Икона «Всех скорбящих Радосте» обращена к России, к нашим дням. Все ли знают, что через эту икону, прославившуюся в 17 веке, явила Божия Матерь Свое чудесное заступничество 6 ноября по новому стилю? Несомненно, пророчески, потому что в 20 веке это число станет кануном самой грандиозной в истории России катастрофы. И Божия Матерь, «в скорбных обстояниях на помощь нас предваряющая», издалека спешит засвидетельствовать о Своем заступничестве. Сегодня новые скорби в нашей Церкви, в нашем народе. Нет такого человека, который не имел бы скорбей.
Церковь напоминает нам, чтобы мы не страшились скорбей. Наоборот, как говорит апостол Павел, скорбями мы хвалимся. Если есть нам чем хвалиться, то только скорбями. И если есть какая надежда, что обретем мы милость Божию, и все изменится у нас, то только благодаря скорбям, которые мы сегодня переживаем.
Мы постоянно напоминаем слова святых отцов, знающих, что такое скорбь и что такое радость. В том и заключается святость, чтобы узнать подлинную скорбь и узнать подлинную радость. Противоестественно, казалось бы, человеку желать скорбей. Но только тогда, когда крестная сила благодати Божией сопутствует его скорбям, может он переносить любые испытания.
Скорби необходимы нам. Есть такое видение у древнего апостольского мужа Ермы, где Церковь Христова изображается им в виде строящегося храма Божия. Мы представляем собой камни неотшлифованные, грубые. Для того Господь и обтесывает нас скорбями, чтобы мы оказались годными для созидания храма небесного. Живыми камнями, как говорит слово Божие (1 Петр. 2, 4—5). Чтобы мы не оказались выброшеными из-за непригодности — из-за того, что все у нас в жизни шло, как будто благополучно и гладко. Поэтому и говорят святые отцы: если видишь кого-нибудь живущего без скорбей и при этом бесстыдно грешащего, знай, что этот человек оставлен Богом.
Мы знаем, каким преследованиям подвергаются сегодня христиане во всем мире — например, в Сирии, в Америке, в Европе. И как агрессивно насаждаются антихристианские, сатанинские ценности в так называемых демократических странах. То, что было у нас после революции в минувшем веке, когда большевики навязали нашему народу свободу от заповедей Божиих, сейчас раскрывается повсюду с еще большей силой. Наступят времена, когда скорби будут единственным признаком подлинности христианской веры — «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», по слову апостола (2 Тим. 3, 12). И без благодати Креста Господня, без заступничества Божией Матери никто не сможет их перенести. Но не напрасно мы повторяем вслед за святыми отцами эти непонятные для не знающих благодати Христовой слова, что в будущей жизни мы больше всего будем жалеть, что у нас мало было скорбей. Ибо все в конце концов заключается в любви ко Господу, нелицемерность которой мы можем доказать только принятием всего, что Он посылает нам. Потому-то и «око не видело и ухо не слышало, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» Своим Крестом и Воскресением.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России