3 ноября 2022 в Большом зале на Комсомольком, 13, прошла церемония награждения победителей ХVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!», тема которого была «Подвиг надежды и любви». Конкурс посвящен памяти, истории, людям и величию Святой Руси, её героям, её победам, величию общенародного подвига во все века нашей истории. Надежда особенно важна сегодня и мы должны вспомнить все, что было сделано нашим народом с надеждой во имя любви.
ХVIII Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперёд!» проводился по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместно Всемирным Русским Народным Собором, Союзом писателей России, Издательским советом Русской Православной Церкви, Министерством обороны РФ, Министерством образования РФ, Центром адмирала Федора Ушакова, МОК СКВРиЗ, МОО «Вече» и страховой компанией «ТИТ».
«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России!»
Святой праведный воин Феодор Ушаков. 1812 г.
"Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют."
А.С. Пушкин, из трагедии «Борис Годунов», слова летописца Пимена
«Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества».
Николай Карамзин
Я верую, что юные надежды
Исполнятся, хоть в образе другом,
Что час придет, где мы откроем вежды,..
Что ложны в нас бессилье и смущенье,
Что даст свой плод нам каждый падший цвет,
Что всем борьбам в душе есть примиренье,
Что каждому вопросу есть ответ.
Каролина Павлова
Конкурс проводился по 6 номинациям, в двух формах (индивидуальной и коллективной). В конкурсе участвуют воспитанники детских садов, школьники 1-11 классов, студенты вузов и курсанты военных училищ, кадетских корпусов.
Представляли и поздравляли победителей Жюри ХVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» в составе Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова, председателя Издательского совета РПЦ МП, Митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Союза писателей России Николая Иванова, поэта, народного артиста России, лауреата Государственной премии России Михаила Ножкина, народного художника России Сергея Харламова, народного артиста России Юрия Назарова, народного артиста Украина и ЛНР Михаила Голубовича, заслуженной артистки России Екатерины Стриженовой, Героев России генерал-лейтенанта авиации Николая Гаврилова и летчика-космонавта Антона Шкаплерова, заслуженного летчик России Юрия Сытника, генерала авиации Александра Цалко, народной артистки Башкирии, заслуженной артистки России Татьяны Петровой, лауреата Международных конкурсов, певицы Татьяны Семушиной, актриса театра на Таганке и кино Полины Нечитайло, главного редактора журнала «О Русская земля» Марины Ганичевой, писателей Виктора Николаева, Валерия Хайрюзова, Ларисы Барановой-Гонченко, Сергея Куличкина, Сергея Котькало, Владимира Казмина, Вадима Носова, Виталия Носкова, Глеба Яковенко, поэтов Александра Щербакова и Алексея Грибанкова, режиссера Сергея Зайцева, известного художника-модельера, руководителя Дома моделей «Президент-Сервис» Виктории Андрияновой, инженеров Игоря Чауса и Сергея Исакова, главного научного сотрудника ИМЛИ РАН Виктора Гуминского, депутата Государственной Думы ФС РФ Сергея Гаврилова, писателя Виктории Радишевской и протоирея Константин, артистки МХАТА им. Горького Анны Кисличенко, директора Центра развития образования Луганского педуниверситета Сергея Цемкало, руководителя Центра Федора Ушакова в Луганске Владимира Мельника.
Предваряла начало торжественного вечера экскурсия в Храм Христа Спасителя.
***
Перед трансляцией видеорепортажа с выставки работ участников Конкурса, победителей приветствовали Народный артист России Юрий Владимирович Назаров и артистка театра и кино Полина Нечитайло.
После фильма включилась в работу ведущие встречи Марина Ганичева и Алина Свиридович, рассказывая и цитирую работы победителей.
Номинация «Слово о русской земле, ее традициях, памяти и героях»
1.Влазнев Кирилл, 9 кл., «События люди», «Связь времён», Пензенская, г. Нижний Ломов, МБОУ СОШ №1 им. Тархова С.Ф, рук. Полянскова Надежда Александровна.
«Одной из главных достопримечательностей Нижнеломовского района является Казанско-Богородицкий мужской монастырь.
…Что касается меня, я строю храм в своей душе уже много лет. Строю, а построить никак не могу. Оказывается, это не такое простое дело.
Я люблю ходить в храм, для меня это всегда праздник. Особенно, когда мы идем туда всей семьёй: мама, папа, бабушка и я. Переступаю порог нашего храма и оказываюсь в другом мире, в атмосфере таинственного, вечного, непостижимого. Запах горящих свечей, песнопение церковного хора, как голоса херувимов, спустившихся с небес, заставляют трепетно биться мое сердце, и оно переполняется счастьем.
В моем строящемся храме царит любовь. В нем – семья, друзья, природа, музыка. В нем живет милосердие... Одно воспоминание о детстве осталось в памяти на всю жизнь. Когда гостил у бабушки в деревне, к нам приходил нищий, жалкий, тщедушный, в рваных ботинках дедушка . Он не мог говорить, а только мычал.
Почему-то соседи закрывали калитки, а моя бабушка впускала его, кормила, давала кое-что с собой… Он ничего не хотел брать, а просто рассматривал все вокруг. Бабушка выносила ему молоко и хлеб, она называла его мучеником, божьим человеком. Мне было его жаль, и я радовался, что бабушка делает его хоть чуточку счастливее.
Я строю свой храм – в нем пока только душа, вера и какие-то сомнения. Я понимаю, что душа без веры – больная душа.
Это как в музыке… Кто-то, слушая Баха, Бетховена, плачет или светится счастьем. А кто-то сидит и удивляется: «Что это с ними?» Он пока просто болен, он не слышит. Так и души наши, могут не слышать, если они ещё не готовы… Мои сомнения тоже мешают мне достроить свой храм. На яблонях есть цветы, есть пустоцветы. Ветер подул – остались цветки, остальное слетело. Я не хочу быть пустоцветом, хочу жить цельной жизнью, хочу жить с Богом в душе. Мой храм еще строится, но я его непременно построю, потому что хочу этого.»
2.Зобнина Александра, 8 кл., «Пётр I и его деяния во имя Отечества. Чему мы могли бы научиться у Петра Великого» (к 350-летию со дня рождения»), Свердловская обл., Тугулымский р-н, п. Юшала, МБОУ "СОШ №25", рук. Сарычева Римма Геннадьевна.
«…И главное, чему может поучиться у Петра Алексеевича современный человек – это огромное чувство патриотизма. Все деяния Петра были направлены не на личное обогащение или продвижение своих близких, а во благо России. Благодаря ему заснеженная медвежья страна стала державой, в мире с Россией стали считаться, страна стала сильным и даже грозным государством. Как бы сегодня пригодился талант руководителя Петра 1. Интересно, что сегодня Пётр 1 сказал бы тем, кто, обложив со всех сторон нашу страну из-за событий на Украине, грозит нам нескончаемыми санкциями? Зная о его нраве, сомневаюсь, что сказал бы он недружественным странам: «Извините, больше не будем». Скорее бы он стоял на своём и добился цели, а потом бы, «сверкнув очами», сказал: «Зело жесток сей орех был, однако же, слава Богу, счастливо разгрызен».
3.Крутских Арсений, 7 кл., «Время не властно над памятью», Смоленская, г. Вязьмы, МБОУ СОШ № 8, г. Вязьмы Смоленской области, рук. Бознякова Татьяна Владимировна.
«О военном пути моего прапрадеда: 1914-1943 годы.
В нашей семье уже четыре поколения знают, что несет война. Память о солдатах Великой Победы для нашей семьи – святое. Ведь солдатом на ней был мой прапрадедушка, Григорьев Степан Григорьевич.
Мама рассказала, что он ушел на фронт защищать русскую землю в далеком 1914 году, воевал в Гражданскую и Великую Отечественную войны.
В старом альбоме у бабушки хранится его фотография. Степан Григорьевич на ней в военной форме. Мне захотелось больше узнать о героическом пути моего прапрадедушки. Для этого я много беседовал со своей бабушкой Надей (его внучкой), мамой, с другими родственниками. Благодаря этим воспоминаниям мне удалось восстановить биографию моего прапрадеда.
Мы с мамойведем родословную нашей семьи.»
И вот уже звучат фанфары, и первых среди равных награждают Герой России Николай Гаврилов, и Татьяна Семушина
4.Малёваный Александр, 7-Б кл., «Всякий да спешит исполнить ему должное (Федор Ушаков)», ЛНР, Луганск, ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ № 11», рук. Сергиенко Татьяна Евгеньевна.
«…Ада нашла листок бумаги, взялакарандаш и крупными печатными буквами начала выводить:
«Дорогой дядя редактор! Я Ада Занегина. Мне шесть лет. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка. Я очень хочу домой. Я собрала на куклу, – девочка достала копилку и внимательно пересчитала деньги, – 122 рубля 25 копеек. А теперь хочу отдать их на танк. Дядя редактор, напишите в своейгазете, чтобы все дети тоже отдали свои деньги на танк. Мы назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, все дети нашей страны вернутся в свой дома. Ада». Аккуратно сложив письмо треугольником, девочка отдала его маме.
…В мае 1943 года строгий голос диктора после сводок информбюрозачитал правительственную телеграмму: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии. Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин».
Всю дорогу домой Ада радовалась, что сам товарищ Сталин передал ейи ребятам привет. Теперь Ада мечтала, чтобы на этом танке бил врагов её
папа.
***
Танк «Малютка» Т-60 был построен. Имя «Малютка» было написано краской на его башне. Почётное право управлять им получила сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк, которая из-за небольшого роста – 151 см – имела фронтовое прозвище «Малютка». «Малютка в «Малютке», шутили танкисты.
«Малютка» воевал в 91-й танковой бригаде, участвовал в Орловской наступательной операции «Кутузов».
Вот так маленький «детский» танк помог приблизить большую Победу».
5. Славко Полина, 11 кл., «Мы победили, потому что любили», Тверская обл., г. Удомля, МБОУ «Удомельская гимназия № 3 имени О.Г. Макарова», Мелюкова Валентина Ивановна.
«…Гордость нашей семьи – ордена и медали прадедушки. Сегодня мы с бабушкой приводили их в идеальный вид. В День Победы на груди у него всегда сияли ярко начищенные ордена.
Когда бабушка достала пылающую рубиново-красную пятиконечную звезду на фоне расходящихся серебристых лучей, она сказала, что это самая дорогая для него награда.
Орден Отечественной войны 2 степени не сразу нашёл своего адресата. Наградной лист (приказ от 4 августа 1944 года, подписанный полковником Богачёвым) был обнаружен одним из поисковых отрядов и вручён Сергею Леонтьевичу Аверченко 9 мая 1985 года.
С волнением читаю в наградном листе: «… умело командовал ротой. Решительно добивался поставленной задачи командования батальона. Задача ротой была выполнена. Рота действовала, дружно поднимаясь в атаку по его команде. Сам лично из автомата застрелил 3 немецких солдат. В бою ранен…
Командир роты – мой прадедушка. Герой. Мне есть с кого брать пример.»
6.Вишняков Илья, 8 лет, «Мой прадедушка рассказывает...», Мордовия, р.п. Чамзинка, МБОУ «Лицей №1», рук. Котикова Инна Николаевна.
Семейная реликвия
«Сколько себя помню, мой дедушка, Вишняков Виктор Иванович, на все семейные праздники брал в руки старую гармонь. Игра на гармони – семейная традиция семьи Вишняковых. А в прошлом году, 9 мая, когда я поехал к своему дедушке в деревню, меня ждал небольшой сюрприз. Дед подарил мне старинную игрушку – железный танк, поржавевший в некоторых местах от времени. Дедушка сказал, что этот танк в свою очередь подарил ему его дед – Вишняков Григорий Иванович, участник Великой Отечественной войны. Я попросил деда рассказать историю появления этой игрушки. И дед поведал мне увлекательную историю…
Мой прапрадед, Вишняков Григорий Иванович во время Дебреценской операции был сильно контужен и частично потерял слух. После пребывания в госпитале, в декабре 1944 года по состоянию здоровья был комиссован домой, где его ждала семья – супруга и малолетний сын Иван, мой прадед. Приближался Новый 1945, Победный год! Накануне праздника прапрадед принес из леса ель. Украсили ее, сделанными из газет, самолетиками, корабликами, домиками, сушеными яблоками и сушками, испеченными из лебеды и отрубей. Григорий Иванович в этот вечер подарил своему сыну игрушечный танк. Трехлетний малыш долго рассматривал подарок, так как до этого никогда не видел игрушек. Это был трофейный танк, привезенный из далекой Венгрии. Затем прапрадед взял в руки гармонь и всю новогоднюю ночь пел военные песни. В семье знали, что победа была уже близка, и от этого осознания радостное настроение Новогодней ночи усилилось…
Со времени той новогодней ночи прошли десятки лет, но мой дед, Виктор Иванович, помнит все до мелочей! И рассказ прадеда про свою первую игрушку, и гармонь… Надеюсь и я не смогу забыть свои первые впечатления от увиденной игрушки и услышанного рассказа, и, когда-нибудь, я подарю этот танк, ставший семейной реликвией, своему подрастающему сыну. Чтобы помнить и не забывать!»
6.Гаджиева Анастасия, рассказ «Оберег», Курская, Глушковский, МКОУ Марковская СОШ, рук. Якимова Г.К.
«…Началась эта история давным-давно, больше восьмидесяти лет назад, когда шла кровопролитная Вторая Мировая война. Служили в одной роте два солдата. Один, Иван Кузнецов, был родом из Подмосковья, другой, Иван Коваленко, родился и всю жизнь прожил в небольшом селе на Днепре, под Киевом. Крепко дружили два Ивана, тем более, что их командир, филолог по образованию, сказал им однажды.вроде как в шутку, но в то же время и всерьёз, что они двойные тёзки: не только по имени, но и по фамилии. Ведь «коваль» по-украински означает «кузнец». И это сдружило солдат ещё больше.
Попала их часть однажды в такую передрягу, что живыми малокто выбрался. Тяжело ранило Кузнецова Ивана. Чудом жив остался.Если бы не материнское благословение – ладанка с образом НиколаяЧудотворца – наверное, встретил бы смерть в том бою. А так пуля не попала в сердце, зато ладанку сплющила, поцарапала. Истекающего кровью друга вынес на себе из-под огня Коваленко, Забрали Кузнецова в лазарет, и на прощание поменялись друзья своими оберегами:Кузнецов отдал Коваленко ладанку, а тот ему – свой нательный крест.
Кузнецов Иван после госпиталя домой вернулся, а Коваленко ещё не раз побывал в тяжелых боях, но домой вернулся живым и невредимым и свято верил в то, что подарок друга сберёг ему жизнь.
Закончилась война, покатились судьбы Иванов каждая по своей колее. Дети, внуки пошли... И оба ветерана рассказывали в своих семьях о чудесном обереге, сохранившем их жизни.
Но что для большой мировой истории чьи-то маленькие частные судьбы? Распалась огромная страна, и оказались семьи двух Иванов, тёзок двойных, по разные стороны границы.
Ушли Иваны в мир иной, а потомки их совсем знаться перестали, но история о ладанке жила в каждой из семей. Дочь Коваленко бережно хранила этот израненный кусочек металла и однажды надела ладанку на шею своему сыну, когда он пошёл воевать. За какой-то майдан... Она не понимала, почему два таких родных народа, вместе воевавших против фашистов, сейчас не находят общего языка, и всем сердцем хотела только одного: чтобы её сын остался жив.
А внук Ивана Кузнецова стал военным врачом. И спасать ему приходилось не только своих солдат, но и пленных. Нервы у молодого Кузнецова были, конечно, крепкие, как и положено военврачу, но когда приходилось после наших солдат с ожогами от фосфорных бомб, лечить пленных врагов, он с трудом брал себя в руки... В такие минуты хотелось бросить скальпель и взять в руки автомат. Ho… Долг превыше эмоций.
Однажды на операционный стол попал молодой пленный, лицо которого показалось Кузнецову до боли знакомым. Долго доктор не мог понять, кого он ему напоминает. Помог странный оберег, висевший на шее парня. Это была ладанка с образом Николая Чудотворца, с трудом угадывавшемся на искореженном кусочке металла. Тогда-то и вспомнил врач семейную историю о чудесной ладанке деда и понял, кого напоминает ему этот пациент. На видном месте висела дома фотография, изображавшая двух молодых советских солдат, двойных тёзок.
Доктор Кузнецов хорошо знал своё дело, и раненый был спасён.
И если бы заглянула дочь Ивана Коваленко однажды вечером в палату, где лежал её сын, то увидела бы удивительную картину: русский военврач и раненый пленный о чём-то беседуют, то улыбаясь, то утирая скупые мужские слёзы. И в душе женщины появилась бы уверенность, что её сын не только остался жив, но и приходит в себя, становится прежним простым славянским парнем, достойным внуком советского солдата.»
7. Гурова Варвара, 6 кл., «Судьба человека. История танкиста», ДНР, Енакиево, МБОУ Школа №4, рук. Гурова Ольга Николаевна
Судьба человека. История танкиста
Я не помню мирной жизни. Она закончилась, когда мне было три года.
Самое яркое воспоминание детства: обстрел, от грохота звенит посуда и трясутся стены в доме. Испуганные глаза мамы. На вопрос, кто стреляет, она говорит, что украинцы.
– Зачем? – спрашиваю я.
– Хотят убить.
– А за что?
У мамы не было тогда ответа.
Теперь я знаю ответ на свой вопрос. Нас убивали потому, что мы русские.
Но русские, как ртуть, всегда собираются вместе. Своих не бросают.
21.02.2022 президент России согласился признать независимыми государствами Донецкую и Луганскую народные республики.
24 февраля Владимир Путин объявил о начале спецоперации по защите Донбасса в ответ на просьбу о помощи глав ДНР и ЛНР.
У нас – жителей Донбасса – появилась надежда на мирную жизнь. Но победа не даётся легко. Она требует мужества и героизма.
Я хочу рассказать одну героическую историю нашей войны против нацистов.
В конце февраля 2022, когда начался штурм города Волновахи, танк, которым управлял молодой боец Евгений Донченко (бывший ученик школы, в которой я учусь) попал в засаду. В неравном бою его экипаж уничтожил два вражеских БМП и два танка, но был подбит. Командир и наводчик погибли. Получивший контузию Женя сумел выбраться из горящей машины.
После ранения он брёл по улице незнакомого города. Жительница Волновахи Светлана Щербина в окно увидела молодого бойца. Она поняла, что тот дезориентирован, без её помощи может погибнуть. Она вышла ему навстречу. Отвела к себе в дом, переодела в гражданскую одежду. Почти две недели укрывала от украинских националистов, выдавала за своего сына.
Когда бои за Волноваху продолжились, Евгений вышел к своим. Женя снова стал в ряды освободителей.
Глава ДНР Денис Пушилин присвоил Донченко Евгению звание Героя ДНР.
Женя – герой. Он не только сражался, сколько мог, но и сумел выжить.
Но звания героя, на мой взгляд, достойна и Светлана Щербина. Страшно представить, что было бы, если бы её обман раскрылся. Нацисты не пощадили бы ни танкиста, ни её.
И потому мы победим. У нас герои не только на поле боя, но и в каждом доме. Русские герои.»
8. Каревский Дмитрий, Мы – русские! Какой восторг! ( А.В. Суворов), МОУ «Лицей №8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда», рук. Наталья Георгиевна Голембровская.
«РУССКИЕ! Каждая буква в этом родном и гордом слове несёт определенное смысловое значение…
Первая буква «Р» – с нее начинаются дорогие сердцу слова: Россия, россияне, род, рождение, родина. И не зря в слове народ имеется общий корень «род», потому что наша страна стала родиной для людей сотен национальностей. Мы все – русские люди – абсолютно разные: в наших жилах течёт кровь разных народов, а красоте внешней и духовной можно только позавидовать…
С 2014 года «прогрессивный» западный мир накладывает на Россию санкции. Все мировые «либералы» воспряли духом – вот и конец России пришел, дождались! Но ничего страшного с Россией от этих санкций не сделалось, наоборот, она становится сильнее. Мало того, что она сама, используя внутренние ресурсы, усилилась, так еще и на мировой арене укрепилась, и своих друзей от агрессии защитила… вспомним события в Сирии! Разве могла бы слабая Россия, находившаяся под санкциями, очистить ближневосточную страну не только от исламистов, но и от иностранного присутствия? А ведь смогла и защитила… Защитила Россия и Венесуэлу от такого же иностранного влияния. Да и Иран под крылом России тоже неплохо себя чувствует. А кого смогли американцы защитить? Афганистан?.. мы видели эту «защиту» и ее печальный исход…
Сейчас моя страна проходит великие испытания! Я знаю, что она обязательно окажется победителем. Каждый день я слушаю информацию о героических поступках российских военнослужащих, которые они совершают в ходе проведения специальной военной операции на Украине, и понимаю: сильна Россия своим народом и своими героями. Духом, самоотверженностью людей, её населяющих, сильна традициями, характером, сильна людьми и памятью о героях, сильна словом и делом, сильна умами (хотя они, как говорят, «утекают за границу», но все же этот ум русский, и работает он на большую, мировую, науку), сильна классиками в разных видах искусства и «золотыми руками» наших людей-тружеников. «Нет ничего невозможного, когда путь озаряется любовью к Отечеству…» – сказал о таких русских людях В.В.Путин.
Я не знаю, кто автор этих слов, но часто вижу их в Интернете, они мне близки и понятны: «Быть русским – значит находиться в постоянном стремлении помогать, жертвовать и сострадать, при вечно живущей в нас жизненной необходимости воевать. Быть русским – значит быть естеством, наполненным снегом и пламенем одновременно!» Мы, русские, разные, каждый из нас неповторим, мы сильны многими качествами характера, нашим историческим опытом, но главное в нас на сегодняшний день вот что: наша сила – в нашем единстве! Пока мы едины, мы непобедимы!»
8. Кожара Аделина-Мария, 8 кл., «Святыня моей Родины», ДНР, г. Донецк, МБОУ Школа №54, рук. Ютилова Светлана Юрьевна.
Святыня моей Родины
«Меня зовут Аделина. Я живу в Донецке. С 2014 года в нашем крае идёт война. В такое время мы еще больше нуждаемся в Вере. Мы просим Бога и всех Святых укрепить нашу веру, отвести от нас и наших близких беду. А больше всего мы молимся, чтобы закончилась война и наступила мирная жизнь. Я расскажу вам о Святыне моего города – Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Расположен он в центре Донецка на Соборной площади рядом с улицей Артема.
Во все времена с возрождением духовности крепла нация, люди становились сплочённые. В наше время это очень важно. Мы молимся о наших близких, о наших защитниках и тем, кто помогает нам стать свободными от нацизма.
МЫ – РУССКИЕ! С НАМИ БОГ!»
9. Королева Алена, 14 лет, «Не бывает маленьких побед», Новосибирская, г. Новосибирск, МАОУ «Лицей № 22 «Надежда Сибири», рук. Исупова Маргарита Александровна.
Не бывает маленьких побед
«Сашка уже улавливает, что в бою что-то переменилось и сейчас враги шмаляют уже без особого азарта. Над траншеями раздается щемяще-родное русское «Ура!», и чей-то голос, выделившись из общей массы, коротко и удовлетворённо произносит: «Отступают».
– Молодцом держался, сынок…
Слова пулеметчика прерывает противный свист, от которого по коже бегут мурашки. И прежде чем кто-то успевает хоть как-то среагировать, мина взрывается точно в траншее, прямо перед Сашкой…
Я выхожу из дома в большой и красивый мир. Моя дорога – в родную школу. Я пришла в первый класс, когда в Донбассе, под Дебальцевом, в своём первом бою погиб солдат – доброволец Александр Кравцов. Его позывной – «Фитиль». Я не знаю, почему он выбрал именно его, но уверена: такой фитиль способен зажечь и взорвать уютный и пошлый мир самодовольных умников, разумно рассуждающих о спецоперации в Донбассе, сидящих в мягких креслах перед телевизорами, ничего не знающих о русоголовых мальчиках, умирающих в восемнадцать лет на передовой за маму и бабушку, за мирный родной дом, за право жить. Александр Кравцов, молодогвардеец нашего времени, одержал великую победу в смертной схватке с фашизмом. Потому что в этой войне не бывает маленьких побед.
10. Котов Михаил, 9 кл., «Исследователь Арктики», МБОУ Лицей «Интеллект» города Донецка, ДНР, рук. Носач Елена Владимировна.
…ДОНБАСС... Семь букв в слове, а сколько имен, городов, подвигов и судеб. Наш край славится талантливыми и смелыми людьми, которые, преодолевая жизненные препятствия, идут к своей мечте и добиваются значимых успехов. Кто бы мог подумать, что обычный мальчик из бедной семьи родом с хутора на побережье Азовского моря станет исследователем Арктики и даст толчок развитию изучения Северного полюса.
Георгий Яковлевич Седов родился на хуторе Кривая коса (сейчас это поселок Седово) в семье рыбака.
Подводя итог, хочу поделиться еще одним наблюдением. Имя Георгий – мужское личное имя греческого происхождения, восходит к древнегреческому Γεώργιος («Георгиос») – «земледелец». Если посмотреть на состав слова «земледелец», то я точно могу выделить две части: «земл» и «делец». Да простят меня все ученые-лингвисты, у меня получается словосочетание «делать землю». А почему бы это не обозначало «открывать землю»? С уверенностью хочу сказать, что Георгию Яковлевичу полностью его имя подходило. Родители правильно выбрали ему имя. Ведь мой земляк действительно стремился изучать и открывать новые земли.»
11. Лебедев Виталий, 6 кл., «Герои духа моего родного края», Приморский край, Надеждинский, с. Вольно-Надеждинское, МБОУ СОШ №1, рук. Лебедева Маргарита Александровна.
«Год – это много или мало? Это быстро или не очень? – всё зависит от тех событий, которые наполняют это время.
Почти год назад, когда мы с мамой готовили презентацию о «Героях нашего времени» я был уверен в том, что никогда не захочу связать свою профессию с военным направлением, но события последних пяти месяцев 2022 года изменили мой внутренний мир. Специальная военная операция, которая сейчас идёт на территории Украины, как зеркало, показала мне – кем я хочу стать. Профессия военного инженера–конструктора – это то направление, которым я бы хотел заниматься.
Мы, живущие на Дальнем Востоке России, наверно не сразу поняли, что на самом деле произошло 24 февраля 2022 года – мы далеко и как-то не думалось, что нас эти события (СВО) могут коснуться.
Я, ребёнок, тем более не думал про СВО, как про что-то реальное, казалось, что кадры, показываемые по телевизору и телеграмм-каналам – кадры какой-то военной онлайн-игры, в которой можно сохраниться и переиграть раунд. Думал до тех пор, пока домой с работы не пришла мама, которая была очень встревожена и сев дома за столик, достав блокнотик с номерами телефонов и не стала обзванивать своих учеников: «Лёша – ты где?! У тебя всё нормально?»; «Руслан, ты в части, контракт подписал? – нет?!»; «Рома – ты где?! В части! – Уф… А Максим подписал контракт?! Он в зоне СВО? Уже нет?! А где? Живой? А в ответ: «В госпитале… Уже всё нормально, только селезёнку вырезали и печень «подрезали». Живой, обратно в зону СВО просится, но не пускают, комиссовали…».
А потом был май, когда на страничке Надеждинскоготелеграмм-канала появилось скромное видео про двух молодых людей, которые погибли в зоне СВО. Ученика и выпускника нашей Надеждинской школы. И бабушка с мамой заплакали... Плакали все учителя в моей школе. Страшно хоронить своего ребёнка, а для учителя каждый ученик, прошедший сквозь него – это его ребёнок… Вот тогда я понял – это не игра, это реальность.
Военные инженеры-конструкторы, которые должны создать такую технику, чтобы недружественные государства боялись даже допустить мысль о том, чтобы напасть на нашу страну. Чтобы семьи военных могли быть спокойны за жизнь и здоровье своих близких.»
12. Мазуров Иван, 11 кл., «Сын реки», Кемеровская, г. Кемерово, ГКОУ СОШ при учреждениях уголовно-исполнительной системы» (ТСП при ФКУ ИК-40 ГУФСИН России), рук. Павловская Нина Александровна.
Сын реки.
«Может быть, потому что детство моё прошло на берегах Томи, мне нравятся рассказы, стихи о реках, их обитателях, людях, которые умеют чувствовать и понимать природу. Таким человеком был Геннадий Евлампович Юров, поэт и публицист, автор одиннадцати поэтических книг и четырёх книг прозы, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Кемерово и Кемеровской области, автор слов гимна Кемеровской области…
Я узнал об этом человеке на уроке, когда выполняли тест по отрывку из рассказа Юрова. Несколько раз я перечитывал текст, так мне понравилась история отношений человека и хариуса, их ежевечерние встречи, немая беседа. Рыба приплывала, чтобы полакомиться крошками хлеба, которые для неё бросал в воду человек. Постепенно хариус стал доверять Юрову, и автору не было так одиноко вечерами поздней осенью в долине.»
14. Мирова Катерина, 12 лет, сказка «Секрет мастерства», г. Рыбинск, СОШ № 24 имени Бориса Рукавицына, рук. Карасева Елена Александровна.
15. Порецков Александр, 4 кл., «Защитник Руси. Подвиг длиною в жизнь», Челябинская, г. Златоуст, МАОУ СОШ №15, Литературная студия «Первоцвет», Бондаренко Людмила Ивановна.
«В центре города, на берегу городского пруда, красуется небольшой храм Александра Невского. Сначала – часовня, теперь – храм
Мне захотелось узнать больше про Александра Невского. Всей семьёй искали о нём всё. Мы с мамой прочитали, что ему не было и 20 лет (представляете?!!), когда пришло первое испытание – нашествие шведов.
Александр давал народу спокойную жизнь. Смелый, мужественный, любящий свою землю и свой народ, готовый ради них на всё! Он настоящий герой и защитник Отечества! За это и помнят его по сегодняшний день. И уютный храм на берегу городского пруда в Златоусте – НАША память о нём…»
17. Топчиев Данил, 11 кл., «Совесть подсказала», Воронежская обл., Кантемировский район, с. Митрофановка МБОУ Митрофановской СОШ, Топчиева Ирина Викторовна.
«Ясное морозное утро шестнадцатого января сорок третьего года. Красноармейцы ведут за околицу на расстрел мужчину – старосту деревни Распопова Ивана Ивановича. Солдаты вскинули винтовки. Иван Иванович поднял глаза на восходящее солнце, вздохнул. Вдруг раздался крик: «Не стреляйте! Этот человек спас мне жизнь!». Красноармейцы в замешательстве опустили оружие. К расстрельной команде бежал лётчик, повторяя: «Не убивайте моего спасителя!».
Такие разные мнения взывают открытое недоумение. Кем же был Иван Иванович предателем или героем? Какова его роль в истории моей семьи?
Спустя много лет после войны Иван Иванович признался, что оставили его в тылу по приказу районного комитета Коммунистической партии. Держал связь с подпольщиками, помогал нашим военным вернуться в свои части и продолжить борьбу с врагом. О том, с кем он был связан во время войны, сколько людей спас, знал только он.
Местные жители говорили, что хотели дать Ивана Ивановичу звезду Героя, но он отказался. «Какой из меня герой? Я делал то, что подсказала мне моя совесть. Какой же я герой?».
С фронта вернулся Иван Иванович со многими наградами. Для кого-то он остался предателем, а для меня и моей семьи Иван Иванович был и останется героем, ведь благодаря его стараниям, моя семья осталась жить.»
18. Якимова Дарья, уч. 10-Б кл., «Судьба человека», МОУ СШ№1 г. Кировск, ДНР, рук. Акатова Лариса Васильевна. Специальный приз газеты «Ветеран».
«Героев Отечественной, Первой и Второй мировой и Великой Отечественной войны знают многие из учебников истории, из интернет-источников или из рассказов своих дедушек и бабушек. Но мало кто слышал такие имена: Сидорчук Кирилл, Захарченко Александр Владимирович, Ракуленко Сергей Александрович, Дикий Алексей Александрович, Жук Геннадий Иванович. Все они – Герои моего края, которые отдали жизнь за будущее других, за счастливое будущее без войны.
Героизм – это не только проявление мужества и отваги, но и умение жертвовать собой ради других. Не всегда герой – это сильный и смелый, как Илья Муромец. Герой обладает силой духа, готов совершить подвиг в любое время, не жалея о нем и не думая о наградах и почестях. Иногда бывает, что внешне невзрачный человек может совершить героический поступок. Моисеенков Евгений – мой брат. И я считаю, что он герой без орденов и наград. Весна, все цветет и пахнет, глаз радуется от всей красоты природы. Но, к сожалению, свист снарядов и взрывы не дают радоваться душе. «Я шел к бабушке, на улице ни души, кроме меня и женщины с пятилетней доченькой, как вдруг я слышу свист, крикнув: «Ложись!» – я упал на ту малютку всем телом. С неба посыпались осколки стекол. Боли я сразу не почувствовал, но увидев шок и страх в глазах мамы девочки, понял, что моя спина вся в осколках»,– рассказывал мне брат. Все остались живы. Но наградой брату послужили шрамы на спине и благодарность со слезами той женщины.
«Не знаю, что было бы, если девочка была б чуть дальше, но я рад, что она жива»,– добавил позже Женя.»
Передает автору спецприз газеты «Ветеран» главный редактор ВладимирКазмин.
Колесников Павел, 7 кл. ГОУ ЛНР “Краснодонская СОШ № 24 им. Героя Советского Союза Ивана Васильевича Туркенича
О ПОДВИГЕ И НЕ ТОЛЬКО…
«Люди ценят, уважают, помнят, прославляют своих героев — тех, кто совершил подвиги во имя Отечества и своего народа. Мне кажется, что доброта, честность, великодушие, смелость, верность, трудолюбие, умение дружить, преданность своей стране — это качества настоящей сильной личности, способной на героический поступок. И развитие, воспитание в себе этих качеств можно считать своим достижением, своим первым подвигом!»
От москвичей победителей приветствовали пьесой «Скерцо» Д. Кабалевского Московский музыкально-педагогический колледж в лице юной скрипачки Серафимы Сытник, преподавателя Прошаковой Г.И. и концертмейстера Канаевым А.Ю., пьесой «Скерцо» Д. Кабалевского.
Номинация «Художественное выразительное чтение»
1. Лагутина Юлиана, 13 лет, «Слово о России» Михаила Исаковского, Алтайский край, Бийск, МБУ КСЦ, Лагутина Александра.
2. Матко Ульяна, 7-А кл., «Алёшкины мысли» Р. Рождественского, Красный Луч, Красный Луч, ГОУ ЛНР "Краснолучская школа № 20" рук. Симора Лариса Леонидовна.
3. Колташева Варвара, 15 лет, «Железная дорога» Н.А. Некрасова, г. Рыбинск, СОШ № 30, рук. Бушинова Марина Алексеевна.
Форма участия: коллективная
1. Никитина Евдокия, 18 лет, Ерак Екатерина, 19 лет, Ерак Петр, 17 лет, РастопчинаМария, 17 лет, Колесников Василий, 17 лет, Перевезенцева Анастасия, 17 лет, Лагутова Анастасия, 16 лет, Кирсанов Михаил, 17 лет, Жуков Святослав, 14 лет, Радио-спектакль «Русский характер», Ярославская, г. Рыбинск, ЧОУ "Рыбинская православная гимназия имени преподобного Серафима Вырицкого", рук. Киселева Ирина Николаевна, Виноградова Татьяна Борисовна.
2. Белоцерковская Амина, Брежнев Артём, ГаврюшенкоАлександр, КузнецоваСофия, МартыноваАнастасия, МаршевскийСтанислав, Могильда Алина,РезникАлексей, СидоренкоИрина, 10 кл., спектакль «Помните и детям расскажите. Молодая гвардия», ГУ ЛНР «Луганское ОУ СОШ № 13 имени Александра Молодчего», рук. Бова Вероника Анатольевна,Толстоус Алина Сергеевна.
Номинация «Письмо моему герою»
Форма участия: индивидуальная
1.Емельянов Владимир, «Письмо брату», Курская обл., МБОУ Зоринская СОШ Обоянского района, рук. Коптева С.И.
«Привет, братик Андрюшка! Вот пишу тебе письмо, как и обещал в прошлый раз. Мы с тобой тогда очень долго общались по видеосвязи, помнишь?
Было очень приятно, что ты позвонил мне поздно вечером. Я уже почти заснул. Поэтому даже не сразу узнал твое лицо на экране своего мобильного телефона. На меня смотрели очень уставшие глаза. Помню свой первый вопрос к тебе: «Почему ты так долго не звонил?» Твой ответ я до сих пор помню: «Прости, братишка! Я Родину защищал!»
Как жаль, что это письмо ты уже никогда не прочитаешь. Но я клянусь тебе, братишка, что буду очень стараться, чтобы стать таким же патриотом своей Родины, каким тебя запомнили твои друзья и родственники. Ты жизнь свою отдал за Отечество.
Я, по твоему совету, уже не один год усердно тренируюсь в спортивном клубе боевых единоборств «Патриот» в группе «юный спецназовец». За это время успел поучаствовать в различных соревнованиях. Имею разряды по самбо и кикбоксингу. Медалей, грамот и кубков заработал немало. Я мечтаю стать спецназовцем и свою дальнейшую жизнь связать со службой в спецвойсках Российской Федерации.
Ты обязательно будешь мною гордиться, братик!
Мой брат Павлюк Андрей Александрович. Вечная память!!!»
2.Безуглова Александра, 10 кл., «Письмо молодогвардейцам», Лутугинский район, ГОУ ЛНР «Георгиевская СШ №2», рук. Сметанина Лариса Николаевна,
«Вы родились в одном десятилетии и почти все погибли в январе-феврале 1943-го. Как тесно годам между двумя этими датами – рождения и смерти!
Тоня Мащенко не дожила двух недель до своего шестнадцатилетия.Олегу Кошевому шел семнадцатый.Сережа Тюленин казнен на восемнадцатом году жизни.
Тесно годам между датами, между датами вашего рождения и смерти. Но какая жизнь уместилась здесь!
У каждого из вас были свое имя, свой характер, своя мечта. Но общая цель – разгромить ненавистных захватчиков – сделала вас похожими в главном, дала вам общее имя – молодогвардейцы.
Мне порой кажется, что вы – рядом. И чуть впереди.
Вы – вечно живы, вы – вечно молоды, вы – вечно с нами!
Мы – не такие, как вы. Мы с вами – разные. Но нам так же хочется любить свою Родину.
Долгий, могучий, нарастающий в десятилетиях отзвук подвига «Молодой гвардии» свидетельствует: мы решаем новые задачи, но в главном – мы – те же.
«Молодая гвардия» не просто волнует и тревожит нас, ваших земляков. «Молодая гвардия» объединяет народы.
Мы всегда будем помнить вас, дорогие краснодонцы. Да обнимет вас народ и история! Вы были земные люди из плоти и крови, но мужество ваше крепче алмаза!
Мы будем честно, умно и красиво жить, любить свою Родину так, как любили её вы, молодогвардейцы! Вы – наша боль, гордость и честь!
3.Брикун Алина, 8 кл., «Письмо Илье Муромцу», ДНР г.Шахтерск, МБОУ "Шахтерская ОШ №11»», рук. Бондарчук Тамара Николаевна.
«Здравствуй, святой преподобный Илья Муромец.
Во всех былинах описываются невероятные подвиги, совершаемые тобою. С трудом верится, что это мог совершить один человек. Но если к ним добавить твоих друзей, то многое становится понятным.
Очень удивляет твоё великодушие и человечность по отношению к врагам. Перед боем ты просишь их не проливать кровь понапрасну, а, победив, прощаешь. Недаром о тебе остались легенды не только у русских людей, но и в народах, чьи предки приходили завоёвывать нашу землю.
Трудно быть защитником. Получив множество ранений и потеряв былую силу ты и тут не оставляешь родной народ. Став монахом, ты продолжаешь молиться о спасении отечества.
Вся твоя жизнь: сказочная ли она, былинная или настоящая, какая уж дошла до нас – достойна подражания. И очень удивительно, что всё это об одном человеке, о тебе Илья Муромец.
С уважением твои благодарные потомки».
4. Головичёв Владимир, 13 лет, «Письмо моему герою – писателю В.Н. Ганичеву», ЯНАО, Пуровской, п. Ханымей, МБОУ СОШ №1, рук. Лазарева Светлана Николаевна.
5. Климцов Иван, «Письмо защитнику Сталинграда», МОУ "СШ с углубленным изучением отдельных предметов № 94 Тракторозаводского района Волгограда", рук. Середина Елена Георгиевна.
«Саша Филиппов, здравствуй!
Пишет тебе Иван, твой земляк из будущего, из города, за освобождение которого ты отважно воевал.
А как бы хотелось мне расспросить у тебя о той войне, хотелось бы услышать, как ты, невоенный человек, мог ходить и запоминать то, что необходимо было знать нашим, как не боялся общаться с фашистами, заходя к ним в штаб, воровать у них из-под носа секретные документы, предлагая почистить им сапоги? Как ты мог, понимая, что это твой последний час встретиться со своей мамой и не дрогнуть, а даже утешить её. Как мог ты выдержать те нечеловеческие пытки, издевательства озверевших гитлеровцев? Однако самое главное, какой же силой духа надо обладать, чтобы идти на виселицу с высокоподнятой головой, да ещё презрительно крикнуть своим палачам: «Все равно наши придут и перебьют вас!»
Я часто спрашиваю себя: «А я бы смог так как ты, Саша?», но очень сложно ответить… Знаю одно: твой пример всегда передо мной. Тебе было семнадцать: окончание школы, надежды на светлое будущее, первая любовь, выбранная по душе профессия, и всё это оборвала война. Что же тебя подвигло на такой подвиг? Патриотизм, чувство любви к Родине? Чувство долга? А, может быть, та удаль, взятая из детства, мальчишеская отчаянность или пример какого-то героя был перед тобой в то время? Но ты молчишь и уже никогда не ответишь на мои вопросы.»
6. Токарева Наталья, 8 кл., «Письмо к М.Ю.Лермонтову», Омская обл, Марьяновский, с. Пикетное, Пикетинская сельская библиотека-филиал №2, рук. Медведева Наталья Борисовна. Специальный приз газеты «Ветеран»
«И снова, как в 1812 году, как в 1941 году, наша страна поднялась на защиту людей от фашизма. Из передач по телевизору, из газет, мы узнали о беспримерном подвиге российских солдат. Об их гуманизме и стремлении их можно сказать строчками из Вашего стихотворения:
«Уж постоим мы головою
За родину свою!»
Михаил Юрьевич, на эти размышления меня подтолкнуло Ваше стихотворение. И хотя Вы прожили короткую земную жизнь, Вы будете жить в своих произведениях. Вас всегда будет помнить и чтить русский народ.
Я горжусь, что я живу в России, в стране Пушкина, Лермонтова, Толстого, Твардовского и других великих поэтов и писателей.
Я горжусь своей страной и ее богатой историей, ее героическим прошлым. И я верю в Победу России над фашизмом! Россию и ее народ, победить невозможно!»
Отмечена работа спецпризом газеты «Ветеран».
Номинация «Художественный образ»
Форма участия: индивидуальная
Рукописные книги:
1.Пруцаков Никита, 5-Б кл., рукописная книга «Песенник моей Родины», Луганск, ГОУ ЛНР «ЛОУ СОШ № 48 им. А.Н. Канищева», рук. Дмитриева Диана Александровна.
Книга-песенник была подарена певице Т.Ю. Петровой на память о Конкурсе
Рисунки
1.Крамаренко Елизавета, 14 лет, триптих «И назвали жеребенка Победа», МБУДО "Бийская ДХШ" пр. Трофимова Елена Владиславовна, г. Бийск, Алтайский край.
2. УжеговаИлария, 13 лет, рисунок «Освободитель», РСО-Алания, ст. Арахонская, МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская», Мычкина Т.Н.
3.Ишмухаметова Дарья, 16 лет, «Святое место Отечества. Остров Патмос», Алтайский край, г.Бийск, МБУДО «ДДТ», рук. Бахтина Юлия Рашидовна.
4.Миронова Анастасия, рисунок «Исакиевский собор», Ярославская, г. Рыбинск, СОШ № 23 им. С.И. Грудинского, рук.Стрючкова Ирина Павловна
5. Тарасенко Кирилл, 11 кл., рисунок «На подворье у бабушки», ЛНР, ГУ ДО ЛНР "Лутугинский Дом детского и юношеского творчества", рук. Воронов Владимир Иванович.
6. Евдокимов Вячеслав, рисунок «Подвиг моего земляка – офицера десантника Александра Глебова», МКОУ «Миролюбовская ООШ» Фатежского р-на, Курской обл., рук. Лукьянчикова А.Ю.
7. Савелова Елизавета, рисунок «Берегиня. Молитва за Донбасс», ЛНР, Луганск, Луганск, ГОУ СПО ЛНР «Луганский архитектурно-строительный колледж им. архитектора А.С. Шеремета», рук. Малая Снежана Викторовна.
8. Лазарева Анна, 15 лет, линогравюра «Кормилица», Ульяновская обл., МКУДО Карсунская детская школа искусств имени Аркадия Пластова, рук. Мыльникова Л.А.
Рукописные книги
Форма участия: коллективная
1. Дьяченко Мария, Митрошкина Милана, Подольская Маргарита, «Не может Родина быть малой с такой великой судьбой», МОУ "СОШ №4" г. Краснослободска Волгоградской обл., рук. Кучеренко Людмила Евгеньевна.
2. Белоконь Анастасия, Назаренко Полина, Побережский Тимофей, Старченко Дмитрий, 5-А кл., «Дети Победы», ГОУ ЛНР "Краснолучская школа № 20", рук. Давыскуб Ирина Анатольевна.
Спецприз от «БОЕВОЙ ГАЗЕТЫ» вручает главный редактор Елена Овчаренко Анне Кирице, автору «Боевой ушаковской газеты».
Номинация «Добрый мастер родной земли»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
Модели и макеты
1. Гурдяев Илья, 9 кл., «Макет усадьбы Приклонских-Рукавишниковых»МБОУ СОШ №10 г. Сарова, рук. Габдулин Газинур Нуриевич.
2. Василик Иван, 3 кл., «Круг гончарный, глина, вода: Будет посуда – бедут еда!», ГУ ЛНР «Луганский УВК № 43 им. Е.Ф. Фролова», рук. Федотова Валентина Брониславовна.
3. Проскурникова Екатерина, сувенир «Святой Николай», ЛНР, Славяносербский район, с. Смелое, ГОУ ЛНР «УВК Смелянская школа», рук. Никишина Елена Александровна.
4.Ермолаева Елизавета, 2 курс, авторские шахматы "Народная кукла", текстиль, фетр, тесьма, флизелин и пр., МГТК им. Л.А. Филатова, рук. Зырянова Татьяна Юрьевна.
5. Доронин Роман, 11 кл., «Непобедимый и святой», экспедиция, рукописная книга и баннер, посвященный деятельности Ф.Ф.Ушакова, г. Макеевка, МБОУ СШ №59, рук. Медведева Татьяна Ивановна.
6. Левченко Семён, 16 лет, «Дуэт: направо – песнь, налево – сказка...» (к 85-летию студии «Союзмультфильм», г. Калининград, Дом детского творчества «Родник» (МАУДО ДДТ «Родник»), рук. Левченко Елена Евгеньевна.
7. Сороколетова Дарья, «Церковь Владимирской иконы Божьей Матери», ЛНР, Луганск, ОП «Многопрофильный педагогический колледж ЛГПУ», рук. Зубцова Наталья Сергеевна.
8. Кузовлева Ульяна, 15 лет, кукла на каркасе «Петр I», Алтайский край, г. Бийск, МБУДО «Бийская ДХШ», рук. Дмитриева Светлана Николаевна.
9. Сапрунова Татьяна, декоративная тарелка, мозаика из яичной скорлупы«Петр I», Курская обл., МБУДО «Черемисиновский ДДТ» Черемисиновского района, рук. Сапрунова Е.В.
10. Рутковский Максим, 5 кл., «Су-24 ВКС России», ГОУ ЛНР "Брянковская специализированная школа №1", рук. Луковка Наталия Константиновна.
Номинация «Песни и стихи»
Форма участия: индивидуальная и коллективная
1.Акименко Вероника, стихотворение «Птица», ГОУ ЛНР "Краснолучская школа № 20", рук. Шидлович Людмила Степановна.
ПТИЦА
Моя радость ты, птица белая.
Ты раздольную песню пела мне
О родных степях, о Миус-реке,
Где казацкий шлях в белом ковыле.
Припев:
Ты мне пой, ты мне пой, птица белая,
Светлым ангелом лети, птаха смелая.
Над землей моей пари,
Мир и счастье сбереги
И беду, и беду прочь гони.
(2 раза)
Ты печаль моя, птица черная.
Прокричала ты сродни ворону.
А беда-злоба, гость непрошенный,
Пеплом степь мою запорошила.
Припев:
Улетай, пропадай, птица черная.
Сколько слез ты принесла, горя черного.
По полю пойду-пойду,
Сон-траву найду-найду.
Забери, забери мою беду.
(2 раза)
Не судилось мне, как мечталося,
И с мечтой своей распрощалась я.
Но душа моя, ты – любви родник.
И вздохнет ковыль, будто праведник.
Припев:
На церквах купола, колокольный звон.
Православный народ собирает он,
Над землей летит-поет,
Птицу – радугу зовет.
Сохрани ты, Господь, свой народ.
(2 раза)
2. Разинькова Алина, стихотворение «Шли ребята молодые», МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска, рук. Кузнецова И.В.
Шли ребята молодые,
Шли ребята на войну,
Защищать края родные,
Защищать свою страну.
Шли вперёд, не отступая,
Чтоб скорей врага разбить,
Шли, надежды не теряя,
В этой битве победить.
Сыпал снег, метель кружила,
Колкий ветер сёк лицо,
Но всё так же выходила
Мать под вечер на крыльцо.
Выходила и смотрела
Всё на запад, всё туда,
Где над заревом висела
В небе ранняя звезда,
Где гремела канонада,
Не стихая день-деньской,
Где в степях под Сталинградом
Сын её вёл тяжкий бой.
И бессонными глазами
Миллионов матерей
Наша Родина смотрела
На воюющих детей.
А они под этим взглядом,
Из последних сил держась,
Досылали в ствол снаряды,
Над прицелами склонясь.
И с последнею гранатой
В одиночку шли на взвод,
И сапёрною лопатой
Прорубали путь вперёд
Стёрлись даты роковые,
Пронеслись гурьбой года,
Но остались, как живые,
Те ребята молодые
В светлой памяти России
Навсегда!
3. Иванова Софья, песня на стихи Владислава Артемова «Девочка и мальчик», МУДО "Центр "Олимпия" Дзержинского района Волгограда", рук. Елизарова Александра Павловна.
4. Овсянникова Дарья, частушки-страдания "Я любила сокола",МУДО "Центр "Олимпия" Дзержинского района Волгограда", рук. Божевольнова Марина Александровна.
Номинация «Образ и память»
Сайты и презентации:
1. Ликанцева Виктория, Наконечная Ангелина, Торкина Полина, Целикова Анжелика, Кочерещук Екатерина, Дик Валерия, 9, 10, 11 кл., презентация «О героях моего края, подвигах, оставшихся в памяти народной на все века», Славяносербский район, п. Металлист ГОУ ЛНР «Металлистская СШ им. журналистов ВГТРК И. Корнелюка и А. Волошина», рук. Мандрикова Анастасия Юрьевна.
Видеофильмы и компьютерные анимации:
1. Попов Никита, Овчинников Сергей, ГазиевЭльнур, 11 кл., документальный фильм «Генерал-майор Еременко», Белгородская обл., п. Дубовое, МАУ ДО «ЦДО «Успех», рук. Шевцова Светлана Николаевна, Сивилир Юлия Сергеевна.
2. Голетиани Наира, Емельянова Дарья, Коваленко Полина, анимационный фильм «Заветное желание» Курская обл., Дмитриевский р-н, МКОУ «СОШ №1», рук. Шаталова П.С.
3. Панько Вероника, Жиганшина Эвелина, Виноградова Виктория, 13 лет, анимационный клип «Мой дедушка – герой» Челябинская обл., г.Катав-Ивановск, МБОУ СОШ №2, Мультстудия "Звездочка", рук. Хохлова Елена Борисовна.
4. Болотова Елизавета, 8 класс, видеофильм «Тот самый Василий Шукшин», Алтайский край, г. Барнаул, МБОУ «СОШ №70», рук. Кугаевская Мирослава Владимировна.
Экспедиции по местам славы моей Родины:
1. Шишлёнкова Яна, 6 кл., «Зелёная аптека», кружок «Юные исследователи Сарова», МБУ ДО «Станция юных натуралистов», рук. Габдулина Галина Алексеевна.
2. Кудинова Софья, 11 лет, Дронов Иван, 12 лет, Бирюков Коля 11, лет, Бирюков Егор, 11 лет, фильм «Тропа красоты и памяти», г. Москва, РОО клуба "Сфера", рук. Бирюков Алексей Алексеевич.
***
Завершилась радостная встреча 3 ноября поэтическим словом Михаила Ножкина и заветной, по традиции, песней вместе с ребятами «Последний бой»...
Ребята, учителя и организаторы от имени Союза писателей России, ВРНС, Центра Федора Ушакова благодарили всех, кто помог провести и создать этот праздник:
Руководителя фракции КПРФ Г.А. Зюганова;
Компании IEK GROUP;
Страховую Компанию «ТИТ»;
МОО «Вече»;
Профсоюз «Почты России»;
Фронтовое агентство «Анна-Ньюс» за информационную поддержку;
МОК Союза казаков-воинов России и зарубежья;
Попечительский Совет святого колодца преподобного Ферапонта из Можайска и лично Александра Михайловича Бояра, Виктора Алексеевича Лапкина;
Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь за молитвы и за книги о славном адмирале, святом праведном воине Феодоре, и иконы святого;
Международный Шолоховский комитет за изданную красно украшенную эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон»;
Центры Федора Ушакова в Николаеве (Бушуеву Г.В.), в Луганске (Мельник В.Н.), в Бийске (Т.А. Ашмарину), в Волгограде (Егорова Е.В.), в Макеевке (Медведева Т.И.) за проведение региональных этапов;
Вадима Носова за походные сумки…
В этом году ребятам личные подарки сделали семьи наших соборян Орловых, Андрияновых-Стриженовых, Володиных, Чауса...
Спасибо сердечное Татьяне Щорс, Татьяне Максимовой, Алине Свиридович, Роману Доронину, Лере Сычовой и всем нашим бескорыстным друзьям и добровольным помощникам.
***
4 ноября, в День народного единства, победители побывали на Бородинском поле, помолились в Бородинской и Лужецкой Ферапонтовой обителях, на источнике преподобного Ферапонта Можайского, где испили святой студеной водицы, а также насытились кашей из полевой кухни, поклонились святыням в главном Храме Вооруженных сил Росси в парке «Патриот».
Завершили праздник победителей в Переделкино, в доме, где жил инициатор проведения Конкурса, ученый, писатель, автор книги «Ушаков» Валерий Ганичев, посетили выставку работ участников конкурса «Гренадеры, вперёд!», погрелись у костра и попели прощальные песни, твердо зная, что добро обязательно победит зло, а слова Родина и Бог всегда пишутся с большой буквы!
Сергей Иванович Котькало, сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собор
Марина Валериевна Ганичева, главный редактор журнала «О, Русская земля»