«Вся наша система образования требует кардинальной перестройки»

О трудностях, возникающих на пути внедрения «Национальной доктрины образования»

Национальная доктрина образования  Концепция воспитания человека 
0
1337
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

На «Русской народной линии» опубликована «Национальная доктрина образования». О Доктрине рассказал РНЛ один из её авторов, кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:

«Национальную доктрину образования в Российской Федерации» приняли к рассмотрению в некоторых государственных и во многих общественных структурах. Однако нам не приходится рассчитывать на то, что всё будет идти легко и гладко, ибо вся наша система образования требует кардинальной перестройки. В условиях СВО требуются серьёзные изменения, к которым часть чиновников от образования совершенно не готовы.

Система образования, очевидно, это не то место, в котором принимаются решения о ходе военных действий или о снабжении армии, поэтому функционерам этой сферы кажется, что происходящие бурные, подчас драматические события их не касаются, что это тихое место, где удастся жить по-старому, где можно быть в меру патриотом, в меру либералом, угодить и тем, и другим, и тихонько продолжать делать то, что и раньше делали. Нужно ввести «начальную военную подготовку» ‒ введём факультативно; недовольны ‒ введём в ОБЖЗ! В ОБЖЗ даже лучше: поручим тем же учителям, что ОБЖЗ преподают! Обозначим в планах, отчитаемся по полной! Патриотизм потребовали ‒ так вот Флаг поднимаем по понедельникам, Гимн включаем! Что ещё-то надо?! Не нравится толерантность ‒ из документов уберем это слово, главное по сути ничего менять не надо! Духовность необходимо предъявить ‒ так духовных и нравственных мероприятий в виде конкурсов, олимпиад, квестов, КВНов, их несть числа! Что еще вы хотите?!

Или вот такой животрепещущий вопрос. Учитель для того, чтобы учить, или для того, чтобы образовательные услуги оказывать?! Убрали из основных документов этот унизительный термин ‒ «образовательные услуги». И что! Сразу же появился типовой документ, вывешенный при входе в каждую школу, который бы фиксировал «Обязанности и ответственность учащихся»?! Ничего подобного! Всё по-прежнему!

А в высшей школе критериями научной и публикационной активности, как и раньше ‒ Web of Science и Scopus. Даже наш РИНЦ теперь не в почете. То есть, если ваша тематика ориентирована на проблемы Отечества, и в международных (американских и европейских) журналах вам нет места, то ваш научный уровень никуда не годится ‒ он низкий! Вы не соответствуете!..

Я не думаю, что Министерство просвещения или иные органы образования были бы рады увидеть Документ, который заставил бы их пересмотреть отношение к прежнему состоянию образования, взять на себя ответственность и возложить на себя вину за катастрофические просчеты «реформ» и нанесенный ими вред Отечеству. В этом ракурсе не радует их и перспективы, которые предлагает Доктрина.

Зачем понадобился такой документ? Еще в позднесоветское время началось реформирование образования. Целый ряд внедряемых псевдопедагогических установок, стал нарушать законы естественного развития ребёнка. В математике началось внедрение теории множеств в начальные классы (реформа Колмогорова), а также другие новшества, которые нарушая законы умственного развития, законы дидактики, стали формировать алогизм мышления, подавляли у учащихся познавательный инстинкт. Атака на русский язык завершилась победой внедрения фонетического разбора с неправильным написанием слов, что полностью дезориентирует ребенка в плане изучения языка. Минимизация часов на изучение отечественной истории и классиков русской литературы стала базой формирования и культивирования антипатриотических настроений, как источник экстремизма и радикализма в молодежной среде.

Мы имеем парадоксальную ситуацию: система образования не отвечает за результат процесса обучения и воспитания. Если послушать за что отчитываются чиновники, то они расскажут о количестве построенных и отремонтированных школ, о питании учащихся, о цифровизации образовательных учреждений, о количестве проведенных «воспитательных» мероприятий. Как правило ни слова о качестве обучения, ничего о результатах воспитательной работы. «Шумим, братец, шумим!». И это удобно, и вряд ли хочется от этого отказываться. Не хочется брать ответственность за то, что детям не говорилось о нерушимости семейных уз ‒ «что Бог сочетал, человек да не разлучает»; о духовных подвигах наших святых отцов и матерей; о великих победах над апостасийным Западом во времена Александра Невского и Патриарха Гермогена, о триумфе над восточным оккультизмом инока Пересвета, благословленного преподобным Сергием Радонежским на Куликовскую битву вместе с Дмитрием Донским. Много что необходимого не сказано! Зато пустота прозападных экономических теорий и юридической казуистики с правами ребенка ‒ заполнили умы и сердца наших детей.

Суть произведенной реформы обучения ‒ это отказ от фундаментальности, предметности, системности и последовательности усвоения знаний. В гуманитарной области ‒ это утверждение релятивизма нравственности, духовных идеалов и эстетических канонов. Потому в Доктрине определена «Главная практическая задача образования – познание человеком фундаментальных законов бытия и овладение методологией творческого применения этих знаний в продуктивной деятельности и повседневной жизни. … Предъявляемый в настоящей Доктрине идеал отечественного образования альтернативен ориентациям современного западного общества на постоянные изменения и новшества во всех сферах культуры (в её этических и эстетических измерениях)».

В систему обучения и воспитания за прошедшие 30‒40 лет, когда стала набирать обороты, а затем и доминировать «идеология вхожденчества» (по С. Кургиняну), было внедрено много деструктивного и вредоносного. И это надо исправлять. За основу надо брать нашу отечественную педагогику – русскую классическую школу, дореволюционную гимназию и советскую школу. Но не возврат к прошлому, а творческое усвоение и развитие накопленных знаний и опыта!

Во-первых, Национальная доктрина провозглашает целью образование человека, являющего продолжателем культурно-исторической традиции России, человека Русского мира, человека патриота, сына/дочери своего народа. В Доктрине определяется основная цель образования – «раскрытие, взращивание и совершенствование сущностных сил человека на его пути к высшему Идеалу и высшей Ценности.».

Во-вторых, Доктрина опирается в первую очередь на отечественную педагогику (что не исключает, а наоборот предполагает учет и использование лучших достижений мировой педагогической мысли, если это не противоречит нашим Идеалам). «Национальный образовательный идеал ставит педагога в центр системы образования, что подразумевает отказ от деструктивного педоцентризма, доходящего до признания прав воспитанников приоритетными по сравнению с их обязанностями».

Наконец Доктрина декларирует то, что Образование является базовой, главной производительной силой государства!

В этом цель и задачи, провозглашенные в Доктрине кардинальным образом расходятся с заявленными доктринальными положениям произведенной реформы, идеологией которой является генерация грамотного потребителя.

Пока на Западе не обнажились во всей своей демонической силе русофобия и сатанизм, многие в нашей стране думали искать счастья для своих детей заграницей. До последнего времени многие рассчитывали, что западный рай с радостью примет наших отпрысков у себя и обеспечит их материальным благополучием и нескончаемым праздником. Другие (тоже немалая часть нашего народа) решили, что рай и нескончаемый праздник должны быть и здесь, в России. К этому готовили и дома и в школе. Количество «испуганных патриотов» показало результат такой подготовки. Слава Богу, этот результат не такой, как ожидали на Западе и в среде нашей пятой колонны! И тем не менее видны колоссальные просчеты в воспитании. Поэтому на основе Доктрины группой ученых во главе с В.И. Слободчиковым разработан проект Концепции воспитания человека. Он уже опубликован и распространяется в печати и педагогическом пространстве для обсуждения.

В Доктрине мы опираемся на образ будущего России, на наши духовно-нравственные идеалы, традиционную культуру и целомудренное отношение к цивилизационным достижениям.

Поэтому в Доктрине постулируется, что «Россия как ʺсвященная державаʺ, как ʺхранимая Богомʺ земля (Государственный гимн России) исполняет свою миссию, играет отведённую ей свыше роль среди стран и народов мира, когда хранит верность своему высшему Идеалу. ʺМогучая воля, великая славаʺ нашего народа есть проявление и результат тысячелетней верности исторически выбранному пути, который заповедан нашими предками нам и нашим потомкам. Отступление от собственных духовных истоков, нравственных ориентиров, культурно-исторических и ценностных оснований приводит к катастрофам, которые даются во вразумление и свидетельствуют об искажении ментальности народа и державной природы государства, способном привести народ и державу к падению и даже гибели».

Очень важное положение Доктрины заключается в том, что «образование как форма общественной практики не сводится к государственной системе образования как комплексу взаимосвязанных институциональных структур – образовательных организаций и органов управления ими. Государственная система образования – это органическая часть, связующая, организующая и направляющая сила всенародной и общенациональной системы образования Российской державы, ориентирующейся на национальный образовательный идеал и образ будущего России».

В нынешнее время колоссальным образом искажены отношения между тремя субъектами: учитель, родитель, ученик. «Педагог ‒ говорится в Доктрине, ‒ был и остаётся живым и непосредственным носителем и предъявителем содержания образования, просвещая воспитанников светом высшего Идеала, содействуя им в познании фундаментальных законов бытия и овладении современной методологией их творческого применения в продуктивной деятельности и повседневной жизни».

Учитель должен быть государственным служащим, служить Богу и людям. Его задачей является раскрытие содержания образования. Поэтому целая глава Доктрины посвящена теме: «Содержание и структура национально ориентированного образования и подход к его реализации», где прописано: «Чем богаче будет представлен в образовательном пространстве и преобразован в образовательный ресурс фундаментальный иерархически структурированный культурный и социальный опыт (религия и философия, идеология и политика, наука и искусство, экономика и экология, сельскохозяйственное и промышленное производство и др.), тем более насыщенным будет содержание образования».

Когда придёт время для реализации Доктрины? И кто её будет реализовывать?

Даже если бы сейчас приняли нашу Доктрину на государственном уровне, то не окажется ли, что воплощать её в жизнь доверят тем же реформаторам? В своё время было сказано: кадры решают всё. Так вот – здесь нужны соответствующие кадры, которые могли бы реализовать Доктрину.

Пока мы наблюдаем значительное сопротивление кадров, которые не хотят реализовывать нашу Доктрину. Иначе они обрадовались бы и стали с нами сотрудничать. Например, создали бы Общественный Совет по рассмотрению необходимых изменений. Но этого нет.

Доктрина нравится учителям и многим ответственным администраторам. Как специалисты они видят, что Доктрина наследует педагогические традиции Ушинского, Сухомлинского, Макаренко, Зеньковского и др. И тогда у них выстраивается целостная картина, в формате которой видна вся ложность и вредность реформы образования, начатой со времён Перестройки. Истина найдет пути к сердцам и умам педагогов и ответственных руководителей.

Как известно, дело Божие медленно совершается. Но «велика милость Его к нам, и истина Господня вовек» (Пс.116:2).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Рыбаков
Это путь к гибели человечества
Маск разрабатывает систему для будущей власти антихриста
20.06.2024
Отвергать чипизацию без разговоров и сомнений!
В России ещё один человек имплантировал в себя чип: принудительное принятие печати не за горами?
18.12.2023
Волгоградские «учёные» на службе у антихриста
О безумной идее задуматься о «правах» роботов
12.12.2023
Иначе, как народ, мы станем неугодны Богу
В Госдуме обсуждают легализацию «услуг» астрологов, магов и гадалок
20.11.2023
Шаг на пути в электронное рабство?
О рисках введения «Цифрового паспорта»
22.09.2023
Все статьи Протоиерей Сергий Рыбаков
Национальная доктрина образования
Всё наше общество нуждается в оценке по поведению
О трудностях возвращения в школу оценок по поведению
12.12.2024
Современное высшее образование — это конвейер
по производству биороботов
07.12.2024
Учитель и ученик
Депутат Госдумы Ф.С.Тумусов предложил на суд читателей своё видение системы воспитания в школе
06.12.2024
Все статьи темы
Концепция воспитания человека
Снегурочка и Баба Яга как традиционные ценности
В мире доверчивого детства всё должно быть без завихрений, без «игр и игрулек в бисер»
16.12.2024
«Нас должно быть очень много»
Состоялась торжественная церемония вручения Общественной награды Союза Женских Сил «Мать-героиня 2024»
29.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Тимофеев Александр
21.12.2024 19:30