Ф. М. Достоевский оставил нам большое духовное наследие. Однако часто возникает вопрос – нужно ли это наследие Ф.М. Достоевского современному человеку, живущему в атеистическом, технократическом и виртуальном мире. В современном, так называемом «обществе потребления», где человек становится равнодушным к свободе, спасению и бессмертию души, к Богу ко всему кроме «культа денег» и материального благополучия. Современный «массовый человек» – это уже не творец, не борец за свободу, не носитель веры в Бога и бессмертия, а просто потребитель, которому и Ф.М.Достоевский и культура попросту не нужны. В наше время совершилась духовная и нравственная деградация человека как личности из-за потери своей религиозной, культурной и национальной традиции и идентификации.
Трагедия современного человека прежде всего в том, что он потерял высший, духовный смысл свой жизни и теперь не знает, для чего он живет. Философы, психологи и писатели отмечают, что главной и характерной особенностью духовной жизни человека в современном обществе является депрессия, уныние и отчаяние. Казалось бы, у современного человека есть все: машины, технологии, комфорт, деньги и наслаждения, но экзистенциально у него нет самого главного: зачем он живет, цели и смысла жизни. В отличие от прежних традиционных и религиозных эпох, человек в современном «обществе потребления и удовольствий» чувствует себя абсолютно потерянным и внутренне духовно опустошенным. Вместе со «смертью Бога», провозглашенной в 19 веке Ф.Ницше, сегодня наступила и духовная смерть человека, а вместе с ним наступил «конец истории и культуры». Этот диагноз поставил еще В.В.Розанов в начале 20 века в своей книге «Апокалипсис нашего времени». «Нет сомнения, писал он, что глубокий фундамент всего происходящего. Заключается в том, что в европейском (всем, – и в том числе русском) человечестве образовались колоссальные пустоты от былого христианства; и в эти пустоты проваливается все: троны, классы, сословия, труд, богатства. Все потрясены. Все гибнут, все гибнет. Но все это проваливается в пустоту души, которая лишилась древнего содержания».
В результате совершившейся духовной катастрофе в современной постхристианской цивилизации возникает вопрос: не попали ли мы под власть «великого инквизитора»? То, о чем еще в 19 веке пророчески предупреждал нас Ф.М.Достоевский. Он писал, что вот не когда придет такое время, когда человек сам откажется от свободы, от бессмертия души и от Бога ради материального благополучия и сытой земной жизни. Ф.М. Достоевский предвидел эту катастрофу человека и человечества. Устами своих героев (таких, как Иван Карамазов) предупреждал нас, что если разрушить в человечестве идею бессмертия души, «в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия. Но и этого мало, он (Иван Карамазов) закончил утверждением, что для каждого частного лица, например, как мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».
Ф.М. Достоевский оказался провидцем и пророком, все именно так и произошло. Когда вера в бессмертие души и вера в Бога были утрачены в значительной части человечества, в 20 веке произошли богоборческие революции и мировые войны. Пролились реки и моря крови, были совершенны страшные злодеяния, преступления против человечества, появились «лагеря смерти»: Гулаг и Освенцим, в это же время появились массовые аборты и были убиты во чреве матерей миллионы нерожденных детей. В современном либеральном обществе все окончательно стало дозволенно: произошла трансгендерная революция, появились «однополые браки», легальными стали все извращения, содомские грехи ЛГБТ и эвтаназия. Уже в 19 веке Ф.М. Достоевский предвидел, что в Европе все более создается цивилизация материалистическая, атеистическая, цивилизация «духовной смерти». Не случайно в своих романах «Идиот» и «Бесы» Ф.М. Достоевский показывает картину Ганса Гольбейна «Мертвый Христос в гробу», считая, что Христос умирает в европейском человечестве. Он верил и видел призвание России, видел ее миссию в том, чтобы принести Православие, веру в Воскресение, в бессмертие души и любви к человечеству и тем спасти гибнущую Европу и Запад.
Россия как православная цивилизация может и должна стать альтернативой западной «цивилизации смерти» и указать человечеству путь к спасению. Ф.М. Достоевский был тем провидцем, который указал человечеству, как можно избегнуть и выйти из цивилизации греха и смерти. Он напоминает нам библейского пророка Моисея, который в древности вывел народ Израиля из египетского рабства на «землю обетованную». Подобно ему Ф.М. Достоевский как пророк и апостол указывает прямой путь к нашему возрождению, он выводит человечество из духовного рабства современной западной цивилизации «греха и смерти» ко Христу Спасителю, воскресению и бессмертию. Поэтому он так важен и крайне нужен. Нам необходимо быть наследниками Ф.М.Достоевского, в этом наше будущее и наше спасение.
В противном случае, если человечество окончательно потеряет веру в бессмертие и спасение души, оно неизбежно встанет на путь самоуничтожения. И вот мы видим, что Ф.М. Достоевский оказался прав, так оно сегодня и происходит. Перед человечеством сегодня стоит выбор: либо православие, вера во Христа, свобода, спасение и бессмертие, либо «цифровое рабство», «электронный концлагерь» и трансгуманизм, современная западная «цивилизация содома и смерти».
Ф.М. Достоевский еще важен нам потому, что, когда мы читаем его великие романы, мы познаем себя, происходит процесс самопознания. Все романы Ф.М. Достоевского – это исповедь о тайнах человеческой души. Поэтому, когда читаешь его романы, начинаешь изучать и свою душу, постегаешь тайны своей души, перед человеком тогда открываются великие метафизические проблемы жизни, с которыми мы всегда сталкивается в этом мире. Человечество, говорит нам Ф.М.Достоевский, всегда сталкивается в этом мире с такими проблемами, как «есть Бог или его нет, есть бессмертие или нет бессмертия, есть ли свобода или ее нет, что делать со злом и в чем его природа». Такие мыслители и пророки как Ф.М.Достоевский появляются на земле один раз в сто лет, это дар Божий нам и всему человечеству. Потому что он положительно отвечает на те вековечные метафизические вопросы, перед которыми современный человек теряется, не знает, что делать и во что верить. Ф.М. Достоевский как апостол Христа и пророк Божий отвечает нам на эти вековечные, «проклятые вопросы».
Русская религиозная философия 20 века вышла из этих «проклятых вопросов» и стала продолжательницей его идей. «Бог и мировое зло», теодицея и антроподицея, свобода и бессмертие души, смысл истории и русская идея – все эти темы Ф.М.Достоевского стали главными для религиозно-философского Ренессанса 20 века. Русские религиозные мыслители – В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев и другие – стремились выразить русскую идею, то новое Слово, которое Россия по мысли Ф.М. Достоевского должна сказать миру о Православии и человеке. Вместе с ними наследниками Ф.М. Достоевского в 20 веке стали и выдающиеся русские писатели: Андрей Белый, Иван Бунин, Иван Шмелев, Борис Пастернак, Александр Солженицын. Хочется надеяться, что в России и 21 веке появятся духовные наследники Ф.М. Достоевского.
Николай Кузьмич Симаков, православный публицист, Санкт-Петербург
44.
Оправдываться следует... в соответствующих инстанциях.
43. Бывает мания величия. а бывает мания навеличивания.
Если б Толстой сейчас издал "Войну и мир" - его бы обвинили в "пацифизме".
Если б Летов сейчас спел "Огненные мельницы" или "Солдатами не рождаются" - его бы засудили за "дискредитацию".
42. Без комментариев.
41. Ответ на 40, Потомок подданных Императора Николая II:
В ветке беседы про Гитлера я не участвовал.
40. Ответ на 38, Сергей:
Если б Достоевский сейчас написал свои "Записки из мертвого дома" - его бы стали гнобить за "русофобию".
Если б Толстой сейчас издал "Войну и мир" - его бы обвинили в "пацифизме".
Если б Летов сейчас спел "Огненные мельницы" или "Солдатами не рождаются" - его бы засудили за "дискредитацию".
Однако, нынче уж у нас "руки коротки" - так что, просто вспоминаем добром классиков и их произведения.Значит, Краснов вовремя воспел Вождя германского народа Адольфа Хитлера?
39. Ответ на 37, Потомок подданных Императора Николая II:
38.
Если б Достоевский сейчас написал свои "Записки из мертвого дома" - его бы стали гнобить за "русофобию".
Если б Толстой сейчас издал "Войну и мир" - его бы обвинили в "пацифизме".
Если б Летов сейчас спел "Огненные мельницы" или "Солдатами не рождаются" - его бы засудили за "дискредитацию".
Однако, нынче уж у нас "руки коротки" - так что, просто вспоминаем добром классиков и их произведения.
37. Ответ на 36, Vladislav:
36. тайна русской души
35. Ответ на 34, С. Югов: