Заканчивается год 350-летия со дня рождения основателя Санкт-Петербурга, первого Императора России, давно названного Петром Великим. Мыслящие люди прекрасно понимают несомненное величие и достижения этого монарха, который «поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы» (историк Н.М. Карамзин). Но также не забывают и «весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием на потомстве» (историк Н.И. Костомаров). Люди, не склонные к системному и тщательному размышлению, к сожалению, способны или только возвеличивать и прославлять или лишь принижать и очернять. Увы, это свойственно и целому ряду наших монархистов. А ведь преподобный Антоний Великий недаром обращал наше внимание на то, что рассудительность является важнейшей добродетелью.
Недавно мы с женой заглянули на Заячий остров, в Петропавловскую крепость, где многое вызывает у нас постоянный интерес: от Петропавловского собора с его потрясающей музыкальной колокольней, с ангелом на шпиле и усыпальницей русских Царей – до громадных забавных скульптурных зайцев, появившихся здесь не так давно. Однако есть в Петропавловской крепости и предмет, всегда вызывающий у нас неприятное впечатление и даже возмущение. Это пресловутый «памятник Петру Великому» (так и пишется во всевозможных печатных источниках) работы «советского, французского, американского и российского художника» Михаила Шемякина (как сообщают о нем различные справочные и биографические материалы). По сути «памятник» находится напротив усыпальницы, где покоится как раз у ближней стены прах Петра Великого. «Памятник» - это странное уродливое существо с очень маленькой лысой головой, выпученными бессмысленными глазами и какими-то длиннющими пальцами рук, похожих на громадных пауков, лежащих на подлокотниках кресла. Очень хотелось бы знать, какой мотивацией руководствовался и какие задачи ставил перед собой автор этой скульптуры.
Почему-то в публикациях о скульпторе Шемякине и его работе всё время толкуют только об анатомии Петра Первого: сам двухметровый, а голова, мол, была маленькая и ступни ног маленькие, 38-ого размера (и кто же замерял?) и плечи узкие и т. д. Про его деяния и победы, мысли и высказывания нет речи вовсе. Получается, что «памятник» делался телу Императора, а не его личности, при этом и тело Царя было зло окарикатурено. Например, туловище Шемякиным было в полтора раза увеличено, а голова осталась такой же, то есть стала ещё меньше по сравнению с телом. Над своим «шедевром» Шемякин трудился, проживая в США , аж 8 лет (!), и подарил его нашему городу. На специальной табличке есть надпись: «Основателю великого града Российского Императору Петру I от итальянского скульптора Карло Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина. Отлито в Америке». В общем, Михаил Михайлович подстраховался, взяв в соавторы отца великого петербургского архитектора Ф.Б. Растрелли скульптора Карло Растрелли с его «восковой персоной». Сначала свою скульптуру автор предлагал различным петербургским музеям, но те вежливо отказывались. Однако вопрос одним махом решил мэр города А. Собчак, и «памятник» оказался в Петропавловской крепости, где был открыт 7 июня 1991 г. Петербуржцы были так шокированы, что к нему пришлось ставить охрану, дабы его не повредили. Отзывы о «памятнике» содержали и содержат чаще всего такие оценки: «карикатура», «пародия», «отвратительно», «диверсия», «убожество», «позор скульптору», «просто жесть», «ужасно», «стыдно», «уберите это позорище!» и т.п. Автор этой статьи тогда тоже возмущался и писал в городские газеты, но ничего не опубликовали. «Окно Овертона» уже действовало в стране. Люди постепенно привыкали и к этому поруганию нашей истории и, вообще, к русофобии.
И вот мы с женой видим, что «монумент» на месте, у него всё такая же головка дегенерата-микроцефала и такие же паучьи руки, и что все его выпуклые места натерты до блеска, и это натирание уже превратилось в ритуал, как и у скульптуры Остапа Бендера в центре города. И за 31 год никакие монархисты не устроили никаких протестов против оскорбления великого монарха. Зато в этот год 350-летия они восторженно выступают на всяких форумах и конференциях, говоря о Петре Первом уже как об оболганном реакционерами Императоре, почти как о святом, забыв его западничество и уничтожение патриаршества, «кровавые расправы» (Н.И. Костомаров). Впрочем, и все мы – интеллигенты и государстенники-патриоты – также смирились и проглотили явное издевательство и насмешку над великим русским Государем, то есть, проявив равнодушие к явно антирусской, антироссийской акции, которую профессионально провёл человек с военизированным имиджем: в фуражке американского солдата, в чёрной рубашке с закатанными рукавами, в высоких немецких сапогах, мастер маркетинга и пиара. Впрочем, всё-таки депутат ЗАКСа Евгений Марченко в ноябре 2020 г. предлагал убрать шемякинский «памятник» Петру Первому после обращения к нему экскурсовода, кандидата искусствоведения Веры Смирновой, которая знала мнения людей из разных регионов России о творении Шемякина.
Увы, ничего не изменилось. Либералы-западники в российской культуре по-прежнему правят бал. А Михаил Михайлович в интервью всегда говорит, что любит русский народ. Правда, его также пугает «квасной патриотизм» и дебилизация народа. Однако то, что он занимается тем же самым, Михаил Шемякин не замечает. Насколько он не понимает Россию и её культуру, не трудно убедиться, посмотрев его иллюстрации к произведениям русских писателей (Достоевского, Александра Блока и др.). Это сплошная «гофманиада» и ничего русского. Всё его искусство – это иллюстрации к фантазиям Эрнста Теодора Амадея Гофмана. А «памятнику» Петру Первому – адекватное место в одном из петербургских негосударственных музеев современного постмодернистского искусства и только там. Это будет справедливо.
Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, действительный член Петровской академии наук и искусств
4. Ответ на 3, Потомок подданных Императора Николая II:
3. Ответ на 2, Серёга Чудиса:
2. Дело было в шляпе
1. 1