Издание Project Syndicate выразило озабоченность далекоидущими амбициями Поднебесной в области права. Недавний доклад неправительственной организации Safeguard Defenders, в котором сообщалось о существовании «секретных отделений китайской полиции» в городах по всему миру, включая Нью-Йорк, спровоцировало начало расследований в нескольких европейских странах и привлекло внимание ФБР. Как считают журналисты, эти расследования иллюстрируют неподготовленность западных демократий к росту международного влияния Китая.
По мнению Project Syndicate, «стремясь выглядеть "жёсткими по отношению Китаю", западные СМИ и государственные чиновники показали свою неспособность (и, наверное, нежелание) дать верную оценку докладу Safeguard Defenders, который страдает от ошибок при переводе и от непонимания китайских и международных правовых норм. Рост силы Китая требует тщательных технических дискуссий и выработки стратегии, а не грубых популистских призывов».
PS также отмечает, что с тех пор как Китай превратился в глобальную экономическую и политическую державу, он сосредоточился на формировании международных норм и институтов. Более того, в последние годы китайское руководство сделало экстерриториальную юрисдикцию одним из национальных приоритетов, включив в законодательство страны положения, которые призваны расширить его действие за пределы китайских границ. Однако экстерриториальное влияние Китая является естественным следствием его возросших экономических и политических взаимосвязей с остальным миром.
Поскольку китайское влияние возросло, власти Китая и остальных стран обязаны определиться: можно ли согласовать китайское право с западными правовыми системами, и как это сделать. Уголовное судопроизводство – это небольшой, но показательный пример. Китай всё более настойчиво добивается репатриации лиц, подозреваемых в уголовных преступлениях и бежавших от правосудия. Его внимание в первую очередь сосредоточено на делах, вызывающих большую озабоченность у китайского общества, например, на делах онлайн-мошенников, выбравших своей мишенью Китай, или делах коррумпированных местных чиновников, сбежавших за границу. Преследование подобных уголовников и возврат украденных ими активов считается важнейшим компонентом профилактики преступности и демонстрацией легитимности государства перед китайскими гражданами, доказывая способность этого государства защищать их интересы повсюду в мире.
PS отмечает: «…Китай изучил и во многом скопировал практику, существующую у традиционных держав, в частности, США. Китай использует различные методы применения китайского права за рубежом. В их числе экстрадиция и официальное международное сотрудничество, осуществление давления с помощью ареста имущества подозреваемых лиц внутри страны, обещание снисхождения тем, кто возвращается добровольно».
Ещё одной особенностью Китая Project Syndicate называют верховенство КПК (Коммунистической партии Китая) над всеми правовыми институтами. «В Китае руководство страной КПК считается "сущностной особенностью и неотъемлемым требованием" в "социалистическом правовом государстве с китайской спецификой". В контексте китайского коммунизма законы – это в первую очередь инструмент поддержания внутренней стабильности и власти КПК. Более того, КПК отвергает институциональные сдержки исполнительной власти, такие как конституционализм, разделение ветвей власти, независимость судов. Они считаются "ошибочными западными концепциями". Возникает вопрос: может ли такая правовая система гарантировать базовую справедливость и уменьшить произвол для защиты прав китайских и иностранных граждан? Над этим вопросом все, в том числе правительства других стран, должны серьёзно задуматься, прежде чем начинать взаимодействовать с правовой системой Китая», ‒ комментирует PS особенности политико-правовой среды КНР.
«Хотя Китай в основном следовал за другими странами, утверждая себя в качестве крупного глобального игрока, он, скорее всего, будет стремиться оказывать больше влияния на процесс выработки правил, особенно в новых правовых сферах. Решение проблем, связанных с ростом влияния Китая, потребует новых правил взаимодействия, а также анализа с опорой на факты и технических дискуссий. Китай проделал большую работу, чтобы выучить, скопировать и внедрить у себя глобальные правовые практики. Европейские и американские власти должны формировать у себя столь же корректное понимание действий и амбиций Китая», ‒ заключает Project Syndicate.
Экспансия правовой системы Китая – неприятная «неожиданность» для Запада, поскольку она ставит под сомнение универсальность западных правовых норм, а это считается на Западе чуть ли не религиозной догмой. Пока экспансия Китая распространялась только на товары и финансы, Запад к этому относился относительно спокойно, хотя и отвечал время от времени торговыми войнами и санкциями. Но правовая, а следом и идейно-культурная экспансия подрывает основы господства Запада. И это серьёзный вызов.