги.
«Сожжение священной для мусульман книги – Корана в Стокгольме является сатанизмом, власти Швеции должны решительно отреагировать на этот акт исламофобии и призвать к ответу тех, кто в нем участвовал», – сказал ТАСС заместитель председателя Духовного управления мусульман России (ДУМ РФ) муфтий Рушан Аббясов.
Он отметил, что поступок шведских радикалов свидетельствует об их «ментальной ущербности и бездуховности». «Вместо того, чтобы выразить свою точку зрения цивилизованным способом, они скатились до такого отвратительного действия, задевающего чувства мусульман всего мира», - добавил замглавы ДУМ РФ.
Президиум Духовного управления мусульман Российской Федерации выразил «крайнее осуждение акту варварства», сообщает РИА Новости.
«Намерения организаторов этого действа прозрачны и представляют собой попытку политической мобилизации определенных групп людей через разжигание костров межрелигиозной ненависти... Мы призываем наших братьев по вере и всех сочувствующих людей доброй воли проявить мудрость и не идти на поводу у провокаторов», - говорится в сообщении в телеграм-канале ДУМ РФ.
В ДУМ РФ выразили недоумение мотивацией госслужащих, выдавших разрешение на акцию вандализма, назвав это «попыткой уйти от ответственности под предлогом нигилистического отношения государства к культурным и этическим ценностям».
«Такое отношение официальных лиц должно, в первую очередь, попасть под огонь критики политических акционистов. А в случае, если цели акции совпадают с настроением санкционировавших её официальных лиц, ничего другого, кроме распространения в европейском обществе вражды и ненависти, ждать не приходится. Методичное поджигание общественной морали вероятнее всего обернется пожаром», - заключили в ДУМ.
Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале подверг жесткой критике Расмуса Палудана, передаёт ТАСС.
«В шведском Стокгольме какая-то мразь, являющаяся по совместительству лидером датской сатанистской партии, сожгла перед посольством Турции священный Коран. Это порождение геенны таким образом выразило протест официальной Анкаре, которая голосует против вступления Швеции в НАТО», - заявил Кадыров.
Он выразил убеждение, что акция была не только согласована властями Стокгольма, но также «одобрена и проплачена политическими силами».
В этом контексте события глава Чечни отметил отсутствие какой-либо реакции на сожжение священной книги мусульман со стороны проживающих в Европе оппозиционно настроенных чеченцев. «Они обожают мужественно бить себя в грудь, чтобы угодить приютившим их хозяевам, но глубоко прячут свою смелость и языки, если речь идет о Европе. Понимают же бедолаги, что пинками вылетят с насиженных мест, если раскроют свои дармоедские рты. Но ведь любят при этом долго рассуждать про необходимость сражаться за веру, за умму, за истину, за святые ценности», - написал Кадыров.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал сожжение Корана «актом недопустимого вандализма», добавив, что нельзя в политической борьбе переходить границы человечности, передаёт РИА Новости.
«Сожжение Корана в Швеции у посольства Турции - акт недопустимого вандализма. Нельзя плевать в то, что свято для другого человека. Нельзя в политической борьбе переходить границы человечности и оскорблять религиозные святыни», - написал Легойда в Telegram-канале.
В свою очередь сенатор Алексей Пушков считает, что единственным серьезным ответом Турции на недружественные действия Швеции могла бы быть блокировка вступления этой страны в НАТО, передаёт РИА Новости.
«Турция сейчас проходит испытание, тест на восприятие себя в мире в качестве важной и, самое главное, автономной политической силы. Если все ограничится акциями с сожжением шведских флагов, возмущенными заявлениями МИД Турции и угрозами в адрес Швеции со стороны турецких парламентариев, а также "грозными" обещаниями затруднить жизнь Швеции в будущем, то будет ясно, что Швеция победила. Единственным ответом, подтверждающим серьезность намерений Турции, стала бы блокировка вступления Швеции в НАТО. Все остальное – пиар игры, не имеющие отношения к реальной политике и в любом случае оставляющие Турцию "с носом"», – написал Пушков в Telegram.
Он отметил, что Турции был бы выгоден вариант «с торгом в виде получения от США "компенсаций", а именно поставок новейших военных самолетов, чего давно добивалась Анкара».
Однако это не исправило бы ущерб образу Турции, считает сенатор.
В турецком МИД заявили, что сожжение Корана в Стокгольме свидетельствует об уровне исламофобии, расизма и дискриминации в Европе. Также в субботу министр обороны Турции Хулуси Акар сообщил, что визит главы минобороны Швеции Пола Йонсона в страну 27 января отменён, так как «в нем уже нет смысла». Глава МО Швеции планировал обсудить в Анкаре заявку Стокгольма на членство в НАТО, которую Турция до сих пор не ратифицировала.
Тем временем сам Расмус Палудан заявил, что не ожидал такой бурной общественной реакции на акт сжигания Корана перед посольством Турции в Стокгольме, добавив, что не сожалеет о проведенной акции.
«Я думал, что выразил свое отношение к Турции, и дело с концом. Но все оказалось иначе, - заявил он в интервью газете Expressen. - О, нет, я не сожалею, я сделал это, потому что я думаю, что были важные политические причины».